ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8026/12 от 30.01.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail:kaliningrad info@.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

7

февраля

2013 года

Дело № А21-8026/2012

Резолютивная часть решения объявлена

«30 »

января

2013 года

Решение изготовлено в полном объеме

«7 »

февраля

2013 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Мельник И.А.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Янтарьэнерго»

к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

о признании недействительным приказа № 46-11э/12 от 30 мая 2012 года (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года)

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 1.1.13 года

от Службы – ФИО3 по доверенности от 6.11.12 года, ФИО4 по доверенности от 14.12.12 года

установил: Открытое акционерное общество «Янтарьэнерго » обратилось с заявлением , уточнив в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о признании недействительным приказа № 46-11э/12 от 30 мая 2012 года (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12 ) «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Янтарьэнерго» на период 2012-2014 годов» .

Заявитель требования об оспаривании приказа об установлении тарифа на оказываемые им услуги по передаче электрической энергии в уточненном виде поддерживает в полном объеме, поясняя, что данный акт не является нормативно-правовым, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее указываемому как Служба) необоснованно при утверждении тарифа исключены из состава тарифной выручки кодконтрольные расходы ОАО «Янтарьэнерго» в размере 178 376 000 рублей, неподконтрольные расходы заявителя в сумме 520 654 000 рублей, расходы по услугам на передачу электрической энергии территориальным сетевым организациям в общем размере 514 286 000 рублей. Заявитель просит учесть, что обращение его с настоящим заявлением вызвано тем, что оспариваемый приказ службы может привести вследствие его реализации к тому, что экономическая его необоснованность приведет к убыткам предприятия, последующему его банкротству, невыполнением обязательствам перед ЕБРР, социально-политической нестабильности среди работников предприятия, сложности в организации со смежными сетевыми организациями по производству расчетов за оказываемые услуги.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал , дал пояснения по существу заявленных требований, полагал, что оспариваемый ненормативный акт соответствует положениям абзаца восьмого статьи 4 Федерального закона от 14.4.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Кроме того, ответчик полагает, что из содержания представленного экспертного заключения и представленных протоколов заседания правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области следует, что указанные заявителем суммы исключены из утвержденных тарифов обоснованно.

Рассмотрев ходатайство истца об изменении исковых требований, суд находит его подлежащим удовлетворению в соответствии со ст.ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска . Предметом иска в силу требований вышеуказанной нормы закона является материально-правовое требование истца к ответчику, которое может состоять в признании, присуждении, возникновении, изменении, прекращении правоотношений. Данное обстоятельство нашло свое отражение и в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.8.2012 года по делу № А56-9489/2012.

Сторонами представлены в материалы дела и раскрыты до вынесения настоящего судебного акта все имеющиеся доказательства по делу.

В судебных заседаниях 24 января 2013 года был объявлен в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыв до 30 января 2013 года, впоследствии в судебном заседании был объявлен перерыв 30 января 2013 года до 30 января 2013 года. Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2013 года.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил:

Заявителем оспаривается приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 31 мая 2012 года № 46-11э/12 (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12 ) «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Янтарьэнерго» на период 2012-2014 годов» . Из содержания приказа от 31 мая 2012 года № 46-11э/12 ( в редакции приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 7.6.2012 года № 47-01э/12) следует , что для открытого акционерного общества «Янтарьэнерго» утверждены долгосрочные параметры регулирования на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с приложением № 1; утверждена необходимая валовая выручка ОАО «Янтарьэнерго» (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годов в соответствии с приложением № 2 к оспариваемому приказу.

Из содержания приложения № 1 к вышеуказанному приказу следует, что для заявителя установлен на 2012 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере 738, 345 млн. руб, на 2013 год в размере 776, 279 млн. руб, на 2014 год – 808, 479 млн. рублей, индекс эффективности подконтрольный расходов на указанные периоды принят в размере 1%, коэффицент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов на 2012 год установлен в размере 0%, 2013 год – 75%, 2014 год – 75%, максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг определена в размере 0%.

В приложении № 2 к оспариваемому приказу определена необходимая валовая выручка ОАО «Янтарьэнерго» (без учет оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годов в следующем размере НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь на 2012 год в размере 1 920, 837 млн. руб, 2013 год – 2 062,346 млн. руб, 2014 год – 2 214,124 млн. руб.

