Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21- 9361/2009
«30»
ноября
2009года
Резолютивная часть решения объявлена
«24»
ноября
2009 года
Решение изготовлено в полном объеме
«30»
ноября 2009 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи Кузнецовой О.Д.
при ведении протокола судебного заседания Кузнецовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Совместого предприятия «Бадприм» О.О.О. (Молдова)
К Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по г. Калининграду
о возмещении НДС ,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности от 06.08.09 № 165, ФИО2 по доверенности от 06.08.09. № 164,
от ответчиков: ФИО3 по доверенности от 18.03.09 и ФИО4 по доверенности от 21.09.09,
от третьего лица: Таможенное Управление – ФИО5 по доверенности от 26.12.08 г. представлен отзыв, в судебное заседание не явилось, направило заявление о рассмотрении в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежаще извещённого, в порядке статьи 156 АПК РФ.
Совместное предприятие «Бадприм» О.О.О. (далее Совместное предприятие) обратилось в арбитражный суд с требованием обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по г. Калининграду (далее – ИФНС) об обязании возместить Совместному предприятию сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС) – 459 417 руб., уплаченного им в четвёртом квартале 2007г. путём включения в цену и оплаты этой суммы НДС своим контрагентам в цене заключённых с ними договоров на поставку ими Совместному предприятию товаров (услуг) на территории Российской Федерации в целях исполнения международного договора на строительство за счёт средств Европейского сообщества.
Требования обоснованы заключённым международным договором, согласно которому Совместное предприятие освобождено от уплаты НДС из средств помощи Европейского Сообщества, а также фактическими обстоятельствами, согласно которым Совместное предприятие по заключённым договорам с субподрядчиками во исполнение международного договора оплатило стоимость услуг (товара) с учётом НДС своим контрагентам, не освобождённым от его уплаты в бюджет; указывают, что совместным предприятием подан полный пакет документов для производства налоговых вычетов, однако ИФНС вынесено решение об отказе в вычетах.
Считают, что на основании статьи 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации, решение налогового органа не учитывает требования законодательства о приоритете норм международного права по отношению к Российскому законодательству. В судебном заседании ссылаются на переписку с государственными органами Российской Федерации по вопросам освобождения от налогообложения.
Согласно уточнённым требованиям, принятым судом, указывают, что фактические обстоятельства свидетельствуют об излишней уплате налога, который подлежит возврату налоговым органом с применением по аналогии закона статьи 78 НК РФ в части порядка возврата и обязанности его осуществления налоговым органом, в связи с отсутствием регламентации законодательством Российской Федерации процедуры и оснований возврата НДС по фактическим обстоятельствам по настоящему делу.
В судебном заседании требования поддержаны.
ИФНС, не отрицая, что спорные отношения возникли в рамках оказания безвозмездной помощи, которая рассматривается как безвозмездная техническая помощь, в отзыве просит отклонить требования на основании положений статей 166, 170, 171 и других статей главы 21 НК РФ НК РФ о том, что право на вычет имеют только плательщики НДС, которым совместное предприятие не является, равно как суммы НДС, уплаченные в составе цены товара, не являются уплачиваемым Совместным предприятием налогом, налогооблагаемых операций Совместное предприятие не имело.
В суде представитель ИФНС заявил о пропуске срока давности на обращение в суд с настоящими требованиями.
Третье лицо в отзыве указало на наличие полученного удостоверения о признании средств технической помощью, но правовой позиции относительно заявленных требований о возмещении указанной истцом суммы не высказало.
В судебном заседании объявлялся перерыв, судебное заседание откладывалось.
Судом установлены следующие обстоятельства.
18.07.2007г. между Федеральной таможенной службой РФ и Совместным предприятием (Молдова) заключён Контракт № 2007/126-111 на выполнение работ в рамках внешнего воздействия Европейского Союза, финансируемый из общего бюджета Европейского Сообщества (далее – Контракт), которым предусмотрено проектирование и строительство МАПП Мамоново-Грехотки (РФ).
