Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело №А21 -9132/2021
«04» октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «27» сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме «04» октября 2022 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Залужной Ю.Д.
при ведении протокола судебного секретарем Богадуховой К.А
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ГП КО «ЕСОО» к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
- признании действий по составлению акта проведения контроля от 02.08.2021г. №24-20/18253 и требования к нему незаконными
- акт проведения контроля от 02.08.2021г. №24-20/18253 и требование к нему незаконными
и встречному исковому заявлению Росприроднадзора
о взыскании с ГП КО «ЕСОО» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по коду ОКТМО 27514000 по объекту НВОС в размере 19 467 892 руб. 77 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 1 939 651 руб. 07 коп., по коду ОКТМО 27510000 по объекту НВОС в размере 40 441 341 руб. 20 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 4 029 305 руб. 63 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, ФИО2, ФИО3, по доверенности, паспорту
от Роприроднадзора: ФИО4, по доверенности, паспорту
установил: Государственное предприятие Калининградской области «ЕСОО» (ИНН <***>), (далее по тексту – Предприятие) обратилось с заявлением к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор, Управление) о
- признании действий по составлению акта проведения контроля от 02.08.2021г. №24-20/18253 и требования к нему незаконными
- акт проведения контроля от 02.08.2021г. №24-20/18253 и требование к нему незаконными.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предъявила встречный иск, уточненный в судебном заседании (последнее уточнение от 25.08.22г.) о взыскании с ГП КО «ЕСОО» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по коду ОКТМО 27514000 по объекту НВОС в размере 19 467 892 руб. 77 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 1 939 651 руб. 07 коп., по коду ОКТМО 27510000 по объекту НВОС в размере 40 441 341 руб. 20 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 4 029 305 руб. 63 коп.
Представители Предприятия поддержали заявленные требования в полном объеме. Против встречного иска возражали.
Протокольным определением суда от 27.09.22 в принятии уточненного заявления ГП КО «ЕСОО» отказано, дело рассмотрено по первоначально заявленным требованиям.
Представитель Управления просил уточненные (от 25.08.22г.) исковые требования удовлетворить в полном объеме, в требованиях Предприятию отказать.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки отчетности ГП КО «ЕСОО» по представленной им декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год выявлена задолженность в сумме сто пять миллионов пятьсот сорок восемь тысяч восемьсот тридцать семь рублей 42 копейки (105 548 837 рублей 42 копейки).
Письмом от 02.08.2021 №24-20/18253 ГП КО «ЕСОО» было направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в добровольном порядке. Согласно почтовому уведомлению данное письмо было получено организацией 06.08.2021 года. По состоянию на 21.09.2021года ГП КО «ЕСОО» не произвело оплату указанной в требовании суммы сто пять миллионов пятьсот сорок восемь тысяч восемьсот тридцать семь рублей 42 копейки (105 548 837 рублей 42 копейки).
19.08.21 Общество направило в суд заявление, в котором просило признать действия по составлению акта контроля и требования к нему, а также сам акт и требование незаконными.
Управление в связи с неуплатой задолженности предъявило встречный иск в суд.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не обоснованными, а встречный иск подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона следующие виды негативного воздействия на окружающую среду являются платными: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Органом, осуществляющим контроль за правильностью начисления платы и своевременностью взимания платежей является Федеральная служба Росприроднадзора и ее территориальные органы.
Управление действует на основании Приказа Росприроднадзора № 486 от 27.08.2019 года «Об утверждении положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» и статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, при осуществлении функций администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду руководствуется положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды», и в частности положениями статей 16-16.5.
Согласно п.3 ст. 16.5 Закона №7-ФЗ правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).
В соответствии с п.37 вышеуказанных Правил контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом РФ №248-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п.38 Правил контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
Согласно п. 39 Правил при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
Согласно п. 40 Правил, в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 41 Правил определено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
При этом, согласно п. 44 Правил при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме (письмо Росприроднадзора от 27.03.2013 № АА-06-02-36/6198), которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Согласно п. 45 Правил в акте проведения контроля за исчислением платы указываются:
а) дата составления акта проведения контроля за исчислением платы;
б) полное и сокращенное наименование юридического лица (обособленного
подразделения) либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального
предпринимателя, адрес местонахождения или места жительства;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего
проведение контроля за исчислением платы, его должность, наименование
администратора платы;
г) дата представления декларации о плате и иных документов;
д) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе
проведения контроля за исчислением платы;
е) период, за который проведен контроль за исчислением платы;
ж) наименование видов платы, в отношении которых проводился контроль за исчислением платы;
з) сведения о мероприятиях контроля, осуществленных при проведении
контроля за исчислением платы;
и) документально подтвержденные факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий) между сведениями, представленными в использованных в ходе проведения контроля документах;
к) выводы и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.