Впоследствии на основании решения правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 27 июня 2012 года № 54/12 принят приказ № 54-11э/12 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 31 мая 2012 года № 46-11э/12», из приложения № 1 к которому следует, что на 2012 год для ОАО «Янтарьэнерго» установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 763, 219 млн. руб, на 2013 год в размере 802,432 млн. руб, на 2014 год – 835,717 млн. рублей, индекс эффективности подконтрольный расходов на указанные периоды принят в размере 1%, коэффицент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов на 2012 год установлен в размере 0%, 2013 год – 75%, 2014 год – 75%, максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг определена в размере 0%.

Приложение № 2 к приказу также изложено в новой редакции в части установления необходимой валовой выручки ОАО «Янтарьэнерго» (без учет оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годов в следующем размере НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь на 2012 год в размере 1 994, 831 млн. руб, 2013 год – 2 350, 542 млн. руб, 2014 год – 2 580, 009 млн. руб.

При этом согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Истец (заявитель) самостоятельно определяет порядок и способы защиты своего права, излагая их в подаваемом заявлении.

В соответствии со ст. 7.1. Федерального закона от 14.4.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 По пояснению представителей Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в судебных заседаниях при принятии оспариваемого приказа в измененной редакции применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В силу п.п.1 п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняла акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая, что из оспариваемого приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области следует, что он распространяется лишь на заявителя, суд полагает, что данный акт относится к ненормативно-правовым.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 14.4.1995 года № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (мощность) (далее также – тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или ) их предельных уровней.

Сам факт наличия у Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области полномочий по государственному регулированию цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и контроль за их применением, по настоящему делу не оспаривается представителями сторон и не вызывает сомнения у суда.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.4.1995 года № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального) и (или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (указанный законодательный акт действовал на момент обращения заявителя с требованием об установлении тарифа до принятия оспариваемого ненормативного акта).

Сам факт издания оспариваемого приказа от 31 мая 2012 года № 46-11э/12 (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12 )   уполномоченным органом установлен судом и не оспаривается заявителем по настоящему делу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.2.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровне тарифов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.

Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктами 10 и 11 Правил.

Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.

В соответствии с положениями пунктов 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой. При этом п. 18 Правил предусмотрено 10-ти дневный срок уведомления заинтересованных лиц о заседании Комиссии по тарифам (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.

31 мая 2012 года состоялось заседание правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области – о чем свидетельствует протокол № 46/12 , на заседании представители Общества присутствовали. В последующем при изменении оспариваемого приказа, по пояснению представителя ответчика, что подтверждается и материалами дела, представители открытого акционерного общества «Янтарьэнерго» в известность не ставились, заседания не проводились, какого-либо решения правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на основании которого был принят приказ от 27 июня 2012 года № 54-11э/12, суду также не представлены.

При этом, из пояснений представителя ответчика, протокола заседания правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее именуемого Служба) № 46/12 от 31 мая 2012 года, из самого оспариваемого приказа от 31 мая 2012 года № 46-11э/12 (в редакции приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12) не   предоставляется возможным установить – каким образом – Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области при принятии оспариваемого приказа производился расчет и применялся дифференцированный подход для определения тарифов на определенные периоды, так как Общество первоначально и обращалось с подобным заявлением, основания для принятия данного решения в оспариваемой редакции суду не предоставлены.

Суду представлены экспертное заключение и заключение, составленное работником Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, доказательства того, что данные документы были предметом исследования при издании оспариваемых приказов либо были переданы Обществу для изучения суду не представлены, сами документы дат их составления не имеют, само содержание данных заключения в части указания сумм, подлежащих включению в утверждаемые параметры и исключению из них дублируют друг друга в полном объеме.

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 8.2.2007 года № 288-ОП, 291-0-П указано на недопустимость превышения максимального индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по субъекту Российской Федерации, при определении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации максимального индекса по муниципальному образованию, если иное прямо не предусмотрено законодательством, при этом – предельные максимальные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые по муниципальным образованиям, могут отличаться в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.

В материалы дела представлено заключение Службы без указания даты его составления, оформленное начальником отдела ФИО5, и экспертное заключение к приказу от 31.5.12 года № 46-11э/12 ( в редакции приказа службы от 27 июня 2012 года № 54-11э/12) также без указания даты его составления и протокол заседания Правления Службы от 31.05.2012 года №46/12 . Судом неоднократно с момента назначения данного дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось представить в материалы дела экспертное заключение (при его наличии), которое составлялось при принятии приказа № 46-11э/12 в первоначальной редакции – такового экспертного заключения суду не представлено.

На странице первой экспертного заключения указывается, что эксперт осуществлял расчет тарифов на услуги по передаче для ОАО «Янтарьэнерго». Вывод эксперта противоречит цели экспертизы, которая должна осуществляться в целях определения долгосрочных параметров регулирования услуг по передаче электроэнергии.

