ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8107/20 от 23.12.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Калининград Дело № А21-8107/2020

30 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шубиной Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Гурьевского городского округа

к Главному управлению МЧС России по Калининградской области

об обязании зачисления сумм штрафов в бюджет муниципального образования «Гурьевский городской округ» и обязании вернуть в бюджет муниципального образования суммы штрафов, взысканные за правонарушения, касающиеся пожарной безопасности, за период с 01.01.2020

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.07.2019, диплом; после перерыва – ФИО2 по доверенности от 05.07.2019, диплом,

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 12.10.2020, диплом, ФИО4 по доверенности от 09.10.2020, диплом.

установил: Администрация Гурьевского городского округа, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...> (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Калининградской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>, этаж 1,2,3,4,5,6 помещ. лит. Ш из лит. А (далее – Управление, заинтересованное лицо) об обязании зачисления сумм штрафов за административные правонарушения, касающиеся пожарной безопасности, выявленные должностными лицами органа муниципального контроля Администрации, оформленные документально и направленные на рассмотрение в рамках компетенции в Управление, в бюджет муниципального образования «Гурьевский городской округ» по нормативу 100 процентов, а также обязании Управление вернуть в бюджет муниципального образования все суммы штрафов, начисленные и взысканные за административные правонарушения, касающиеся пожарной безопасности за период с 01.01.2020 по материалам, представленным органом муниципального контроля Администрации.

Заявление основано на положениях пункта 5 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и мотивирован тем, что в рамках проведения муниципального земельного контроля выявляются нарушения пожарной безопасности, в связи с чем результаты проведенных контрольных мероприятий направляются в Управление для привлечения нарушителей к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявил отказ от требований в части обязания Управления вернуть в бюджет МО «Гурьевский городской округ» все суммы штрафов, начисленные и взысканные за административные правонарушения, касающиеся пожарной безопасности, за период с 01.01.2020 по материалам, представленным органом муниципального контроля Администрации.

Отказ от требований принят судом. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.

В остальной части представитель Администрации поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика требования не признал, ссылаясь на то, что Администрация в ходе проведения контрольных мероприятий вправе выявлять нарушения требований только земельного законодательства, полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возложены на органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

В судебном заседании объявлялся перерыв.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Между Администрацией и Управлением было заключено Соглашение № 03 от 15.01.2020 о порядке взаимодействия ГУ МЧС России по Калининградской области при проведении контрольных мероприятий соблюдения постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

В соответствии с пунктом 2.1 данного Соглашения Администрация взяла на себя обязательства информировать Управление о планируемых (внеплановых) проверках, а также о результатах проведенных контрольных мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля в части, касающейся вышеназванного постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме».

В силу пункта 2.3 Соглашения в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, Администрация передает для рассмотрения Управления материалы (заключения), собранные и составленные в ходе проведения муниципального земельного контроля не позднее 5 рабочих дней со дня проведения контрольного мероприятия.

В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе контрольных мероприятий сведений к материалам прилагаются: адресная справка, выписка из ЕГРН, фототаблица с нумерацией и ориентированием земельного участка по розе ветров каждого фотоснимка, и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения законодательства.

В целях исполнения заключенного Соглашения в рамках проведения муниципального земельного контроля Администрация в течение 2020 года направляла в Управление результаты проведенных контрольных мероприятий (заключение по осмотру земель с фототаблицей к нему и схематическим чертежом земельного участка, выписку из ЕГРН, адресную справку).

По представленным документам должностными лицами Управления в отношении граждан - нарушителей противопожарного режима выносились постановления о привлечении к административной ответственности с указанием реквизитов для перечисления штрафных санкций в федеральный бюджет.

Посчитав, что суммы штрафов за правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджет муниципального образования Гурьевский городской округ по нормативу 100%, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суд признал заявление подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, иных федеральных государственных органов (если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи).

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов.

В силу части 1 статьи 23.34 КоАП РФ полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ, возложены на органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) органами государственного пожарного надзора являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных имв соответствии со статьей 16.1 Закона № 69-ФЗ полномочийфедеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора.

Между тем, доказательств того, что органам муниципального контроля Калининградской области переданы полномочия по надзору (контролю) за соблюдением требований пожарной безопасности и правом привлечения нарушителей к административной ответственности, заявителем в материалы дела не представлено.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 № 120 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 48 Порядка при осуществлении муниципального земельного контроля органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, взаимодействуют в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор,в порядке, определенном правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515.

В силу пунктов 49, 50 Порядка при осуществлении муниципального земельного контроля органы муниципального земельного контроля взаимодействуют с другими уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерациии Калининградской области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами. Порядок взаимодействия органов и (или) должностных лиц муниципального земельного контроля с другими органами и организациями может определяться соответствующими соглашениями.

Согласно заключенному между сторонами Соглашению от 15.01.2020 № 03 главной целью его является повышение эффективности контроля за соблюдением исполнения постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме», планирование и проведение контрольных мероприятий путем согласования планов проверок, ведение учета, обмен информацией о планируемых и проводимых контрольных мероприятиях и о принятых мерах по привлечению к административной ответственности на территории муниципального образования.

При этом в силу пункта 1.3 Соглашения взаимодействие сторон осуществляется на безвозмездной основе.

Согласно пункту 2.6 Соглашения Администрация берет на себя расходы по почтовому отправлению и сопровождению при рассмотрении заинтересованным лицом материалов контрольных мероприятий, выполненных Администрацией.

Каких-либо условий по передаче Администрации полномочий по выявлению состава административного правонарушения по статье 20.4 КоАП РФ, определению степени его общественной опасности либо зачислению сумм штрафов за указанные правонарушения в бюджет муниципального образования,Соглашение не содержит.

Исходя из понятия административного правонарушения, какпротивоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ), только уполномоченное должностное лицо Управления устанавливает в поступившей от Администрации информации наличие либо отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, и по результатам оценки принимает одно из процессуальных решений, в том числе, постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа.

Таким образом, в соответствии с КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена по статье 20.4 КоАП РФ, как составляют, так и рассматривают только органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

Кроме того, суд учитывает следующее. Приложением № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2019 № 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»(далее - Приказ № 207н) установлено, что МЧС России является главным администратором доходов бюджетной системы РФ, которому присвоен код № 177.

В соответствии с Приложением № 3 к приказу №207н административные штрафы, установленные главой 20 КоАП РФ за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение требований пожарной безопасности) подлежат зачислению в федеральный бюджет по КБК 177 11601201010004140.

При таких обстоятельствах, в силупункта 2 статьи 46 БК РФ суммы административных штрафов по постановлениям, вынесенным должностными лицами Управления, как территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности,подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

В этой связи правила распределения доходов от административных штрафов между бюджетами бюджетной системы РФ, установленные пунктом 5 статьи 46 БК РФ, на которые ссылается Администрация, применению не подлежат.

Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований суд не находит.

Представленные Администрацией постановления о привлечении к административной ответственности, в которых указано на зачисление сумм штрафов в бюджет Администрации Гурьевского городского округа, не принимаются судом во внимание, поскольку они вынесены либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный земельный надзор (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области) за нарушение земельного законодательства, либо органом исполнительной власти Калининградской области (Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Администрации Гурьевского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) от заявленных требований в части обязания Главного управления МЧС России по Калининградской области вернуть в бюджет МО «Гурьевский городской округ» все суммы штрафов, начисленные и взысканные за административные правонарушения, касающиеся пожарной безопасности за период с 01.01.2020 по материалам, представленным органом муниципального контроля администрации Гурьевского городского округа. Производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части в удовлетворении заявления Администрации Гурьевского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.С.Сергеева