ГП КО ЕСОО представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в форме электронного документа подписанного электронно-цифровой подписью 25.02.2021 года. Срок проверки вышеуказанной декларации заканчивался 24.11.2021 года. В адрес ГП КО ЕСОО Управлением было направлено требование № 12-19/9646 от 30.04.2021 года о предоставлении пояснений. Ответ на требование получен 12.05.2021 вх. № 1216.
По результатам рассмотрения ответа Предприятия Росприроднадзором был направлен запрос в АО «НИИ Атмосфера» № 05-12/11973 от 28.05.2021 года, о чем ГП КО ЕСОО было уведомлено письмом Управления №05-20/12079 от 31.05.2021 года. После получения ответа и повторного рассмотрения всех имеющихся в распоряжении Управления документов в адрес ГП КО ЕСОО был направлен акт контроля № 24-20/18523 от 02.08.2021 года.
Таким образом, действия Управления по проверке декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, представленной ГП КО ЕСОО, полностью соответствуют вышеприведенным положениям Правил.
Предприятие считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не мог быть принят иначе как в результате проведения контрольно-надзорного мероприятия в рамках уже действовавшего на тот момент Федерального закона РФ от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.
С данным утверждением суд не соглашается, поскольку в силу императивной нормы, закрепленной в п. 37 Правил, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы либо в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате, либо при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом №248-ФЗ. В данном случае проверка начислений Росприроднадзором обусловлена подачей Предприятием декларации за 2020г.. Поэтому правого значения дата направления Управлением запроса АО «НИИ Атмосфера» №05-12/9646 от 30.04.2021 и уведомления в ГП КО «ЕСОО» №05-20/12079 от 31.01.2021 значения не имеет, поскольку такие действия обусловлены не проверочными мероприятиями в рамках Закона №248-ФЗ, а в результате проверки поданной декларации.
Проверка декларации Предприятия показала, что:
1.Фактическая масса выброса, указанная природопользователем в декларации, не соответствует произведенному расчету массы выброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов.
2.Неверно составлен расчет валовых выбросов от карт полигонов.
3.Фактическая масса размещенных отходов, указанная природопользователем в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне.
4. Неверно выполнен расчет образования отходов.
В соответствии с п.9 Правил исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, расчет массы выбросов должен производится на основе данных производственного экологического контроля.
Согласно пункту 4 Паспорта установки для сжигания отходов (Форсаж-1), в котором описано устройство и принцип работы установки, а также данным природопользователя о количестве поступивших отходов на сжигание, Предприятием неверно было указано количество образовавшихся и размещенных отходов 4 класса опасности (твердые остатки от сжигания нефтесодержащих отходов, КОД ФККО 7 47 211 01 40 4).
Согласно Методике расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, утвержденной НИИ Атмосфера в 2004 году, состав биогаза и концентрации компонентов в нем определяются (через 2 года после начала эксплуатации) анализами проб биогаза, отобранных в ряде точек по площади полигона на глубине 1,0-1,5 метра (количество и расположение точек отбора зависит от активной площади полигона и числа разнородных участков) путем отсоса биогаза и дальнейших его химических анализов по существующим утвержденным методикам.
Вместе с тем Предприятие не представило данные анализы за 2020 год, при этом компонентный состав биогаза не соответствует среднестатистическим данным, приведенной в методике НИИ Атмосферы 2004 года, утвержденной распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 № 22-р и применяемой в соответствии с п. 2 Приказа Минприроды №341 от 31.07.2018 года.
Расчет выбросов от карт полигонов проведен Управлением на основании Методики расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (далее - Методика-2004), разработанной в 2004 году НПП «Логус» (143400, <...>) и Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (АО «НИИ Атмосфера») (194021, <...>).
Применение методик по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допустимо при условии, что методика разработана в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее - Правила № 422), и положениями приказов Минприроды России от 31.07.2018 № 341 и от 22.04.2021 № 277.
Сведения о Медотике-2004 внесены в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 № 22-р. Таким образом, Методика-2004 разработана в соответствии с Правилами № 422.
ГП КО «ЕСОО» разработало собственную «Методику расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов» в 2021 году (далее - Методика-2021), которая не внесена в установленном порядке в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками согласно распоряжения Минприроды России от 28.06.2021 № 22-р и соответственно не может являться легитимной.
В соответствии с п. 5 Правил № 422 разработчиком должна быть обоснована применимость методики расчета в соответствии с пунктами 6-10 настоящих Правил и проведено сравнение в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил с методиками расчета в сопоставимой области применения, включенными в установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации порядке в перечень методик расчета.
Разработанная ГП КО «ЕСОО» Методика-2021 полностью идентична Методике-2004, за исключением двух позиций, приведенных в таблице.
№, п/п | Методика-2004 | Методика-2021 (ГП КО «ЕСОО») | |||||
1 | Среднестатистический состав биогаза | ||||||
компонент | Свесл., % | компонент | Свесл., % | ||||
Метан | 52,915 | Метан | 0,443 | ||||
Толуол | 0,723 | Толуол | 0,723 | ||||
Аммиак | 0,533 | Аммиак | 0,533 | ||||
Ксилол | 0,443 | Ксилол | 52,915 | ||||
Углерод оксид | 0,252 | Углерод оксид | 0,252 | ||||
Азота диоксид | 0,111 | Азота диоксид | 0,111 | ||||
Формальдегид | 0,096 | Формальдегид | 0,096 | ||||
Этилбензол | 0,095 | Этилбензол | 0,095 | ||||
Ангидрид сернистый | 0,07 | Ангидрид сернистый | 0,07 | ||||
Сероводород | 0,026 | Сероводород | 0,026 | ||||
Вывод: Суммарный компонентный состав биогаза одинаковый по двум методикам, валовый выброс в данном случае тоже одинаковый. Только по Методике-2004 в составе биогаза содержится метана 52,915%, ксилола - 0,443%, а по Методике-2021: метана - 0,443%, а ксилола - 52,915%. Из методики-2021 ГП КО «ЕСОО» не понятно с чем связано данное изменение компонентного состава биогаза. Однако ставка платы за выбросы у метана больше, чем у ксилола. Следовательно, уменьшение в составе биогаза количества метана, приводит к уменьшению плата за выбросы. | |||||||
2 | Коэффициент при размещении отходов влажностью более 20% | ||||||
Не предусмотрен | Применяется. S = 0,18-0,255 | ||||||
Вывод: Применение коэффициента S приводит к уменьшению валового выброса от тела полигона. Однако не понятно как был выведен данный коэффициент, в результате каких измерений, почему принята именно эта размерность и от чего она зависит. В каких случаях применяется значение 0,18, а когда 0,255. Почему для расчета выбросов на полигоне Барсуковка было принято значение 0,217, а не 0,18. Обоснование в применении данного коэффициента ГП КО «ЕСОО» отсутствует. | |||||||
В соответствии с п. 6 «Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», утвержденного приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341, для внесения сведений о Методике расчета в Перечень разработчик, его представитель направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком Методики расчета, Методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4-11 Правил № 422, а также сведения о Методике расчета согласно пункту 3 настоящего Порядка.
Суду не представлена информация о том, что ГП КО «ЕСОО» направляло в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявку внесения сведений о Методике-2021 в Перечень методик расчета.
Таким образом, расчет количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от карт полигонов в пос. Барсуковка и пос. Круглово, проведенный Предприятием на основании Методики-2021, разработанной ГП КО «ЕСОО», не может быть применен.
Следовательно, Управлением в расчете валовых выбросов от карт полигонов обоснованно не применен среднестатистический состав биогаза с содержанием метана - 0,443 % и ксилола - 52,915% и коэффициент при размещении отходов влажностью более 20%. Каких-либо других отличий при расчете валовых выбросов по Методике-2004 с Методике-2021 ГП КО «ЕСОО» судом при рассмотрении дела не установлено.
ГП КО «ЕСОО» сданы отчет 2-ТП воздух за 2020 год и отчеты по производственному экологическому контролю за 2020 год со сведениями по максимально-разовым и валовым выбросам метана и диметилбензола (ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), рассчитанными по Методике-2004.
В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год указаны сведения по источникам выбросов № 6001, согласно Методике-2021 (срок сдачи декларации до 10 марта).
ГП КО «ЕСОО» для расчета валовых выбросов от карт полигонов необоснованно принято следующее значение количества размещенных отходов на полигоне Круглово - 416135 тонн. Кроме того, при расчете валовых выбросов от карт полигона в пос. Барсуковка Предприятием необоснованно применен дополнительный коэффициент при размещении отходов влажностью более 20% (S = 0,217).
В расчете валовых выбросов за 2020 год учитывается количество отходов размещенных на полигонах по состоянию на 01.01.2019 согласно сведениям из статистической отчетности 2-ТП (отходы), а именно:
на полигоне Круглово размещено 846548,34 тонны;
на полигоне Барсуковка - 368975,4 тонн.
Произведен перерасчет валовых выбросов от карт полигонов в пос. Круглово и пос. Барсуковка (Приложение 1), в результате чего количественная и качественная характеристика загрязняющих веществ составила:
Загрязняющее вещество | Полигон в пос. Круглово | Полигон в пос. Барсуковка | |||||
Годовой выброс, | Плата за выброс, | Годовой выброс, | Плата за выброс, | ||||
код | наименование | т/год | руб. | т/год | руб. | ||
301 | Азота диоксид (Азот (IV) оксид) | 8,1975 | 122 883,804 | 3,573 | 53 560,699 | ||
303 | Аммиак | 39,215 | 587 848,536 | 17,092 | 256 215,92 | ||
330 | Сера диоксид (Ангидрид сернистый) | 5,171 | 25 354,4472 | 2,2536 | 11 049,851 | ||
333 | Дигидросульфид (Сероводород) | 1,9198 | 142 275,6101 | 0,8368 | 62 014,913 | ||
337 | Углерод оксид | 18,5386 | 3 203,47 | 8,0802 | 1 396,258 | ||
410 | Метан | 3892,798 | 45 405 595,87 | 1696,713 | 19 790 460,43 | ||
616 | Диметилбензол (Ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-) | 32,5662 | 105 162,773 | 14,194 | 45 835,26 | ||
621 | Метилбензол (Толуол) | 53,172 | 56 851,50 | 23,175 | 24 778,71 | ||
627 | Этилбензол | 7,0138 | 208 309,86 | 3,057 | 90 792,9 | ||
1325 | Формальдегид | 7,0904 | 1 396 445,77 | 3,09 | 608 571,792 | ||
ИТОГО | 4065,6823 | 48 053 931,65 | 1772,0651 | 20 891 116,03 | |||
Письмо НИИ Атмосфера от 29.09.2000 № 610/33-07, на которое ссылается ГП КО «ЕСОО», при расчете выбросов от источников «АЗС. Заправка техники»
(ИЗА № 6005 - Круглово, ИЗА № 6004 - Барсуковка), указано, что средние значения концентраций паров хранимого нефтепродукта за соответствующий период года, климатической зоны и конструкции резервуара принимаются из Приложения 15, что соответствует применяемой Методике.
Кроме того, в расчетах представленных ГП КО «ЕСОО» письмом от 30.06.2021 № 8815-АХ (вх. Управление от 08.07.2021 № 17659) учтена производительность насоса оборудования, которая составляет 4,2 м /час, которые был применен Управлением для произведенного расчета. Производительность насоса используется только для определения максимально-разовых выбросов (г/сек) и не применяется и никак не влияет на расчет валового выброса (т/год).
В расчетах выбросов от источников АЗС. Склад ДТ (Круглово -
ИЗА №6010, Барсуковка - ИЗА №6005) ГП КО «ЕСОО» по данным источникам не указана информацию по конструкции резервуара для определения значения опытного коэффициента, а также производительность насоса.
Вместе с тем, по информации из расчета валовых выбросов по другим источникам конструкция резервуаров указана - наземный горизонтальный. Данная информация обоснованно применена Управлением в расчетах.