Экспертное заключение, ссылается на пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года №1178, согласно которому органы исполнительной власти субъектов РФ должны были до 1.07.2012 года принять решение о пересмотре тарифов на услуги по передаче, оказываемых территориальными сетевыми организациями, исходя из увеличения не более, чем на 11% среднего по субъекту одноставочного котлового тарифа на передачу электроэнергии.

В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года №1178, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 года и Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ РФ от 6.08.2004 г. (далее – Основы ценообразования, Правила и Методические указания) единые котловые тарифы на передачу электроэнергии рассчитывается исходя из суммы необходимой валовой выручки (НВВ) всех сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии – в данном случае на территории Калининградской области.

Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

Как следует из материалов дела, регулирующим органом (службой) для установления тарифов теплоснабжающей организации выбран метод экономически обоснованных расходов, применению при таких обстоятельствах подлежат правовые нормы, регламентирующие данный метод. Согласно п.п. 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организацией, осуществляющих регулируемую деятельность.

При использовании данного метода регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 16 Основ ценообразования).

Пунктом 17 Основ ценообразования предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Определяя экономическую обоснованность заявленных расходов, регулирующий орган должен исходит из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации, осуществляющей регулируемую деятельность, получить экономический эффект, учитывая, что экономическая обоснованность расходов связана, прежде всего, с их оправданностью – необходимостью их осуществления в целях реальной экономической деятельности, направленной на получение дохода.

Открытое акционерное общество «Янтарьэнерго», получая плату за оказываемые услуги по передаче электроэнергии, которая определяется котловым тарифом на передачу электроэнергии, осуществляет расчеты со смежными сетевыми организациями по индивидуальным тарифам на передачу электроэнергии. По расчетам ОАО «Янтарьэнерго», представленным в заявке для установления долгосрочных параметров, сумма расходов для оплаты со смежными сетевыми организациями, составляет 514 286 тыс. рублей. Однако эти расходы экспертом Службы исключены из подконтрольных расходов (стр.3 вышеуказанного экспертного заключения).

Из протокола заседания Правления Службы от 31 мая 2012 года № 46/12 также следует, что НВВ территориальных сетевых организаций не включены в расходы ОАО «Янтарьэнерго», так как, по мнению Службы, эти расходы не являются финансовыми средствами ОАО «Янтарьэнерго».

Действия Службы в указанной части противоречат пункту 49 Методических указаний, согласно которому расходы, связанные с оплатой услуг смежных сетевых организаций, подлежат включению в НВВ сетевой организации, оплачивающей эти услуги.

Таким образом, суд полагает обоснованными доводы ОАО «Янтарьэнерго» о неправомерном уменьшении необходимой валовой выручки на сумму расходов, в размере 514 286 тыс. рублей, предназначенных для оплаты услуг пол передаче электроэнергии смежных сетевых организаций.

Из представленного суду ответчиком экспертного заключения следует, что пересмотр долгосрочных параметров, вызван необходимостью пересмотра в сторону уменьшения, единого котлового тарифа на передачу электроэнергии.

Пересматривая котловой тариф на передачу электроэнергии в сторону уменьшения, Служба была обязана пересмотреть НВВ всех сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии на территории Калининградской области и внести соответствующие изменения в приказы, устанавливающие индивидуальные тарифы на передачу электроэнергии, установленные для расчетов ОАО «Янтарьэнерго» со смежными сетевыми организациями, либо предоставить иные основания для его изменения.

В соответствии с Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э (в ред. Приказов ФСТ России от 22.11.2005 N 541-э,от 15.01.2007 N 3-э, от 26.06.2008 N 230-э,от 11.02.2009 N 27-э, от 06.04.2009 N 125,от 24.11.2010 N 546-э, от 29.12.2010 N 489-э/1,от 11.08.2011 N 484-э, от 26.12.2011 N 824-э,от 07.09.2012 N 612/1-э) "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" настоящий Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент), разработан в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130) (далее - Правила регулирования), и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами.

Рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа.

В случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается.

Дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней также не открывается, если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.

