ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8937/2021 от 10.11.2021 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

          Именем Российской Федерации

        Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                                  Дело №А21-8937/2021

« 17 »  ноября  2021 года

Резолютивная часть решения объявлена   « 10 »  ноября  2021 года

Полный текст решения изготовлен            « 17 »  ноября  2021 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе  судьи   Брызгаловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Оганесян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВостокСитиСервис» (ИНН <***>) к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)о признании незаконным и отмене Предписания №ЖК-1/1068/ЖСА/1201-о от 26.07.2021

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.11.2021, паспорту,

от заинтересованного лица – ФИО2 по служебному удостоверению,

установил:

          общество с ограниченной ответственностью «ВостокСитиСервис» (далее – ООО «ВостокСитиСервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее – суд) с заявлением о признании недействительным и отмене п. 2  Предписания №ЖК-1/1068/ЖСА/1201-о от 26.07.2021, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо).

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал предъявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

ООО «ВостокСитиСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1193926010574 и осуществляет управление МКД № 26 по ул. Денисова в г. Калининграде.

Спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, электроэнергии

Согласно приказу Министра регионального контроля (надзора)  № ЖК-1942/пр от 16.06.2021 в период с 05 июля 2021 года по 26 июля 2021 года Министерством проведена внеплановая документарная проверка, по вопросу правильности начислении платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за период с февраля 2020 года по апрель 2021 года в МКД №26 по ул. В.Денисова в г. Калининграде.  

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки №ЖК-1/1942/ЖСА/1201-о  26.07.2021.

Министерством обществу выдано предписание ЖК-2/1068/ЖСА/1201-о от 26.07.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым ООО «ВостокСитиСервис» предписано в срок до 09.09.2021:

- произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы (холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию) на содержание общего имущества всем собственникам помещений в МКД №26 по ул. В. Денисова  г. Калининграде с февраля 2020 года по апрель 2021 года с учетом показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива.

Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Основные доводы общества в обоснование недействительности оспариваемого предписания сводятся к следующему:

-  правовые основания для проведения проверки отсутствовали, акт проверки от 26.07.2021 не был представлен проверяемому лицу, что является грубым нарушением требований закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;

- вывод  Министерства, что расчет платы выполнен с нарушением порядка расчета  платы за холодное водоснабжение в период с февраля 2020 года по апрель 2021 года сделан без надлежащих на то оснований и не подтвержден ни одним документом и расчетом,

- в акте проверки указано на выявленное нарушение порядка расчета платы за холодное водоснабжение, вместе с тем, в оспариваемом предписании содержится требование о перерасчете за водоотведение, холодное водоснабжение и электроэнергию;

- в предписании не указаны показания общедомовых приборов учета, которые необходимо применить к расчету. Более того, требования не выполнимы ввиду отсутствия такого прибора в доме № 26 по ул. В. Денисова .

 Министерство против удовлетворения заявленных требований возражало, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, со ссылкой на противоречие действий общества по расчету платы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию на содержание общего имущества всем собственникам МКД с февраля 2020 года по апрель 2021 года с учетом показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71  АПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 ЖК РФ).

Судом установлено, что внеплановая проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена Министерством с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных, частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ

Из материалов дела следует, что оспариваемая проверка проведена Министерством в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью проверки доводов обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде по вопросу правильности начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за период с февраля 2020 года по апрель 2021 года.

Проверка в отношении Общества была назначена 17.06.2021 в том числе на основании ч. 4.2. ст. 20 ЖК РФ (п. 9 приказа Министерства № ЖК-1942/пр от 17.06.2021). Указанная норма была исключена из действующей редакции ЖК РФ с 01.07.2021.

Указание в приказе на п. 7 ст. 193, как на основание проведения проверки, является технической ошибкой, не влекущей признание приказа и результатов проверки незаконными в силу пп. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Предмет проверки обозначен в приказе о проведении проверки (правильность начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества).

В запросе о предоставлении сведений и документов со ссылками на названный приказ, запрошены сведения по коммунальным ресурсам холодного водоснабжения, водоотведения, электроэнергии на содержание общего имущества.

Актом проверки установлен факт нарушения расчета платы за все коммунальные ресурсы, указанные в запросе: как за водоснабжение и электроэнергию, так и за водоотведение. В предписании также конкретно указано за какие коммунальные ресурсы на содержание общего имущества необходимо осуществить перерасчет (холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергия).

Кроме того, в  связи с тем, что сведения содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, не позволяли оценить исполнение и соблюдение юридическим лицом лицензионных требований, установленных Жилищным кодексом РФ, Постановлениями Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, 28.10.2014 № 1110, 13.08.2006 № 491, 06.05.2011 № 354, 14.02.2012 № 124, в соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в адрес Общества 21.06.2021 направлен запрос о необходимости в течении десяти рабочих дней со дня получения запроса представить в Министерство копии следующих документов:

об объеме коммунального ресурса холодного водоснабжения, водоотведения, электроэнергии на содержание общего имущества в МКД № 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде за период с февраля 2020 года по апрель 2021 года;

- документы, подтверждающие оборудование многоквартирного дома 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде общедомовыми приборами учета водоотведения;

- в случае отсутствия в многоквартирном доме № 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде общедомовым прибором учета водоотведения, предоставить документы, подтверждающие его вывод из эксплуатации, либо акт технической невозможности.

