ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8690/20 от 18.11.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4,  Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 Калининград

Дело № А21-8690/2020

«25» ноября   2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «18» ноября 2020 года.

В  полном объеме решение изготовлено  «25»ноября 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Кузнецовой О.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской О.В.,   рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению Муниципального казенного предприятия «Калининград -Гортранс» Городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1033904500332, ИНН 3903006520)

К Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области

Об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении штрафа в сумме 300 000 руб.,

При участии в судебном заседании:

От заявителя  Иванов А.А. по доверенности от 27.11.2019 года и паспорту  

От Ответчика – извещены, не явились

МКП ЖКХ «Калининград- Гор Транс»  городского округа «Город Калининград» (далее- МКП)  обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания о признании незаконным постановления Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее- УФАС) от 19.08.2020г. № 039/04/19.5-805/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 7.2 ст. 19.5  КоАП РФ и наложении штрафа в размере 300 000 руб.

Требования обоснованы отсутствием состава правонарушения, исполнением предписания в срок.

В отзыве и дополнении к нему УФАС просит в удовлетворении требований отказать с учетом материалов административного производства.

Заслушав представителя МКП, а также  и представителя УФАС в предыдущих судебных заседаниях, исследовав материалы дела, суд

установил:

Как видно из материалов дела,  МКП в рамках закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- закон № 223-ФЗ) проводилась закупка способом открытого конкурса в электронной форме.

Согласно протоколу от 11.05.2020г. ООО «Азов» признано победителем конкурса .

14.05.2020г. МКП в адрес ООО «Азов» был направлен договор.

19.05.2020г. ООО «Азов» направило в адрес МКП протокол разногласий по договору.

20.05.2020 г. МКП был опубликован в ЕИС протокол отказа от заключения договора с победителем торгов в связи с несоответствием представленных документов техническому заданию от 19.05.2020.

Решением УФАС от 08.06.2020 жалоба ООО «Азов» на действия МКП при проведении открытого конкурса в электронной форме (далее Конкурс) признана обоснованной и среди прочего указано  на то, что Положением предусмотрено составление протокола отстранения от участия в процедуре закупки, протокол отказа от заключения договора с победителем торгов Положением не предусмотрен.

МКП выдано предписание № 72-Т/2020 от 11.062020, согласно которому заказчику – организатору торгов МКП необходимо устранить допущенные нарушения Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МКП , утв. Приказом МКП от 04.12.2018г. № 2867 (далее- Положение), в соответствии с выводами Комиссии по решению от 08.06.2020г. № 039/07/18.1-507/2020, для чего в срок не позднее 20 июня 2020г. необходимо:

- отменить протокол отказа от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме от 19.05.2020,

- направить  в адрес ООО «Азов» для заключения договор оказания возмездных услуг, составленного в соответствии с условиями Документации открытого конкурса в электронной форме и условиями, предложенными в заявке ООО «Азов» на участие в Конкурсе.

- представить в Калининградское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Письмом  от 19.06.2020. МКП сообщил в УФАС об исполнении предписания с направлением копии приказа от 19.06.2020  № 1302 об отмене протокола об отказе от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме от 19.05.2020 и  копии письма от 19.06.2020 № 1326 о направлении ООО «Азов» договора возмездного оказания услуг и возражений от 19.06.2020 № 1325  на протокол разногласий ООО «Азов» от 19.05.2020.

УФАС, посчитав предписание не исполненным  07.08.2020 возбудил дело об административном правонарушении по ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ.

17.08.2020 в присутствии защитника составлен протокол о привлечении к административной ответственности (далее- административный протокол) за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 7.2 ст.19.5 КоАП РФ.

19.08.2020 в присутствии защитника рассмотрены материалы административного производства. 20.08.2020 вынесено оспариваемое постановление.

В административном протоколе и оспариваемом постановлении, не оспаривая дату направления ответа об исполнении предписания, УФАС  указало  следующие фактические обстоятельства совершения правонарушения: не смотря на отмену  протокола отказа от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме и составления  протокола устранения от участия в процедуре закупки,  приказ об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме  и протокол об устранении от участия в процедуре закупки от 22.06.2020 не размещены в  установленном порядке в ЕИС и  вновь размещен протокол вскрытия, рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2020г.; доказательств совершения действий по направлению в адрес ООО «Азов» договора оказания возмездных услуг в соответствии со ст. 6.4 Положения о закупках организатором торгов не представлено.