Органы регулирования определяют срок представления материалов, который не может быть менее 1 недели с даты поступления запроса в организацию (п. 2 в редакции Приказа ФСТ России от 24.11.2010 N 546-э) - какие-либо доказательства запроса документации ответчиком суду не представлено. Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области представила в материалы дела справку-обоснование по отсутствию протокола и заключения к приказу № 54-11э/12 от 27.6.12 года, из содержания которого следует, что данные изменения внесены в связи с запросами ФСТ России от 10.2.12 года № 4-385 № ДС-2091/4. Письмом от 10.2.2012 года № 4-385 Федеральная служба по тарифам обратилась к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о необходимости предоставления в вышеуказанный орган в срок до 17.2.2012 года письменные объявления по фактам, изложенным в обращениях ОАО «Янтарьэнерго» по вопросу отмены приказов ответчика по настоящему делу №№ 138-07э/11 от 29.12.11 года, 138-11э/11 от 29.12.11 года, 138-14э/11 от 29.12.11 года, в том числе по расходам на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ОАОР «ФЭК ЕЭС» ( с указанием величины оплачиваемой мощности), учтенным при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области.

Данные расчеты в материалы настоящего дела не представлены ни при принятии оспариваемого решения, ни при принятии последующих решений.

Письмом от 20.3.2012 года № ДС-2081/4 Федеральная служба по тарифам обратилась к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области также указала о том, что ответчиком по настоящему делу тарифы на содержание электрических сетей, ставки (тарифы) технологического расхода (потерь) электрической энергии тарифы установлены на уровне ниже предельного минимального уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных приказом ФСТ России. При этом данные предложения ответчика были отклонены ФСТ России письмом от 5 марта 2012 года № ЕВ-1652/12.


Изменения в котловые тарифы на передачу электроэнергии внесены приказом Службы от 27.06.12 г. №54-12э/12. Однако индивидуальные тарифы на передачу электроэнергии, по которым ОАО «Янтарьэнерго» осуществляет расчеты со смежными сетевыми организациями, установленные приказами Службы от 28.12.11 г. №137-03/11, от 26.12.11 г. №134-01э/11, от 29.12.11 г. №138-16э/11, от 7.02.12 г. №14-01э/12, оставлены без изменений, после издания оспариваемого приказа.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 20.12.2012) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"п. 42. при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с данным разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

В соответствии с приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 ( в редакции от 26.12.2011) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке"Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:

- двухставочный;

- одноставочный(абзац введен Приказом ФСТ РФ от 31.12.2009 N 558-э/1).

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (в редакции Приказа ФСТ РФ от 23.11.2007 N 385-э/1).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в Таблице N П1.30 (пункт в редакции Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 138-э/6).

Таким образом, доводы открытого акционерного общества «Янтарьэнерго» об уменьшении единых котловых тарифов на передачу электроэнергии при издании оспариваемого приказа и осуществлении данных действий Службой только за счет соответствующего уменьшения необходимой валовой выручки ОАО «Янтарьэнерго» и долгосрочных параметров регулирования, установленных оспариваемым приказом без учета расходов для иных потребителей иными потребителей услуг, оказываемыми заявителем. Обоснования данных выводов Службой в материалы дела не предоставлено, оснований при этом для принятия оспариваемого приказа ни в первой редакции, ни последующего изменения при этом также в материалы дела также не представлено.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы ОАО «Янтарьэнерго» о нарушении его прав в части экономической обоснованности размера компенсации затрат на осуществление передачи электроэнергии, следствием которого являются убытки ОАО «Янтарьэнерго».

Согласно пункту 23 Правил, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);

3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.

Содержание представленного Службой в материалы дела экспертного заключения, также заключения не соответствуют Правилам.

Сведения, содержащиеся в протоколе заседания Правления Службы от 31.5.2012 года , не соответствуют экспертному заключению. При расчете неподконтрольных расходов ОАО «Янтарьэнерго» на 2012 год в экспертном заключении (стр.3) указана оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС» в размере 1 136 654 тыс. рублей. Однако в протоколе заседания Правления Службы (стр.2) указывается, что на рассмотрение представлены затраты ОАО «Янтарьэнерго», в которых оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС» принята в размере 809 032 тыс. руб. Из представленных суду первоначально направленных в адрес Службы Открытым акционерным обществом «Янтарьэнерго» расчетов для установления тарифов на передачу электрической энергии также следует, что Общество указывало размер оплаты услуг «ФСК ЕЭС» в размере 1 136 654 руб.

Таким образом, доводы ОАО «Янтарьэнерго», что объем неподконтрольных расходов принятый Службой при установлении долгосрочных параметров регулирования, не соответствует фактическим расходам, в том числе указанным в экспертном заключении Службы, подтверждается материалами дела.

Расходы на оплату электроэнергии на хозяйственные нужды, заявленные ОАО «Янтарьэнерго» в размере 27 млн. руб., Службой не учтены. Из протокола заседания Правления Службы (страница 3) следует, что Служба примет решение по указанным расходам, после рассмотрения разногласий в ФСТ РФ.

