Арбитражный суд Калининградской области
Именем Российской Федерации
г. Калининград | Дело № | А21-8195 /2007 | ||
05 | февраля | 2008года | Оглашена резолютивная часть решения | |
12 февраля 2008года изготовлено мотивированное решение
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Гурьевой И. Л., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области к ОАО «Советский ЦБЗ» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 59808601,81 рублей |
при участии в судебном заседании: от заявителя: Кремков В.В. по доверенности от 18.04.2007 года от ответчика: Липчанская М. В. по доверенности от 01.06.07г. |
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 59 808 601,81 рублей за 1-3 кварталы 2006 года.
В обоснование заявления управление сослалось на нормы Федеральных знаков «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», пояснив, что плата за негативное воздействие на окружающую среду начислена предприятию на основании расчетов, произведенных ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области» в связи с неисполнением предприятием обязанности по определению и согласованию с управлением величины платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчик признал требования в части задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7 791 039,66 рублей, не согласившись с применением управлением при расчете платы повышающего коэффициента 5.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, дав оценку доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и ( или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
Взимание платы с физических и юридических лиц за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другими видами воздействий на него обусловлено требованиями статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 г., № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Обязанность хозяйствующих субъектов производить плату за размещение отходов предусмотрена статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закрепляя в статье 3 названного закона в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, Закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения- виды негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т. д.
Такого рода платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности.
В соответствии с пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально- возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно - правовом смысле, а носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
В соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс и сброс вредных веществ, размещение отходов допускаются на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
Указанное разрешение является основанием для взимания с природопользователей платежей за нормативное и сверхнормативное пользование природными ресурсами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно пункту 3 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г., № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы, загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов ( временно согласованных нормативов).
При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344.
Пунктом пятым упомянутого Порядка также предусмотрена плата за сверхлимитное загрязнение природной среды, определяемая путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Согласно пункту 6 названного Порядка при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом пятым данного Порядка.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с упомянутым Порядком определения платы и ее предельных размеров по утвержденной Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 года № 459 форме и утвержденному Порядку заполнения и представления формы расчета платы.
Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 г., № 49 и от 08.06.2006 г., № 557 определены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ с 01.01.2005 года установлены Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ.
В соответствии с нормами статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду поступает в Федеральный бюджет по нормативу 20 процентов, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты – 40 процентов.
Согласно письма Министерства РФ по налогам и сборам от 31.10.2001 года, № ВТ 6-21833 «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства.
Из материалов дела следует, что ОАО «Советский ЦБЗ» является природопользователем, следовательно, обязано осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что не оспаривается ответчиком.
Разрешение на выбросы в атмосферу выдано обществу 18 июля 2006 года со сроком действия до 01 января 2007 года, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты выдано 13 октября 2006 года со сроком действия до 01 января 2007 года.
Суд соглашается с позицией ответчика о неправомерном применении управлением при расчете платежей повышающего пятикратного коэффициента, принимая во внимание наличие у общества оформленных надлежащим образом разрешений на сброс (выброс) на соответствующий период: 2006 год. Дата выдачи разрешений в данном случае не имеет правового значения.
В соответствии с представленным обществом расчетом, не оспоренным управлением, за 1 – 3 кварталы 2006 года подлежит уплате 7 921 869,45 рублей, а с учетом произведенных платежей, которые подтвердил заявитель, суд определяет к взысканию 7 791 039,66 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110,167-170,176,216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Советский ЦБЗ» (ИНН 3911000843, место нахождения: город Советск Калининградской области, Заводской пер., 2) плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй, третий кварталы 2006 года в общей сумме 7 791 039,66 рублей в доход бюджета на счет № 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области, БИК 042748001, КБК 49811201000010000120, и в доход Федерального бюджета госпошлину в размере 50455,20 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде.