Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Калининград Дело № А21-915/2022
04 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2022.
Решение изготовлено в полном объеме 04.05.2022.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Зинченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Берниковым П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (ОГРН <***>; 236007, <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН <***>; 236016, <...>)
об обязании принять объект недвижимости в федеральную собственность,
третьи лица: 1) ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей», 2) ФГБВУ «Центррегионводхоз», 3) ГБУ КО «Балтберегозащита», 4) Администрация МО «Нестеровский городской округ»,
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность, паспорт,
ФИО2, доверенность, паспорт, диплом,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: 1) ФИО3, паспорт, доверенность, диплом,
2) ФИО4, доверенность, паспорт,
3) не явился, извещен,
4) ФИО5, доверенность, паспорт, диплом,
установил: на реке Лепона возле пос. Некрасова Нестеровского района Калининградской области находится гидротехническое сооружение гидроузел-земляная дамба, донный водовыпуск, протяженностью 483 метра, находящаяся ориентировочно на 1,44 км реки Лепона.
18.09.2017 Администрация МО «Нестеровский городской округ» поставила сооружение на учет в Росреестре под кадастровым номером 39:08:000000:651 как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Вступившим в законную силу решением Нестеровского районного суда Калининградской области от 26.02.2021 по делу № 2-4/2021 (2-217/2020) отказано в удовлетворении требования прокурора Нестеровского района Калининградской области об обязании администрации подготовить документацию и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение ввиду отсутствия в законодательстве обязанности органа местного самоуправления по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, которые могут быть как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности, при этом спорное сооружение является трансграничным объектом, поскольку расположенное одновременно на территории двух государств (Российской Федерации и Литовской Республики), находится в закрытой приграничной зоне, доступ к нему ограничен, при этом согласно п. 11 ст. 11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2017 № 26, министерство реализует полномочия в области безопасности гидротехнических сооружений, установленные ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Суду не были представлены сведения о том, что спорное сооружение было выстроено администрацией МО «Нестеровский городской округ» либо ее предшественником с целью реализации полномочий органа местного самоуправления, что свидетельствовало бы о праве собственности администрации на сооружение.
Получив отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в принятии сооружения в федеральную собственность ввиду отказа филиала «Балтводхоз» и ФБУ «Администрация Волго-Балт» принять сооружение в оперативное управление, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании управления в течение 90 дней с даты вступления решения в силу принять сооружение в федеральную собственность.
В отзыве на заявление управление в удовлетворении искового заявления просило отказать.
Представитель администрации в судебном заседании 27.04.2022 требования министерства поддержал.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей, суд признает необходимым требования министерства удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект это – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ст. 5 ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключение установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
Таким образом, если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
К гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (ст. 3 Закона № 117).
Строительство спорного сооружения было завершено в период 1980-1985 годов и в настоящее время невозможно достоверно установить его заказчика и собственника в период строительства.
Сооружения было возведено с целью создания водохранилища для обеспечения водой близлежащих сельскохозяйственных территорий Литовской Республики, обеспечение пропуска паводковых вод при допустимом затоплении прилегающей местности, улучшение экологической и рекреационной обстановки территорий, прилегающих к водохранилищу.
Сооружение является наземным включает в себя два конструктивных элемента: 1 - тело грунтовой плотины; 2 - шахтный водосброс со шлюзом-регулятором.
В результате устройства грунтовой плотины образован шахтный водосброс, по которому проходит государственная граница между Российской Федерацией и Литовской Республикой и водохранилище. Часть образованного водохранилища относится к Российской Федерации (55-60%), остальная часть водохранилища относится к Литовской Республике.
Объект ограниченно работоспособен. Техническое состояние регулирующего механизма водовыпуска, которое находится на территории Литовской Республики, неизвестно. Согласно акту осмотра гидротехнического сооружения от 04.03.2019 в случае повышения до критических уровней и в силу отсутствия возможности оперативного доступа к регулирующему механизму и сбросу воды, существует угроза ЧС в результате прорыва плотины.
В случае неудовлетворительного функционирования элементов сооружения может произойти подтопление близлежащих территорий Литвы.
Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (п. 11 ст. 3 ВК РФ).
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (п. 11 ст. 1 ВК РФ).
В рассматриваемом случае имеется гидравлическая связь между спорным сооружением и рекой Лепона, ввиду чего функционирование водохранилища без сооружения невозможно, гидротехническое сооружение входит в водохозяйственную систему, созданную для образования водохранилища, у спорного гидротехнического сооружения отсутствует самостоятельное функциональное назначение.
Таким образом, спорное гидротехническое сооружение является грунтовой плотиной водохранилища на реке Лепона и неразрывно связано с водным объектом, являющимся элементом водотока реки Лепона, а потому относящимся к федеральной собственности.
Ввиду того, что водохранилище на реке Лепона является русловым и находится в федеральной собственности, плотина, расположенная на землях водного фонда, являющаяся элементом гидрографической сети может находиться только в федеральной собственности.
В связи с этим ссылки ответчика на то, что гидротехнические сооружения не включены в приложения 1-3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городв Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не принимаются судом во внимание.
В соответствии с п. 3 ст.225 ГК РФ администрация муниципального образования, на территории которой расположено бесхозяйное сооружение, может обратиться в суд с требованием признания права муниципальной собственности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. Администрация
Администрация МО «Нестеровский городской округ» сооружение в свою собственность не принимала, интереса к нему не имеет, для решения вопросов местного значения объект не предназначен, сооружение расположено на водном объекте в приграничной зоне, который является собственностью Российской Федерации, поскольку является трансграничным и не может быть использован для нужд муниципалитета.
Являясь трансграничным объектом, и располагаясь на территориях двух государств, сооружение по своему функциональному назначению признается единым объектом гражданских прав, находящимся в единой гидравлической связи с водохранилищем.
Таким образом, эксплуатация и обслуживание спорного сооружения относится к сфере ответственности Российской Федерации и должно регулироваться на межгосударственном уровне с Литовской Республикой.
В соответствии со ст. 5 Закона № 117 министерство обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В то же время действующим законодательством на министерство не возложена обязанность по эксплуатации бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1606 эксплуатация гидротехнического сооружения допускается только собственником или эксплуатирующей организацией, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Действующее законодательство требует в обязательном порядке оформление права собственности на гидротехнические сооружения, находящиеся во взаимосвязи с водными объектами и образующими с ними водохозяйственную систему. С этой целью требуются предусмотренные законом действия от соответствующих федеральных органов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и согласно п. 4 Положения 4 осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в течение 90 дней с даты вступления настоящего решения в силу принять в федеральную собственность объект недвижимости гидротехническое сооружение Гидроузел – земляную дамбу, донный водовыпуск, протяженностью 483 м., адрес (местонахождение объекта): Российская Федерация, Калининградская область, Нестеровский район, кадастровый номер объекта 39:08:000000:651.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья С.А. Зинченко