Из возражений ГП КО «ЕСОО» следует, что конструкция резервуаров - наземная вертикальная, что противоречит информации, используемой при расчетах по другим источникам. Таким образом, сведения, предоставленные в расчетах ГП КО «ЕСОО» содержат противоречивую информацию.
В расчет выбросов от источника «Установка «Форсаж-2» (ИЗА № 2), расположенного на полигоне в пос. Барсуковка ГП КО «ЕСОО» придерживается позиции, что валовые выбросы от установки «Форсаж-2» в отчетах 2-ТП (воздух) и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ГП КО «ЕСОО» приведены на основании расчетов, выполненных ИП ФИО5 в 2019 году в рамках договора на проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферы и разработки проекта предельно допустимых выбросов, при условии максимальной нагрузки установки в размере 3728 часов в течение года.
Вместе с тем, инвентаризация стационарных источников осуществляется при эксплуатации технологического оборудования с максимальной производительностью, допускаемой установленным регламентом работы. Валовые выбросы в отчете 2-ТП (воздух) предоставляются исходя из фактического выброса, а не установленного в результате инвентаризации при максимальной нагрузки оборудования.
Согласно Письма Росстата от 24.04.2019 № СЕ-04-4/55СМИ респонденты, допустившие ошибку при представлении первичных статистических данных, обязаны в течение трех дней после их обнаружения самими респондентами или получения письменного уведомления от территориальных органов статистики (или других министерств и ведомств - субъектов официального статистического учета) направить исправленные данные с обоснованием внесения изменений и дополнительными необходимыми пояснениями.
Таким образом, ГП КО «ЕСОО» в течение трех дней после получения протокола лабораторных замеров обязано было направить исправленный, откорректированный отчет 2-ТП (воздух) с пояснениями.
Однако откорректированный отчет в адрес Управления не был направлен, более того все последующие отчеты (декларация и отчет ПЭК) были сформированы с искаженными некорректными сведениями по стационарному источнику загрязнения атмосферы, а именно установке «Форсаж-2».
Валовые выбросы на установке «Форсаж-2» необоснованно рассчитаны Предприятием при максимальной нагрузки установки в размере 3728 часов в течение года, а также с использованием расчетов, выполненных ИП ФИО5 в 2019 году. Согласно представленным Журналам учета работы установки «Форсаж-2» время работы установки на полигоне Барсуковка в 2020 году составило 405 часа, количество обезвреженных отходов - 72,9 тонны, на полигоне Круглово - время работы установки - 204 часа, количество обезвреженных отходов - 36,532 тонны. Следовательно, общее время работы установки «Форсаж - 2» в 2020 году составило 609 часов, а не 3728 часов.
Кроме того, согласно представленным пояснениям ГП КО «ЕСОО» от 28.06.2021 № 8714-АХ (вх. Управления от 08.07.2021 № 17658) на полигоне Барсуковка обезврежено 222,06 тонны отходов, а именно на установке «Форсаж-2» количество обезвреженных отходов - 72,9 тонны, 149,16 тонн обезврежено на установке «Форсаж - 1».
Плата за выбросы от установки «Форсаж - 2» на полигоне в пос. Круглово в декларации по оплате за НВОС - отсутствует. Более того во всех отчетах, представленных ГП КО «ЕСОО» за 2020 год, отсутствует информация по источнику загрязнения - установка «Форсаж - 1» на полигоне Барсуковка. Произвести расчет валовых выбросов от установки «Форсаж-1» не представляется возможным в виду отсутствия протоколов лабораторных замеров загрязняющих веществ.
Управлением не было допущено ошибок при использовании протокола инструментальных замеров «РПН-Сфера» для расчета валовых выбросов. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы ГП КО «ЕСОО», что Управлением применен расчетный метод определения выбросов вместо инструментального не обоснован.
Согласно протоколам инструментальных замеров обнаружение величин загрязняющих веществ выражается в единицах измерения мг/м3 -концентрация, для перевода данной величины в г/сек используется расчетный метод с использованием значений параметров (объем газовоздушной смеси), измеренный в процессе отбора проб. Далее определяется валовый выброс (т/год) с использованием формул из методики, примененной Управлением. Более того, приведенный ГП КО «ЕСОО» расчет, выполненный ИП ФИО5 в 2019 году в рамках договора на проведение инвентаризации источников выбросов, произведен по аналогичным формулам.
