Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21 - 8988/2023
«14» декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена «07» декабря 2023 года. Решение изготовлено в полном объеме «14» декабря 2023 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Широченко Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегиональной общественной организации помощи детям-сиротам «Словом и делом» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия,
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью «Евротур» (ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: президент Машкович Т.И. - на основании паспорта;
от заинтересованного лица: представитель ФИО1 - на основании доверенности, удостоверения, диплома, представитель ФИО2 - на основании доверенности, удостоверения, диплома;
от третьих лиц: 1) извещены, не явились, 2) извещены, не явились;
установил:
Межрегиональная общественная организация помощи детям-сиротам «Словом и делом» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - организация, заявитель) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения Министерства об отсутствии оснований для аннулирования лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции общества с ограниченной ответственностью «Евротур» (ИНН 3906169058) (далее - ООО «Евротур»), а также обязать заинтересованное лицо аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Евротур».
Определением суда от 07 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Евротур».
Определением суда от 02 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ИНН <***>) (далее - Служба).
ООО «Евротур», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, отзыва на заявление в материалы дела не представило.
Служба, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечила, представила письменный отзыв с изложением своей позиции по существу рассматриваемого спора.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания представитель заявителя предъявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на представленные в дело материалы и письменные пояснения, просил суд заявление удовлетворить.
Представители Министерства заявление не признали, ссылаясь на изложенные в письменных отзывах аргументы, просили суд в удовлетворении предъявленных требований отказать.
Как дополнительно пояснили представители заявителя и заинтересованного лица, в порядке статьи 65 АПК РФ ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Евротур» выдана лицензия № 39РПО0000010 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при
оказании услуг общественного питания со сроком действия с 18 мая 2017 года по 18 мая 2026 года по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, д. 53 (далее - лицензия).
Как отмечает заявитель, в июне 2022 года в его адрес стали поступать обращения граждан с целью оказания содействия в защите прав несовершеннолетних лиц и понуждения ООО «Евротур» соблюдать действующее законодательство.
В этой связи, организация 02 июня 2023 года обратилась в Министерство с заявлением об аннулировании указанной лицензии, поскольку ООО «Евротур» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в установленной зоне запрета реализации алкоголя на расстоянии менее 65 метров от МАДОУ детский сад № 23 (<...>).
Письмом от 03 июля 2023 года (исх. № 2033/МРК/Н) заинтересованное лицо сообщило, что принятие лицензирующим органом решения по выдаче и продлению срока действия указанной лицензии законно и основано на действующих на момент принятия решения нормативных правовых актах. Срок действия оспариваемой лицензии продлен до 18 мая 2026 года (на 3 года). При принятии решения о продлении срока действия лицензии применены положения пункта 11 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), поскольку объект (ресторан по адресу: <...>) частично находится в границах прилегающих территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Указанные выше обстоятельства и послужили основанием для обращения организации в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением к Министерству о признании незаконным и отмене решения Министерства об отсутствии оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Евротур», а также об обязании Министерства аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Евротур».
По мнению заявителя, оспариваемое решение заинтересованного лица не соотносится с положениями Закона № 171-ФЗ, статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В данной ситуации Министерство было обязано аннулировать выданную ООО «Евротур» лицензию.
Министерство с озвученной позицией заявителя не согласилось, приведя в письменных отзывах соответствующие аргументы.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления - в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными
органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Законом № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции (статья 16).
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 28 октября 2020 года № 781 «О внесении изменений в положение о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области с 01 ноября 2020 года полномочия в области лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, переданы Министерству (заинтересованному лицу).
Сторонами не оспаривается, что с 01 января 2021 года соответствующие лицензии на бумажном носителе не выдаются, федеральным законодателем предусмотрена реестровая модель учета выданных лицензий.
Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - государственный сводный реестр) осуществляется федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Росалкогольрегулирование).
Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях (пункт 6 статьи 19 Закона № 171-ФЗ).
Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц (пункт 6 статьи 19 Закона № 171-ФЗ).
Судом установлено, что спорный объект ООО «Евротур» (ресторан по адресу: <...>) находится в границах прилегающих территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
ООО «Евротур» выдана лицензия № 39РПО0000010 от 18 мая 2017 года, сроком действия по 18 мая 2022 года. Указанная лицензия продлена Росалкогольрегулированием автоматически 18 мая 2023 года на срок 1 год на основании соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации. Приказом Министерства срок действия лицензии продлен по 18 мая 2026 года.
Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» (информационное письмо от 29 марта 2023 года № и-КГРиЦ-2804)
представлена информация в отношении обособленного подразделения по вышеуказанному адресу, согласно которой ООО «Евротур» планирует осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также схема установленных границ прилегающих территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно указанному письму, установлены границы запрета реализации алкогольной продукции в месте расположения обособленного подразделения ООО «Евротур»
по ул. А. Невского, д. 53 г. Калининграда по отношению к МАДОУ детский сад № 23 (65 метров).
Согласно постановлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» от 22 августа 2022 года № 725 «Об установлении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания» (с изменениями, внесенными постановлением от 22 ноября 2022 года № 1112) спорный объект (ресторан) расположен за границами прилегающих территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих:
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 3 приложения к постановлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» от 22 августа 2022 года № 725 границы прилегающих территорий устанавливаются по прямой линии от входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию, а при ее отсутствии - от входа (выхода) для посетителей в здание, строение, сооружение, помещение, указанные в пункте 2 приложения, без учета особенностей местности, искусственных и естественных
преград. Границы прилегающих территорий не распространяются на этажи близлежащих зданий (строений, сооружений) выше первого.
Судом установлено, что в ходе проведенной оценки места расположения обособленного подразделения ООО «Евротур», с учетом представленной администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» информации относительно установленных границ запрета реализации алкогольной продукции, установлено, что часть объекта (ресторана по вышеуказанному адресу) находится в границах прилегающих территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Однако согласно пункту 11 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
В рассматриваемом случае приведенные положения Закона № 171-ФЗ соблюдены.
Кроме того, суд отмечает, что согласно пункту 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением федерального органа по контролю и надзору.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 20 Закона № 171-ФЗ нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2, абзацем 1 пункта 9 статьи 16 настоящего Федерального закона, является основанием для
аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению федерального органа по контролю и надзору.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» и Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 154) таким органом является Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакрегулирование; ранее - Росалкогольрегулирование).
При таком положении, принятие решения об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не относится к компетенции Министерства (заинтересованного лица).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 156, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.В. Широченко
(подпись, фамилия)