Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21- 9188/2013
«17»
января
2014 года
Резолютивная часть решения объявлена
«14»
января
2014 года
Решение изготовлено в полном объеме
«17»
января
2014 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи З.Б.Лузановой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю.Киселевич
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ООО «Групласт»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности.
от МРИ № 1: ФИО2 по доверенности.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Групласт» (далее – ООО «Групласт», Общество) обратилось в заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области (далее – МРИ ФНС России № 1 по Калининградской области, налоговый орган) от 21.10.2013 об отказе в государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Групласт», указывая, что Обществом в налоговый орган было представлено уведомление по форме Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс, однако в такой регистрации было отказано по причине заполнения ликвидатором раздела 5 листа Б в форме Р15001; основания отказа налогового органа, по мнению заявителя, противоречат положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области возражает против удовлетворения заявления, считая оспариваемое решение соответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Требования).
Установлено, что ООО «Групласт» было зарегистрировано 26.01.2007, учредителем Общества является ФИО3.
08.07.2013 ФИО3 принял решение о ликвидации ООО «Групласт», назначив ликвидатором Общества себя - ФИО3, налоговым органом в ЕГРЮЛ была внесена регистрационная запись 1073906001102 от 18.07.2013 о принятии указанного решения.
09.10.2013 ФИО3 было принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
14.10.2013 в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области ликвидатором Общества было подано заявление по форме Р15001 о внесении сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Групласт».
При этом в Уведомлении по форме Р15001 в листе Б ликвидатором были заполнены разделы 5 и 6.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области было принято решение от 21.10.2013 об отказе в государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором налоговый орган в качестве основания отказа указал, что заявление считает не представленным ввиду нарушения заявителем пункта 9.6.1. вышеуказанных Требований
Суд считает заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Заон о регистрации).
В соответствии со статьей 20 Закона о регистрации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В статье 21 Закона о регистрации утвержден перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно пункту "а" части 1 указанной статьи, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, перечислены в статье 23 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а").
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации сведения, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц, должны быть достоверными и соответствовать установленным законодательством требованиям.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Согласно пункту 9.1. Требований уведомлени о ликвидации юридического лица (форма Р15001) оформляется в случае принятия решения о ликвидации юридического лица его участником (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
Лист Б уведомления «Сведения о заявителе» заполняется в отношении физического лица, выступающего заявителем.
В зависимости от того, кто выступает заявителем, заполняются следующие разделы (пункт 9.6.1. Требований):
- если учредитель (участник) - физическое лицо, то в разд. 1 листа Б уведомления в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое обозначение "1" и заполняются разд. 5 и 6 указанного листа;
- если учредитель (участник) - юридическое лицо, то в разделе 1 листа Б в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое обозначение "2" и заполняются разд. 2, 5, 6 данного листа, а также раздел 3 (если от имени юридического лица - участника выступает управляющая организация);
- если заявитель - орган, принявший решение о ликвидации, то в разделе 1 листа Б уведомления в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое обозначение "3" и заполняются разделы 4 - 6 названного листа.
- если заявителем выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор, то в разделе 1 листа Б уведомления в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое обозначение "4" и заполняется раздел 6 данного листа. В разделе 6 листа Б уведомления заявитель от руки заполняет строку, в корой указывает свою фамилию, имя, отчество (при наличии). В соответствующей строке названного листа он ставит подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 2.20.5 раздела II пункт 9.6.6 раздела IX Требований).
Таким образом, поскольку в данном случае заявителем являлся ликвидатор ООО «Групласт», заполнение им раздела 5 листа Б уведомления указанными Требованиями не предусматривалось.
Как следует из материалов дела, в представленном заявителем в налоговый орган уведомлении по форме Р15001 заполнен не только раздел 6 листа Б, но и раздел 5 этого листа, содержащий информацию о заявителе – фамилию, имя, отчество ликвидатора, сведения о рождении, данные паспорта, адрес его места жительства и контактные данные.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона о регистрации предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Отказывая в удовлетворении заявления Общества государственной регистрации сведений, налоговый орган, по мнению суда, не учел, что только представление заявителем сведений, которые не соответствуют действительности, должно приравниваться к их непредставлению.
В данном же случае не предусмотренное вышеуказанными Требованиями заполнение заявителем раздела 5 листа Б уведомления по форме Р15001 не привело к представлению заявителем недостоверных сведений и соответствовало положениям статей 9 и 23 Закона о регистрации, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 21.10.2013 об отказе в государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Групласт» как не соответствующее статье 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области произвести государственную регистрацию ООО «Групласт» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в пользу ООО «Групласт» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья З.Б.Лузанова