Суд находит, что заявление подлежит удовлетворению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Частью 7.2. статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. 

В административном протоколе и в ходе судопроизводства УФАС  не оспаривает направление ответа об исполнении предписания до истечения установленного срока.

Данное обстоятельство подтверждается указанными обществом сведениями о том, что письмо от 19.06.2020г. принято в отделение связи 19.06.2020, но   не получено УФАС на 21.06.2020г. (отчет об отслеживании отправления). Позднее МКП повторило уведомление об исполнении предписания.

По существу исполнения предписания МКП ссылается на  то, что Приказ об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме не размещается в ЕИС;  что все действия производятся на электронной торговой площадке «РТС-тендер», что влечет обязательное размещение оператором  в ЕИС документов, подлежащих размещению; оператору обществом своевременно сообщено об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем. Протокол об устранении от участия в процедуре закупки от 22.06.2020 не имеет отношения к предписанию и ссылка на его неразмещение в ЕИС как на факт неисполнения предписания необоснованна. Договор направлен ООО «Азов» по электронной почте.

В обоснование факта правонарушения УФАС представлено решение от 08.06.2020, протокол административного правонарушения,  указанное выше предписание и другие документы административного материала.

Вместе с тем эти документы не подтверждают факт неисполнения предписания и не опровергают доводов МКП.

Информация, подлежащая размещению в ЕИС, и осуществление ее размещения оператором электронной площадки предусмотрено законом № 223-ФЗ, Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, Положением о закупке Муниципального казенного предприятия «Калининград -ГорТранс» городского округа «Город Калининград».

В соответствии с частью 12 статьи 4  закона № 223-ФЗ 12 протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Статьей 3.3 данного закона установлено, что  под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи. Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме (части 2, 4, 6,7).

В пунктах  Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» 21, 22, 30, 33, 34, 36, 38, 39 названы документы, подлежащие опубликованию.

В пункте 3 данного Положения указано на то, что  размещение в единой информационной системе информации, опубликование которой не предусмотрено Федеральным законом.

Аналогичные положения содержит и Положение о закупке Муниципального казенного предприятия «Калининград -ГорТранс» городского округа «Город Калининград» (пункты 6.3, 6.5, 6.6, 6.7), в соответствии с которыми заключается соглашение между заказчиком и оператором электронной площадки, устанавливающим правила проведения процедур. При осуществлении закупки оператор электронной площадки обеспечивает информированность размещение информации, информированность участников, формирование проектов протоколов. Обмен между участниками, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с  проведением закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Оператором электронной площадки  является ООО «РТС-тендер».

Таким образом, подтвержден довод общества о том, что Приказ об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме не размещается в ЕИС;  что все действия производятся на электронной торговой площадке «РТС-тендер», что влечет обязательное размещение оператором  в ЕИС документов, подлежащих размещению; и во исполнение предписания оператору обществом своевременно сообщено об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем.

Протокол отказа от заключения договора с победителем торгов от 19.05.2020 отменен, с чем согласно тексту административного протокола, УФАС согласился.

УФАС в административном протоколе не оспорен способ отмены данного протокола.

УФАС не оспаривает и факт отмены протокола, инкриминируя лишь неразмещение приказа об отмене протокола в ЕИС, тогда как  Приказ об отмене данного протокола не указан нормативно в  качестве обязательного к размещению в ЕИС.

Более того, своевременно, до истечения установленного срока,  19.06.2020г. МКП направило ООО «РТС – тендер» заявление об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем торгов от 19.05.2020. и назначении даты подведения итогов на 19.06.2020.

Также 19.06.2020 размещены возражения на  протокол разногласий, поступивших от ООО «Азов».

Согласно данному МКП разъяснению, ООО «РТС-тендер» в рамках предписания УФАС оператором электронной площадки (ООО «РТС-тендер») проведен комплекс мер: отменен протокол отказа от заключения договора и предоставлена возможность продолжения проведения закупки. Процедура возвращена на этап «Заключение договора», в предписании отсутствует требование о размещении данных сведений в ЕИС (письмо от 27.08.2020 № 2358).