Денежные средства по данному Контракту поступили на расчётный счёт Совместного предприятия 29.11.2007 г. в сумме 2 600 000 евро. Факт их поступления проверен в ходе камеральной проверки и по делу не оспаривается и подтверждён сведениями банка, представленными суду.
Совместное предприятие во исполнение Контракта заключило с рядом организаций договоры на поставку материалов и выполнение работ на объекте МАПП и произвело оплату их стоимости с учётом НДС 18 %, общая сумма которого в цене составила 459 417 руб., иных операций Совместное предприятие не имело, что проверено ИФНС с учётом счетов-фактур и договоров и изложено в акте проверки, в суде подтверждено книгой покупок, сведениями банка о поступлении денежных средств, и по делу не оспаривается.
За 4 квартал 2007г. подана налоговая декларация с указанием суммы, начисленной к возмещению из бюджета 459 417 руб., и пакет документов к ним, предусмотренный подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
ИФНС проведена камеральная проверка и составлен акт 26.05.2008, а также вынесено решение об отказе в возмещении НДС от 5.09.2008 № 531 на основании статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
На акт поданы возражения, рассмотренные и отклонённые ИФНС с изложением доводов в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 05.09.2008г. № 2197.
Жалоба Совместного предприятия Управлением федеральной налоговой службы по Калининградской области на решение об отказе в возмещении суммы НДС оставлена без удовлетворения.
В пункте 4 Контракта установлена его цена (исключая НДС и другие пошлины) 13 299 979 евро, вклад ЕК – 13 299 979 евро, НДС и другие пошлины – 1 877 428 евро. НДС оплачивается в соответствии с обязательными постановлениям, национальным законодательством и международными соглашениями, касающимися выполнения программы. НДС и другие освобождённые от уплаты налоги не взимаются в отношении средств, поступающих из фонда ЕС.
Указанный контракт заключён в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2006 г. № 1828-р «О подписании Меморандума между Правительством РФ и Комиссией Европейских сообществ о взаимопонимании по вопросу финансирования в рамках Программы ТАСИС проектирование и строительства автомобильного пункта пропуска Мамоново – Грехотки через Российско-Польскую границу» (далее – Меморандум).
Согласно пунктам 42 и 43 Раздела 6 Меморандума предусмотрено, что уплата НДС или таможенных пошлин в отношении Контракта не может быть возложена на финансирующий орган. Подрядчики совместно с получателем несут ответственность за принятие мер для получения разрешения на освобождение от уплаты налогов в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Подрядчики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, применимого к ним в отношении доходов, получаемых по контракту.
Во введении Меморандума установлено, что он составлен на основе Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских Сообществ.
Статьёй 11 Общих Правил, применимых к техническому содействию Европейских Сообществ (18.07.1997г.), ратифицированных Федеральным Законом Российской Федерации № 14-ФЗ от 6.01.1999 «О ратификации Общих правил, применимых к техническому содействию Европейских Сообществ» (далее – Общие правила и ЕС) предусмотрено, что за счёт субсидий ЕС налоги и таможенные пошлины не уплачиваются, контракты по поставкам, включая те из них, которые предусматривают продукцию, происходящую из Российской Федерации, и в соответствии с настоящими Общими правилами финансируются из субсидий ЕС, заключаются на основе цены, которая не включает налог на добавленную стоимость и налоги аналогичного характера, применяемые в РФ к такому виду поставок.
В силу статьи 1 Закона № 95 –ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее – закон № 95 –ФЗ) налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или иной технической помощи (содействия).
Совместное предприятие имеет удостоверение № 6126 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью, выданное 24.04.2008г. комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, согласно которому денежные средства, товары, работы и услуги на реализацию проекта по вышеуказанному Контракту, являются технической помощью (содействием) (протокол заседания № 2 (29) от 29.04.2009 г.).