Доводы ГП КО «ЕСОО», что согласно приказу Минприроды РФ от 07.08.2018 № 352 по некоторым веществам в протоколе следует принять концентрацию равной «0», не обоснованы по праву.
Согласно п. 38 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее - Порядок проведения инвентаризации) концентрация 3В принимается равной нулю, если нижний диапазон методики ее измерения меньше 0,5 ГНР.
Однако, согласно представленным протоколам концентрация загрязняющих веществ в газовоздушной смеси от установки «Форсаж-2» обнаружена по всем определяемым веществам, то есть оказалась выше нижнего предела обнаружения, установленного в применяемой методике обнаружения.
По каким именно веществам следует принять концентрацию равной «0» Предприятие документально не обосновало.
Что касается расчета выбросов от источника «Емкость для ДТ установки
«Форсаж-2» (ИЗА № 6003), то исходные сведения для расчета приняты их данных представленных ГП КО «ЕСОО» в процессе административного расследования, а именно расход топлива в осенне-зимний период составляет 25,164 т/год, в весенне-летний период - 25,164 т/год.
В возражениях ГП КО «ЕСОО» указан средний расход топлива - 9,5 м3/год. Таким образом, в Управление Предприятием изначально была представлена недостоверная информация.
При расчете выбросов от источников Зона ТО и TP (ИЗА № 6007)
ГП КО «ЕСОО» использовался пропорциональный пересчет данных по аналогичной технике на полигоне Круглово (инвентаризация ИП ФИО5 от 11.2021), так как у ГП КО «ЕСОО» отсутствовало программное обеспечение для расчетов.
Расчет выделений загрязняющих веществ выполнен в соответствии со следующими методическими документами:
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., НИИ Атмосфера, 2012.
Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1998.
Дополнения и изменения к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1999.
Согласно вышеперечисленным методикам удельный выброс загрязняющих веществ зависит от типа автотранспортного средства, рабочего объема двигателя внутреннего сгорания.
п/п | Наименование автотранспорта | Тип автотранспортного средства | Тип автотранспортного средства для пропорционального пересчета ГП КО «ЕСОО» |
1 | Автоцистерна вакуумная MOfl4671F6-10 | Грузовой, г/п от 8 до 16 т, дизель | Грузовой, г/п от 8 до 16 т, дизель |
2 | Самосвал ММЗ-554М | Грузовой, вып. до 1994 г., г/п от 2 до 5 т, бензин | Грузовой, объем свыше 3,5 л, карбюр, бензин |
3 | Самоходная трамбовочная машина OMATSU HANOMAG CD300 | ДМ колесная, мощностью 161-260 кВт (219-354 л.с.) | ДМ колесная, мощностью 161-260 кВт (219-354 л.с.) |
4 | Бульдозер на базе Т-170 | ДМ гусеничная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) | ДМ гусеничная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) |
5 | Бульдозер ДЗ-110А | ДМ гусеничная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) | ДМ гусеничная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) |
6 | Экскаватор Atlas AE1302D | ДМ колесная, мощностью 36-60 кВт (49-82 л.с.) | ДМ гусеничная, мощностью 36-60 кВт (49-82 л.с.) |
7 | Погрузочно-убороч ная машина ПУМ-4853 | ДМ колесная, мощностью 36-60 кВт (49-82 л.с.) | ДМ колесная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) |
п/п | Наименование автотранспорта | Тип автотранспортного средства | Тип автотранспортного средства для пропорционального пересчета ГП КО «ЕСОО» |
8 | Трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием | ДМ гусеничная, мощностью 101-160 кВт (137-218 л.с.) | ДМ гусеничная, мощностью 36-60 кВт (49-82 л.с.) |
Из таблицы следует, что тип автотранспорта под №№ 2, 6-8 ГП КО «ЕСОО» определен не верно, следовательно, Предприятием не может быть использован пропорциональный пересчет для аналогичной техники.
Управление согласилось с доводами Предприятия и учло массу отходов, размещенных на полигонах, исключая последние два года и осуществило перерасчет начисленной суммы задолженности, отразив ее в уточненном исковом заявлении от 25.08.22г.. При этом, Управление оставило без изменения все остальные расчеты, как не подтвержденные документально.
