ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8121/19 от 06.08.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                             Дело № А21- 8121/2019

«13» августа 2019 года 

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Залужной Ю.Д.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.

рассмотрев заявление ООО «Белый Кит» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконными и отмене постановления УФАС по Калининградской области о наложении штрафа №039/04/14.33-254/2019 от 11.06.2019,

при участии  в судебном  заседании:

от заявителя: ФИО1 по паспорту и доверенности от 01.07.19 г.,

от заинтересованного лица: ФИО2  по удостоверению и доверенности от 04.12.18 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Белый Кит»  (далее – ООО «Белый Кит», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – УФАС, заинтересованное лицо) №039/04/14.33-254/2019 от 11.06.2019 о наложении штрафа.

Информация о месте и времени проведения судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Заслушав пояснения представителя, исследовав материалы административного дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.71 АПК РФ, судом установлено  следующее.

В Калининградское УФАС России поступило заявление представителя правообладателя FIFA ООО «АИС» об использовании ООО «Белый кит» на сайте бара «BARRE» (www.barbarre.ru), расположенного по адресу: г. Калининградская область, г.Светлогорск, ТЭ «Янтарь Холл» ул. Ленина, д.11, обозначения, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA и символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, в частности обозначения «Russia 2018», «ЧМ-2018», части изобразительного элемента кубка, а также официального шрифта и фонового слоя Чемпионата, являющихся товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации.

В ходе административного расследования установлено, что Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является владельцем имущественных прав, связанных с осуществлениями мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Полный перечень имущественных прав FIFA, связанных с проведением Чемпионата, приведен в статье 17 Закона № 108-ФЗ.

Одним из таких прав является право определения коммерческих партнеров (спонсоров) FIFA, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с FIFA и Чемпионатом, в том числе посредством использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами FIFA, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способные создать представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями - т.е. представление о коммерческой причастности к FIFA или мероприятиям - являются незаконными.

Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является владельцем исключительного права на широкий перечень товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в том числе на товарный знак «FIFAWORLDCUPRUSSIA 2018» с изображением кубка - эмблемы Чемпионата мира FIFA 2018, являющегося сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 600424, зарегистрирован 26.12.2016 в отношении услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ (услуги розничной продажи, развлечения и услуги в области общественного питания).

Товарный знак «Russia 2018» зарегистрирован 20.09.2012 за № 471195, «ЧМ-2018» зарегистрирован 28.12.2016 за № 600423, часть изобразительного элемента  кубка зарегистрирована 16.09.2015 за № 552415 в отношении услуг 43 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) (бары, рестораны и пр.).

ООО «АИС» представлен протокол осмотра веб-сайта www.barbarre.ru, произведенного нотариусом г. Москвы ФИО3 21.06.2018, подтверждающий размещение на сайте бара «BARRE» www.barbarre.ru часть изобразительного элемента кубка и символику Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России.

Между ООО Белый кит» и ФИО4 заключен договор 10.06.2018 (далее - Договор) на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, банкетов, дискотек, вечеров и иных развлекательных мероприятий в баре «BARRE», расположенном по адресу: <...>, ТЭ «Янтарь холл».

В соответствии с пунктом 2.2.4 Договора Исполнитель имеет право: самостоятельно разрабатывать и оплачивать рекламу, искать средства ее распространения и продвижения (СМИ, Интернет и т.п.), осуществлять маркетинг и продвижение рекламы по оказанию услуг бара «BARRE» на рынке оказания услуг общественного питания.

Согласно пунктам Договора ООО «Белый кит»:

-2.3.1 и 3.1 - оплачивает ФИО4 10% от оборота бара «ВАРЛЕ» за время проведения каждого мероприятия;

-2.3.2 - не вмешивается в работу Исполнителя по подготовке, организации и проведению мероприятий.

          Таким образом, действия исполнителя по договору направлены на привлечение посетителей развлекательных мероприятий (банкетов, дискотек и т.д.), что в итоге ведет (может привести) к увеличению выручки ООО «Белый кит» (90% от которой согласно п.3.1 договора остается у ООО «Белый кит»).

По факту выявленного нарушения УФАС в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 30 мая 2019 года № 039/04/14.33-254/2019.

 По результатам рассмотрения дела общество 11 июня 2019 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ согласно постановлению №039/04/14.33-254/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

 ООО «Белый кит» не согласившись с названым постановлением, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.

 Рассматривая дело, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренции, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

 Положениями Правительственной гарантии № 6 от 14.04.2010 «Защита и реализация имущественных прав» и нормами Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года предусмотрены дополнительные требования, направленные на защиту имущественных прав FIFA, связанных с организацией и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017.

В соответствии с нормами части 1 статьи 20 Закона № 108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

      - продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

     - осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;    

     - введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

    - введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.

        Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым резким ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящимися к тематике мероприятий FIFA.

         Таким образом, норма статьи 20 Закона № 108-ФЗ является специальной нормой по отношению к пункту 9статьи 4 Закона о защите конкуренции, с учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9статьи 4 Закона о защите конкуренции.

        Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона № 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.

        Использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными соревнованиями, к которым относятся мероприятия FIFA), либо продвижение иным способом хозяйствующего субъекта на рынке, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение им необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.

         Действия таких лиц по созданию ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве, предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами - участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от совершения подобных действий без надлежащих правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителей в заблуждение, создавая впечатление о причастности услугодателя к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов - конкурентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в форме незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии со статьей 14.8. Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 10.6 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а)  определение временного интервала исследования товарного рынка:

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

            г)  определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном
рынке.

  Поскольку оспариваемое постановление вынесено на основании фактов, установленных в решении Управления от 07.08.2018 по делу № АМЗ-21/2018, подтвержденных в рамках настоящего дела, в действиях заявителя доказано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

  При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований антимонопольного законодательства, не представлено доказательств невозможности принятия всех исчерпывающих мер для недопущения недобросовестной конкуренции, следовательно, в действиях Общества доказано наличие виновности и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

  Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не допущено.

  Вопреки мнению Общества, с учетом объекта посягательства и характера правонарушения, сферы особо охраняемых государством общественных отношений апелляционный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и освобождения от административной ответственности. Рассматриваемое правонарушение по своему характеру подрывает основы предпринимательской деятельности и дискредитирует принципы добросовестной конкуренции.

   Суд считает, что назначенный антимонопольным органом административный штраф в размере 100 000 рублей соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности.

            Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд    

                                                      Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Белый кит» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                        Ю.Д.Залужная

  (подпись, фамилия)