ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8875/18 от 21.01.2019 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 8875/2018

«28»

января

2019  года

Резолютивная   часть   решения    объявлена 

«21»

января

2019  года

Решение   изготовлено   в    полном   объеме  

«28»

января

2019  года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Широченко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Глодян В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (ИНН 3916008691, ОГРН 1023900001718) к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ИНН 3906011007, ОГРН 1023901019922)

третьи лица: 1) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (236006, г. Калининград, ул. Геологическая, д. 1), 2) Министерство финансов Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1),

о взыскании субсидии,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель Быков А.И. - на основании доверенности, паспорта;

от ответчика: извещен, не явился;

от третьих лиц: 1) извещен, не явился; 2) извещен, не явился;

установил:

Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (ИНН 3916008691, ОГРН 1023900001718) (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ИНН 3906011007, ОГРН 1023901019922) (далее - ответчик, Министерство) о взыскании с Калининградской области субсидии в размере 273 113 рублей.

По инициативе истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (236006, г. Калининград, ул. Геологическая, д. 1).

Определением суда от 12 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1).

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, представил письменный отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения предъявленных требований.

Третьи лица - Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» и Министерство финансов Калининградской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, письменных отзывов на иск в материалы дела не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела видно, ответчик заявил письменное ходатайство о приостановлении производства  по  настоящему  делу  - до  вступления в законную силу судебного акта по делу № А21-5689/2018.

Рассмотрев указанное выше ходатайство, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку на дату рассмотрения спора по существу судебный акт по делу № А21-5689/2018 уже вступил в законную силу, в связи с чем, оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется.

В ходе судебного разбирательства представитель истца, ссылаясь на имеющиеся в деле материалы и сложившуюся судебную практику рассмотрения аналогичных споров, заявленное в иске требование поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.

Как дополнительно пояснил представитель истца, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации им раскрыты и предоставлены суду все известные ему доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у него не имеется.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истцом была получена индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 19 декабря 2016 года № 1157-01/07, подготовленная Управлением социальной поддержки населения Комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» для реабилитации гражданки Российской Федерации Никитиной Юлии Анатольевны, нуждающейся в социальной реабилитации.

10 мая 2018 года истец обратился в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение поставщиком затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям с приложением полного комплекта документов, как того требуют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ).

Представленный Фондом комплект документов соответствует и Порядку выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденному приказом Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года № 807.

Письмом (исх. от от 15 июня 2018 года № 1046) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» отказало истцу в предоставлении субсидии со ссылкой на Порядок предоставления субсидии в редакции  постановления  Правительства  Калининградской  области  от  03  ноября  2017 года № 588,  в  частности,  на  необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство социальной политики Калининградской области.

Посчитав такой отказ неправомерным и необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Калининградской области субсидии в размере 273 113 рублей.

В обоснование иска Фонд указал, что договор на предоставление социальных услуг заключен 19 декабря 2016 года, и правоотношения сторон были урегулированы законодательством, действовавшим в момент заключения такого договора. Социальные услуги были оказаны истцом, и их документальное оформление осуществлено в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года № 807. Поскольку порядок представления субсидии на возмещение затрат существенным образом изменился после вынесения постановления Правительства Калининградской области от 03 ноября 2017 года № 588, то приведение документации об оказании социальных услуг получателям в период действия предшествующего Порядка не представляется возможным.

Нормами статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Частью 2 статьи 422 ГК РФ определено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Истец отмечает, что постановление Правительства Калининградской области от 03 ноября 2017 года № 588 не содержит в себе указание на его применение к правоотношениям, возникшим до его принятия, в следовательно, Порядок предоставления социальных услуг для истца и для конкретного получателя не был изменен в связи с принятием упомянутого постановления № 588. Предоставление субсидии рассматриваемому конкретному получателю должно быть осуществлено в соответствии с Порядком, действовавшим на момент заключения договора с получателем.

Из материалов дела следует, что истец 13 июня 2018 года направил в адрес ответчика и Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» претензии о выплате субсидии в размере 273 113 рублей.

Какого-либо результата указанные обращения не принесли, а письмом (исх. от 21 июня 2018 года) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» информировало Фонд о том, что оно не имеет правовых оснований по приему направленных истцом документов с целью получения средств субсидии.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд находит заявленное в иске требование подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 4 статьи 30 Закона № 422-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с частью 8 статьи 30 названного Закона если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11 ноября 2014 года № 358 «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области» определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.

В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02 декабря 2014 года № 807, в соответствии с которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.

Согласно пункту 5 Порядка (в редакции, действующей на момент обращения Фонда) главным распорядителем бюджетных ассигнований является Министерство, а согласно пункту 6 Порядка распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии является Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».

В соответствии с пунктом 10 Порядка для получения субсидии поставщик представляет в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» следующие документы:

- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по установленной форме;

- список получателей социальных услуг по установленной форме с приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;

- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Порядка Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» регистрирует представленные документы и осуществляет проверку представленных поставщиком сведений. Далее после проведения проверки направляет представленные поставщиком документы в Министерство (ответчику) для принятия решения о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении.

Пунктом 15 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:

1) невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;

2) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;

3) несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего порядка.

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны гражданке Российской Федерации Никитиной Юлии Анатольевне, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении социальных услуг от 18 декабря 2017 года.

Стоимость оказанных истцом социальных услуг составила 273 113 рублей и не опровергнута ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 Постановления Пленума от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 23), а также положения статьи 168 процессуального закона, суд приходит к выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления № 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Аналогичные выводы содержатся во вступивших в законную силу судебных актах по рассмотрению аналогичных споров по делам № А21-365/2018 и № А21-5689/2018.

Приведенные ответчиком в письменном отзыве аргументы судом во внимание не принимаются и отклоняются как неправомерные и необоснованные.Расчет взыскиваемой суммы судом проверен, признан верным, ответчиком не оспорен; каких-либо доказательств компенсации спорной суммы субсидии со стороны ответчика в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в размере 273 113 рублей в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальных услуг гражданке Никитиной Юлии Анатольевне, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области за счет казны Калининградской области.

Истцу при обращении в арбитражный суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, однако ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 147, 156, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Министерства социальной политики Калининградской области (ИНН 3906011007, ОГРН 1023901019922)  о приостановлении производства по делу № А21-8875/2018 - отказать.

Взыскать с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ИНН 3906011007, ОГРН 1023901019922) за счет имущества казны Калининградской области в пользу Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Орехово» (ИНН 3916008691, ОГРН 1023900001718) субсидию в размере 273 113 рублей на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                        Д.В. Широченко

  (подпись, фамилия)