Довод ГП КО «ЕСОО» о спорности применения повышающих коэффициентов ввиду отсутствия разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и рассмотрения заявления арбитражным судом по делу А21-7653/2021 о незаконности отказов Управления в выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух несостоятелен Вступившим в законную силу решением суда от 11.08.2022 Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований, действия Управления, связанные с отказами ГП КО «ЕСОО» в выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по эксплуатируемым полигонам размещения отходов вблизи пос. Круглово и пос. Барсуковка Калининградской области признаны судом законными.
Суд отмечает, что 16.08.2021 года ГП КО «ЕССО» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за умышленное сокрытие и искажение информации в отчете по форме 2-ТП и декларации за 2020г. (дело об административном правонарушении № АД - 96/12/2021). Аналогичные нарушения (за 2019г) были установлены вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда от 27.08.2021г по делу №12-26/21 об оспаривании Предприятием постановления Управления о назначении наказания по 8.5 КоАП РФ.
Искажение Предприятием данных в поданных декларациях и отчетах, подтверждено показаниями специалиста Лазарь О.В., допрошенной в судебном заседании 15.02.22г. по настоящему делу.
С учетом уточнений по сумме начислений, по состоянию на 30 августа 2022 года сумма задолженности платы ГП КО «ЕСОО» за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составляет 59 909 233 руб. 97 коп. - т.е. по коду ОКТМО 27514000, по объекту НВОС 19 467 892 руб. 77 коп. и по коду ОКТМО 27510000 по объекту НВОС - 40 441 341 руб. 20 коп.
Согласно ч. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в редакции от 31.12.2017 «Об охране окружающей среды» несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.
Управлением, с использованием средств федеральной государственной информационной системы программно-технического комплекса «Госконтроль» произведено начисление пени ответчику по сумме платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по коду ОКТМО 27510000, по состоянии на 31.03.2022 составила 4 029 305 рублей 63 коп.; по коду ОКТМО 27514000, по состоянии на 31.03.2022 составила 1 939 651 рублей 07 коп.
Пени (на сумму задолженности платы ГП КО «ЕСОО» за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 59 909 233 руб. 97 коп.) по состоянию на 31 марта 2022 года составляют 4 029 305 рублей 63 коп + 1 939 651 рублей 07 коп. = 5 968 956 руб. 70 коп.
Плату необходимо перечислить по следующим реквизитам:
ИНН: <***> КПП: 784101001
ОКТМО: Указывается ОКТМО, по которому выявлена задолженность.
КБК (код доходов): Указывается КБК доходов, по которому выявлена задолженность.
Назначение платежа: «Доплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год».
Реквизиты по Калининградской области:
Получатель: УФК по Калининградской области (СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА л/с 04351W01721)
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАД БАНКА РОССИИ/УФК по Калининградской области г. Калининград Номер счета банка получателя средств: 40102810545370000028 БИК: 012748051
Номер счета получателя средств: 03100643000000013500.
Управлением пересчитан размер пеней по состоянию на 31.03.22г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (начало действия документа - 01.04.2022 года) введен мораторий сроком на 6 месяцев на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в соответствии с которым мораторий применим, в том числе, и к ответчику.
Как установлено пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 9.1 Закона № 127-ФЗ установлено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ, в частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона № 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Согласно пункту 7 вышеназванного Постановления в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ).
Таким образом, в период действия указанного моратория неустойка с 01.04.2022 года не подлежит начислению и взысканию.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании указанной нормы суд взыскивает с Предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 200 000 руб., от оплаты которой Роприроднадзор освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ГП КО «ЕСОО» отказать.
Встречный иск Северо – Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить.
Взыскать с ГП КО «ЕСОО» в пользу Северо – Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по коду ОКТМО 27514000 по объекту НВОС 19 467 892 руб. 77 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 1 939 651 руб. 07 коп., по коду ОКТМО 27510000 по объекту НВОС 40 441 341 руб. 20 коп., пени по состоянию на 31.03.2022 в размере 4 029 305 руб. 63 коп.
Взыскать с ГП КО «ЕСОО» в доход бюджета государственной пошлины в размере 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Залужная Ю.Д. |
(подпись, фамилия) |