ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7945/14 от 23.12.2014 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело № А21-7945/2014

« 24 » декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена « 23 » декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен « 24 » декабря 2014 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Залужной Ю.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области о привлечении ИП Граниной Марии Владимировны (ОГРНИП 312392619200264 ИНН 391401705904) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Миннигулова Л.Р. по доверенности от 23.07.2014, паспорту

от заинтересованного лица: Вобликов Д.В. по доверенности от 01.10.2013, паспорту

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 5) (далее – Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Граниной Марии Владимировны (ОГРНИП 312392619200264 ИНН 391401705904) (далее – ИП Гранина М.В., предприниматель, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, ссылаясь на доказательства, имеющиеся в материалах дела.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности с заявленными требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление о привлечении к административной ответственности.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

При проведении таможенного контроля 07.10.2014, на основании предписания начальника Калининградской областной таможни от 07.10.2014, в павильоне № 108, расположенном на территории Московского рынка города Калининграда по адресу: Калининград, ул. Дзержинского, 79, выявлено, что ИП Гранина М.В. осуществляет реализацию алкогольной продукции, подпадающей под запрет в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560.

Материалами административного дела подтверждается, что на момент проведения таможенного контроля, установлено, что на торговой площади в указанном павильоне находилась на реализации алкогольная продукция, перечисленная в акте таможенного осмотра помещений и территорий от 07.1.2014 № 10012000/400/071014/А0006, при этом лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции отсутствует.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченными лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении № 502/1 от 22.10.2014 и в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в суд для разрешения вопроса о привлечении ИП Граниной М.В. к административной ответственности, предусмотрено частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд находит заявление Управления подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде штрафа для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование видов этой деятельности установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрена выдача лицензий, в том числе на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (пункт 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).

В соответствии со статьей 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями.

Порядок проведения таможенного осмотра помещений и территорий регламентируется Инструкцией «О действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий», утвержденной Приказом ФТС России от 16.03.2011 № 578, которая допускает осуществление проверочных мероприятий в отсутствие понятых.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится должностным лицом таможенных органов при наличии информации о возможном нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований, установленных таможенным законодательством РФ (п. 11 Инструкции).

Согласно подпункту 2 пункта 3 Инструкции таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 2 Инструкции, может проводиться должностными лицами таможенных органов у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющимися зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, для проведения такой проверки.

Подпунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся под особым государственным контролем и совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, в связи с чем, правонарушение, совершенное предпринимателем, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного деяние предпринимателя по реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии образует объективную сторону предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ состава административного правонарушения, так как данная продукция находится в незаконном обороте.

В деянии предпринимателя так же имеется субъективная сторона данного правонарушения.

Так, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным, так как основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, послужили результаты проверки, проведенной не в рамках КоАП РФ, а в рамках таможенного законодательства.

Таким образом нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

Доводы ИП Граниной М.В., изложенные в письменных возражениях судом не принимаются к рассмотрению.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь принципами справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также учитывая характер правонарушения и обстоятельства его совершения, признает необходимым привлечь ИП Гранину М.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначать ей наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. без конфискации алкогольной продукции, описанной в акте таможенного осмотра помещений и территорий от 07.10.2014.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Калининградской области (Управление Роспотребнадзора по Калининградской области)

ИНН 3906134200 КПП 390601001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград,

БИК 042748001

КБК 41511690010016000140

ОКТМО 27701000

расчетный счет 40101810000000010002.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Разъяснить предпринимателю, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у арбитражного суда Калининградской области будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Управления Роспотребнадзора по Калининградской области удовлетворить.

Привлечь ИП Гранину Марию Владимировну ОГРН 312392619200264 ИНН 391401705904) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей без конфискации алкогольной продукции, описанной в акте таможенного осмотра помещений и территорий от 07.10.2014.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.Д. Залужная