Как видно из данного удостоверения в нём указываются Российский получатель помощи – Федеральная таможенная служба Российской Федерации, организация поставщик –«Бадприм» (Молдова) и другие организации поставщики согласно приложениям, наименования соглашения – Контракт № 2007/126-111 от 18.07.2007 и другие договоры согласно приложению. Из пояснений представителей Совместного предприятия усматривается, что приложения не оформлялись в связи с тем, что все субподрядчики на момент оформления удостоверения не были определены.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Приведённые нормы Меморандума и Общих правил устанавливают освобождение участников помощи от уплаты НДС путём установления положения о невключении НДС в цену заключаемых контрактов по поставкам за счёт субсидий ЕС, что обеспечивает освобождение средств ЕС от налогообложения.
Общество заключило такие контракты с условием включения в цену контракта НДС и оплатило цену с учётом НДС.
Суд не принимает довод Общества о том, что Российским законодательством не урегулированы основания возмещения уплаченного НДС при обстоятельствах по настоящему делу и нормы НК РФ не применимы к его деятельности в части определения оснований для вычета, возврата НДС.
Согласно статьи 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, и установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Таких иных правил и норм международного договора не установлено.
В соответствии со статьёй 31 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ международные договоры Российской федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Данная норма устанавливает, что положения международных договоров Российской Федерации, порядок применения которых не устанавливается в них самих или иных источниках международного права, реализуется в порядке, определённом положениями законодательства Российской Федерации.
Положение об освобождении средств ЕС от налогообложения в рамках действия закона № 95-ФЗ при условиях, указанных в международных нормах, в данном случае в Меморандуме и Общих правилах, реализовано в нормах Российского законодательства: нормами НК РФ регулируются основания и порядок исчисления, уплаты и возврата НДС, а также и основания и порядок освобождения от НДС при наличии льгот.
Статья 146 НК РФ устанавливает операции, являющиеся объектами налогообложения.
Статья 149 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению. Согласно подпункта 19 пункта 2 данной статьи НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с законом закон № 95 –ФЗ, этой же нормой установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы, в который включёно удостоверение об отнесении денежных средств к технической помощи.
Статья 166 НК РФ устанавливает порядок исчисления налога относительно налогооблагаемой базы.
Пункт 5 статьи 168 НК РФ предусматривает случай оформления первичных учётных документов и выставления счетов-фактур без выделения соответствующих сумм налога при реализации товаров (услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерациив таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров, а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ
Согласно пункта 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствие с положениями настоящей статьи.
Исходя из приведённых норм и установленных обстоятельств, не оспариваемых сторонами, Общество не имело налогооблогаемых операций, право на вычет и на возмещение налога у него не возникло.
Основания, условия и порядок возврата налога нормами НК РФ установлен, в том числе установлен порядок возврата сумм налога статьёй 78 НК РФ, которую применить Общество просит в части установленной этой статьёй обязанности налогового органа возвратить (возместить) излишне уплаченный налог путём его возврата из бюджета, и 79 НК РФ, устанавливающей порядок возврата излишне взысканных сумм налога, но применение такого порядка возможно при установлении к тому оснований.
В связи с изложенным оснований к возложению на ИФНС обязанности возместить НДС в указанной в заявлении сумме и применении порядка возврата (возмещения) Совместному предприятию налога не имеется.
Довод представителя ИФНС о пропуске срока исковой давности, заявленный в судебном заседании до вынесения судом решения не может быть принят.
Требование заявителя, связанное с защитой его права на возмещение суммы НДС по своему характеру является имущественным, в связи с этим на данное требование распространяются общие правила исчисления исковой давности по имущественным взысканиям – 3 года. Применение трёхгодичного срока со дня уплаты суммы налога для обращения с заявлением о его возврате и такого же срока для обращения в суд со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога, предусмотрено и положениями пункта 6 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 НК РФ. Как видно из материалов дела срок для обращения в суд за защитой своего имущественного права заявителем не пропущен: спорная сумма уплачена в 4 квартале 2007 г., декларация представлена в 2008 г., решение об отказе в возмещении налога вынесено 05.09.2008 г., обращение в суд состоялось 02.09.2009г.
Руководствуясь статьями 167-176, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Совместного предприятия «Бадприм» О.О.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Кузнецова О.Д.