Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21- 8022/2020
05 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шубиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области о привлечении ФИО1 (руководителя ООО «Т.Р.С.») к административной ответственности по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 02.07.2020, удостоверению;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен
установил:
11.08.2020 Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области (далее – ИФНС, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО1 (руководителя ООО «Т.Р.С.») (далее – физическое лицо) к административной ответственности по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ.
ФИО1, извещен о дате, времени и месте судебного заседания по всем известным суду адресам, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Представитель ИФНС поддержал заявление о привлечении к административной ответственности в полном объеме.
Суд провел судебное заседание по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2017 по делу № А21-8637/2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Т.Р.С.» (далее – должник, ООО «Т.Р.С.») введена процедура банкротства конкурсное производство.
Определением суда от 04.04.2018 по названному выше делу бывший руководитель должника ФИО1 привлечен к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам должника в размере 3 453 811,65 руб.
Инспекцией были направлены запросы в ОСП Ленинградского района и Московского района г. Калининграда, а также в адреса взыскателей об исполнении (не исполнении) ФИО1 определения суда от 04.04.2018 по делу № А21-8637/2016.
Согласно ответу от ИП Шаха А.А. от 06.08.2020 ФИО1 не исполнил свои обязательства перед ИП Шаха А.А. в размере 2 729 789,00 руб.
В связи с этим, а также ввиду неисполнения определения Арбитражного суда Калининградской области от 04.04.2018, 10.08.2020 инспекцией, в отсутствие ФИО1, составлен протокол по признакам совершения ею административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ.
11.08.2020 инспекция обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд признает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов административного производства, ФИО1 уведомлялся о времени и месте составлении административного протокола по адресу <...>.
В то же время в представленной расширенной выписке ЕГРЮЛ адрес ФИО1 значится: <...>. Доказательства извещения ФИО1 по данному адресу ИФНС не представлены.
При этом согласно справке из отдела адресно-справочной службы УФМС России по Калининградской области, запрошенной судом, ФИО1 с 07.07.2020 снят с регистрационного учета.
В соответствии с ответом на запрос суда из ФКУ «ГИАЦ МВД России» по состоянию на 27.10.2020 указанный гражданин снят с регистрационного учета по адресу: <...>. Иными сведениями ФКУ «ГИАЦ МВД России» не располагает.
В ответ на запросы суда операторам связи о регистрации абонентских номеров на имя ФИО1 получена ответы об отсутствии такой информации.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Анализ положений ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо, привлекаемое к ответственности о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании 02.02.2021 судом были заданы вопросы представителю Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области о том, извещалось ли физическое лицо по адресу регистрации, проживания, имеются ли доказательства такого извещения. Соответствующих данных представителем ИФНС не приведено, доказательств не представлено. Судом учтено, что копия заявления о привлечении к административной ответственности также была направлена ИФНС по иному адресу (<...>).
Судом также был задан вопрос о том, какой источник информации об адресе места жительства физического лица был использован ИФНС. В соответствии с ответом представителя ИФНС это базы данных налогового органа.
По мнению представителя ИФНС извещение по последнему месту жительства гражданина является надлежащим. Данные доводы заявителя признаны судом ошибочными применительно к обстоятельствам настоящего дела по следующим причинам.
В соответствии со ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Судом обращается внимание на то, что нормы КоАП РФ, в отличии от норм статьи 119 ГПК РФ, не содержат положений об извещении по последнему известному месту жительства (по сути фикции извещения), при том что законодательство об административных правонарушениях (КоАП РФ), гражданско-процессуальное законодательство (ГПК РФ) и соответствующие отрасли права используют различные предметы, методы и принципы правового регулирования.
По смыслу положений ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статьи 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
На основании установленных фактических обстоятельств дела с учетом указанных норм законодательства об административных правонарушениях судом сделан вывод о том, что административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения (направление извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не по месту жительства физического лица и при отсутствии его ходатайства о направлении корреспонденции не по месту жительства; составление протокола об административном правонарушении в отсутствие доказательств надлежащего уведомления физического лица), что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. Аналогичная практика установлена в постановлении Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 35-АД20-6; постановлении Верховного Суда РФ от 27.11.2015 N 301-АД15-13040 по делу N А17-6536/2014.
Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п.7 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Исходя из вышеизложенного в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области о привлечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административной ответственности, предусмотренной ч.8 ст.14.13 КоАП РФ, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области о привлечении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административной ответственности, предусмотренной ч.8 ст.14.13 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Ю. Юшкарёв