Также ООО «ВостокСитиСервис» было предупреждено о возможности привлечения Общества и его должностных лиц к административной ответственности, о последствиях непредставления документов, необходимых для осуществления должностным лицом его законной деятельности.

На запрос Министерства от 21.06.2021 Общество не представило весь необходимый объем запрашиваемых документов. В ответах на запросы в адрес Министерства Заявитель представил пояснения о порядке расчета платы за содержание общего имущества. В акте проверки № ЖК-1/1942/ЖСА/1201-О от 26.07.2021 указано, что проверка проведена на основании представленных документов и информации, что не свидетельствует о полноте представленных документов.

В целях проверки доводов обращения в адрес Общества неоднократно (до 21.06.2021) направлялись запросы о предоставлении документов, в ответ на которые также весь объем необходимых документов и информации представлен не был.

В связи игнорирование законных требований Министерства, изложенных в запросах о предоставлении документов, должностным лицом составлены протоколы по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Постановлениями мирового судьи 1-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда от 02.09.2021 по делам № 5-1090/2021, № 5-1127/2021 ООО «ВостокСитиСервис» и руководитель Общества ФИО3, признаны виновными в совершении административных правонарушений по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Кроме того, как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Следовательно, оформленный по результатам проверки акт может быть либо вручен лицу, в отношении которого осуществлена проверка, либо направлен ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона №294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).

Данная норма исключает возможность исполнения требований о вручении под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица акта проверки непосредственно после завершения проверочных мероприятий.

Акт проверки был направлен посредством почтовой связи и получен Обществом. Предписание было приложено к акту проверки в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ.

В этой связи, порядок вручения результата проверки нарушен не был. Общество ознакомлено с его результатами и имело как возможность представления возражений на акт проверки, так возможность обжалования результатов проверки в судебном порядке.

Таким образом, процессуальных нарушений Закона № 294-ФЗ в ходе проведения заинтересованным лицом проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено.

В ходе проверки Министерством установлено, что многоквартирный дом № 26 по ул. Денисова в г. Калининграде находится в управлении ООО «ВостокСитиСервис». Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, электроэнергии.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, плата за электроэнергию на общедомовые нужды определяется по установленным тарифам исходя из норматива потребления, показаний общедомового прибора учета либо автоматизированной информационно-измерительной системы учета. Порядок определения объема коммунального ресурса на общедомовые нужды зависит от того, установлен ли в МКД коллективный (общедомовой) прибор учета или нет.

Системное толкование приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Вместе с тем, в случае превышения расчетов, произведенных по показаниям общедомовых приборов учета, размер расходов должен соответствовать размеру норматива, установленного уполномоченным органом.

Согласно информации, представленной ООО «ВостокСитиСервис» расчет платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде, производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354).

Вместе с тем, расчет платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, при управлении таким домом управляющей организацией Правилами № 354 не предусмотрен. При этом Общество, как указано выше, не предоставило сведений о фактическом производимом порядке начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества.

Кроме того, собственниками помещений в МКД не утвержден порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового прибора учета исходя из показаний общедомовых приборов учета.

С учетом имеющейся в Министерстве информации, а также ограниченных сведений о порядке начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, представленных ООО «ВостокСитиСервис», Министерство обоснованно предписало Обществу произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы (холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергия) на содержание общего имущества всем собственникам помещений в многоквартирном доме № 26 по ул. В. Денисова в г. Калининграде за период с февраля 2020 года по апрель 2021 года с учетом показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива, что полностью соответствует указанным выше нормам действующего законодательства.

Кроме того, суд не соглашается с доводом заявителя о незаконности требований Министерства о расчете платы за водоотведение на содержание общего имущества МКД исходя из показаний общедомовых приборов учета водоснабжения.

По общему правилу размер платы за водоотведение устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета водоотведения, а в случае их отсутствия, с использованием показаний приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения. Только при отсутствии приборов учета водоотведения, холодного и горячего водоснабжения допускается определение размера платы за услугу водоотведения исходя из нормативов потребления.

Таким образом, в рассматриваемом случае, размер платы за водоотведение на содержание общего имущества должен определяться исходя из объемов холодной воды, предоставленной на содержание общего имущества и определенной по показаниям общедомового прибора учета холодной воды за расчетный период (при отсутствии общедомового прибора учета холодной воды исходя из норматива водоотведения).

 При изложенных обстоятельствах Министерство имело основания для выдачи обществу оспариваемого предписания.  Предписание Министерства в обжалуемой части соответствует приведенным выше требованиям законодательства, носит исполнимый характер и не содержит неопределенностей в части периода перерасчета и лиц, в отношении которых его необходимо произвести.

Руководствуясь статьями 71, 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Калининградской области

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «ВостокСитиСервис» - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.

Судья                                                                                                        А.В. Брызгалова