Суд отмечает, что действия Службы противоречат пункту 28 Правил, поскольку указанные Службой основания, не могут являться основанием для отказа во включении расходов на оплату электроэнергии для хозяйственных нужд в необходимую валовую выручку ОАО «Янтарьэнерго» и соответственно в тарифы на передачу электроэнергии.

Хозяйственная деятельность ОАО «Янтарьэнерго» не может осуществляться без потребления электроэнергии, в связи с чем, объем этой электроэнергии не может быть исключен из его валовой выручки. Доказательств наличия решения вышестоящего органа – ФСТ России о принятии решения по вышеуказанному решению либо обращению Службы по данному вопросу (с мая месяца по мере открытия дела) суду также не предоставлено.

Действия Службы, не включившей в неподконтрольные расходы заявленной суммы амортизационных отчислений в размере 38,459 млн. рублей (страница 3 протокола Правления Службы), ссылающейся на то обстоятельство, что ОАО «Янтарьэнерго» не представило подтверждающих документов, противоречит Правилам. В соответствии с пунктом 19 Правил, в случае возникновения необходимости проверки обоснованности предложений, представленных ОАО «Янтарьэнерго», Служба запрашивает дополнительные материалы, с указанием формы их представления и требований к ним.

При этом, суд, оценивая содержание пункта 19 Правил, приходит к выводу об обязанности Службы запросить дополнительные сведения. Кроме того, ранее на иные периоды, устанавливая аналогичный тариф для Общества Службой по аналогичным основаниям данные расходы не были исключены при расчете подобного тарифа.

Действия Службы, отказавшейся включить в НВВ выпадающие доходы от льготного технологического присоединения, со ссылкой на отсутствие необходимого обоснования, противоречит пункту 87 Основ ценообразования. Согласно указанному пункту, выпадающие доходы сетевой организации от льготного технологического присоединения, включаются в тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Пункт 19 основ ценообразования устанавливает следующие группы расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:

1.На топливо,

2.На оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность,

3.На сырье и материалы,

4. На ремонт основных средств,

5.На оплату труда и отчисления на социальные нужды,

6.На амортизацию основных средств и нематериальных активов,

7.Прочие расходы

8. На покупаемую Электрическую и тепловую энергию (мощность).

В соответствии с разделом 3 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 12.8.2003 года, количество тепловой энергии, необходимое для теплоснабжения потребителей на планируемый период – Гкал, определяется произведением количества тепловой энергии, необходимой отдельному потребителю на планируемый период – Гкал, и количества потребителей.

В соответствии с письмом ФСТ России от 31.7.2007 года № СН-4341/12 согласно пункту 31 Основ ценообразования в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.2.2004 года № 109, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. В этой связи, а также в целях недопущения срыва тарифного регулирования на 2012 год служба полагала возможным в случае, если на дату представления расчетных материалов для государственного регулирования тарифа на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке у организаций, тарифы которые регулируются государством, отсутствуют нормативы (технологических потерь электрической, тепловой) энергии, удельного расхода топлива и создания запасов топлива, утвержденные Минпромэнерго России, открывать дела об установлении тарифов и устанавливать тарифы на электрическую и тепловую (услуги по передаче) энергию, с учетом фактических (отчетных технологических) данных, сложившихся в предшествующих периодах регулирования.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования N 109) сумма амортизации основных средств для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 6 разъяснений к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, состав расходов определяется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, а также положениями по бухгалтерскому учету в части, не противоречащей главе 25 НК РФ.

При этом, в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации, а также актов приема-передачи основных средств, утвержденных постановлениемГоскомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Ни в содержании и представленных приказов, указанных заявителем как предмет спора, ни в представленном протокола от 31.5.12 года не содержится сведений о нарушении Обществом правил бухгалтерского учета.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии с положениями ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности, в противном случае доказательства являются недостоверным и недопустимым.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу об наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу требований ст. 1 пп. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лиц) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

При таких обстоятельствах требования заявителя суд находит подлежащими удовлетворению.

В силу требований п. 9 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия. Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Руководствуясь статьями 197-201, 267-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от31.5.2012 года № 46-11э/11 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Янтарьэнергии» на период 2012-2014 годов» (в редакции Приказа № 54-11э/12 от 27.6.12 года) в части установления долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2012 год как противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Обязать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области устранить допущенные нарушения в 3-ти дневный срок, сообщив об этом в адрес арбитражного суда Калининградской области.

Взыскать со Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в пользу ОАО «Янтарьэнерго» в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 2 000 рублей.

Копию данного решения дополнительно также направить в адрес Федеральной службы по тарифам.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его изготовления .

Судья

И.А. Мельник