В связи с этим ссылка в административном протоколе на не размещение  в ЕИС Приказа об отмене протокола отказа от заключения договора с победителем торгов, как на факт правонарушения,   является ошибочной.

Ссылка в оспариваемом постановлении на размещении вновь протокола от 11.05.2020г. вскрытия, рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2020г., во-первых не связана с неисполнением предписания, во – вторых, объясняется   отменой протокола об отказе от заключения договора. В связи с этим, протокол от 11.05.2020 вновь не размещался и его наличие в ЕИС не подтверждает факт правонарушения.

За рамками установленного для исполнения предписания срока МКП  22.06.2020г.  составлен протокол об устранении ООО «Азов» от участия в закупке, с чем также УФАС согласился и возражения против данного протокола в административном материале не имеется.

В предписании не содержится указаний об обязательных мерах, относящихся к данному протоколу об устранении от участия в закупке.

В связи с этим суд соглашается с доводом МКП о том, что неразмещение данного протокола в ЕИС не связано с исполнением предписания, а, следовательно, не является элементом объективной стороны инкриминируемого правонарушения.

Следующим обязанием предписания МКП является: направить  в адрес ООО «Азов» для заключения договор оказания возмездных услуг, составленный в соответствии с условиями документации открытого конкурса в электронной форме и условиями, предложенными в заявке ООО «Азов» на участие в Конкурсе.

Признавая данный пункт предписания МКП исполненным, суд исходит из того, что УФАС в предписании не указан способ направления договора.

Как видно из содержания предписания при обязании МКП направить договор в адрес ООО «Азов» УФАС такой способ направления со ссылкой на пункт 6.4 Положения не указало.

В то же время в административном протоколе  и в оспариваемом постановлении указано на неисполнение предписания в части ненаправления в соответствии с п. 6.4 Положения в адрес ООО «Азов» договора оказания возмездных услуг. 

Пункт 6.4 Положения предусматривает, что по результатам проведения процедуры закупки в электронной форме заказчик и победитель закупки заключают договор в электронной форме  с использованием программно- аппаратных средств электронной площадки. То есть применение п. 6.4 Положения связано именно с заключением договора.  Направление договора в порядке п. 6.4 Положения неминуемо является основанием заключения договора.

В связи с этим, суд принимает во внимание, что обществу не инкриминируется факт принятия МКП протокола об устранении ООО «Азов» от участия в закупке от 22.06.2020 года,  а указывается УФАС как нарушение лишь его неразмещение в ЕИС, что само по себе не может относиться к фабуле правонарушения. Следовательно, при наличии такого протокола об устранении ООО «Азов» от участия в закупке, обязание в предписании одновременно направить этот договор Обществу «Азов» через электронную площадку для его заключения в порядке ст. 6.4 Положения, как то указано в административном протоколе, нормативно УФАС не обосновало, что свидетельствует о непоследовательности правовой позиции УФАС на момент привлечения к ответственности МКП и не может быть принято как факт неисполнения предписания.

Кроме того, из представленных документов МКП видно, что МКП 19.06.2020 направлено ООО «РТС - тендер» для   размещения сообщение о возражениях на протокол разногласий, а в адрес ООО «Азов» также 19.06.2020, т.е. до истечения срока исполнения предписания, направлен по электронной почте и получен им в этот же день договор, что подтверждается письмом ООО «Азов» от 25.06.2020.

Таким образом, оснований полагать, что не исполнено предписание в части ненаправления договора в адрес ООО «Азов», не имеется.

Допрошенный судом свидетель Коломеец Т.Д. подтвердила фактические обстоятельства исполнения предписания.          

С учетом изложенного административным органом не подтверждено наличие состава правонарушения в действиях МКП.

Руководствуясь статьями 170-176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в отношении Муниципального казенного предприятия «Калининград-Гор Транс» городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1033904500332, ИНН 3903006520) о привлечении к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 19 августа 2020г. № 039/04/195 – 805/2020.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                               Кузнецова О.Д.