Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Калининград | Дело | № А21-9371/2016 | ||
«15» | июля | 2017 года | ||
Резолютивная часть определения оглашена 10.07.2017.
Полный текст определения изготовлен 15.07.2017.
Арбитражный суд Калининградской области в составе: судьи Талалас Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тавастшерна Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2, зал судебных заседаний № 11, дело по заявлению
ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» (ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884)
к 1) Временно исполняющему обязанности Губернатора Калининградской области Алиханову Антону Андреевичу,
2) Правительству Калининградской области,
3) Агентству по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области,
третье лицо: Чехословацкое акционерное общество «CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.»
о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц,
при участии:
от заявителя – Булычев А.В. по доверенности, паспорту, Гриценко П.П. ген.директор согласно протоколу № 26, паспорту;
от заинтересованных лиц:
1) Правительство Калининградской области – Готовчик А.Л. по доверенности, паспорту;
2) Агентство по архитектуре – Краснонос М.Н. по доверенности от 17.02.2017 г., паспорту,
от 3-го лица: Булычев А.В. по доверенности, паспорту,
установил:
Открытое акционерное общество "Балтик Экспо", место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Правительству Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871 (далее - Агентство по архитектуре), врио губернатора Калининградской области Алиханову Антону Андреевичу с требованиями:
1.Признать незаконными бездействие, допущенное ВРИО Губернатором Калининградской области Алихановым А.А., Правительством Калининградской области, АНО «Некоммерческая организация «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018г.» и Агентством по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области
1.1 Выразившиеся в неполном и в ненадлежащем рассмотрении, а также в ненадлежащем реагировании в 30-ти дневный срок, установленный законом, на:
- обращение ОАО «Балтик Экспо» от 11 августа 2016 года
- обращение ОАО «Балтик Экспо» от 27 октября 2016 года
- Жалобу ОАО «Балтик Экспо» от 02 ноября 2016 года
1.2. Также выразившиеся в не устранении нарушении прав и законных интересов ОАО «Балтик Экспо», действующего в интересах и на основании Договора о совместной деятельности по реконструкции и строительству Международного конгресно-выставочного центра Евразийского сотрудничества в г. Калининграде» от 07 ноября 2014., заключенного с Чехословацким АО «CZECHOSLOVAKENERGY, OIL&GAS, a.s» А именно в непредставлении достоверных и правдивых , а не ложных сведений, для их представления в суд:
1.2.1.В не сообщении ОАО «Балтик Экспо» сведений: какой конкретно определенный Объект инфраструктуры федерального или регионального значения (конкретно определенная инженерная линейная сеть или конкретно определенный элемент улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к
стадиону, г. Калининград ) (ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108-ФЗ) Правительство Калининградской области планирует построить в целях чемпионата мира по футболу 2018 г. за счет регионального бюджета Калининградской области на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в государственную собственность Калининградской области.
1.2.2. В непредставлении ОАО «Балтик Экспо» копии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной Правительством Калининградской области или уполномоченным им на это лицом в порядке, усмотренном Законом. Касающуюся строительства на земельном участке, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в целях чемпионата мира по футболу 2018 года, за счет регионального бюджета Калининградской области:
-пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева;
-улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к Стадиону в городе Калининграде;
В не представлении возможности ознакомиться с вышеуказанной проектной документацией и снять с нее копии для их представления в суд.
1.2.3. В не ознакомлении ОАО «Балтик Экспо» с «Чертежем красных линий»
Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г.
Калининграда. (Приложение № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р). Который сопроводительным письмом за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014 был направлен из архива Правительства РФ в Правительство Калининградской области.
В соответствии с которым было принято Постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015г. № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области»
В непредставлении ОАО «Балтик Экспо» копии «Чертежа красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда. (Приложение № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября - 14г. № 1735-р). Который сопроводительным письмом за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014 был направлен из архива Правительства РФ в Правительство Калининградской области. Для его предоставления в суд.
1.2.4.В непредставлении ОАО «Балтик Экспо» копии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной Правительством Калининградской области или уполномоченным им на это лицом, в порядке, предусмотренном Законом. Касающуюся строительства на земельном участке, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в целях чемпионата мира по футболу 2018 года, за счет регионального бюджета Калининградской области:
-конкретно определенного «объекта инфраструктуры регионального значения» (конкретно определенная инженерная линейная сеть или конкретно определенный элемент улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд (проход) к стадиону, г. Калининград) (ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108-ФЗ) на территории острова, обеспечивающий подъезд (проход) к стадиону в г. Калининграде;
В не ознакомлении ОАО «Балтик Экспо» с вышеуказанной проектной документацией и в невыдаче разрешения снять с нее копии для их представления в суд.
1.2.5. В не восстановлении ОАО «Балтик Экспо» в порядке, предусмотренном ст. 27Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108 -ФЗ ( в редакции, действующей с 05 ноября 2014г.), права незаконно нарушенных, в части касающейся земельного участка ЗАО «Балтик Экспо», «красными линиями» «Чертежа красных линий», являющегося Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р., поступившего в Правительство Калининградской области из архива правительства РФ за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014, А именно:
-в не изменении «красные линии» в «Чертеже красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 35 000 зрительских мест, необоснованно целями чемпионата мира по футболу 2018 года проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а , А именно:
-в не приведении «красных линий», вышеуказанного «Чертежа красных линий» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а в соответствие с «красными линиями» Градостроительного плана земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014г. Которым, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочные центры, торгово-выставочные комплексы, многоуровневые гаражи и т.д. Этажностью: 4-16 этажей.
1.2.6. В невыдаче разрешения ОАО «Балтик Экспо» разработать за свой счет и представить на утверждение в Правительство Калининградской области «Чертеж красных линий» и иную документацию по планировке территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а. А именно в невыдаче разрешения:
-привести «красные линии», вышеуказанного «Чертежа красных линий» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, в соответствие с «красными линиями» Градостроительного плана земельного участка № RL 39301000-5015 от 26 июня 2014г. Которым, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочные центры, торгово-выставочные комплексы, многоуровневые гаражи и т.д. Этажностью: 4-16 этажей.
1.2.7 В не принятии мер надлежащего государственного реагирования на незаконное бездействие и преднамеренный обман, допущенные ВРИО Заместителя Правительства Калининградской области Рольбиновым А.С. в ответ на обращение ОАО -Балтик Экспо» Исх. № 114 и 115 от 11 августа 2016г. Что несовместимо с этикой государственного служащего РФ
В порядке восстановления своих нарушенных прав Общество просит:
2. Обязать ВРИО Губернатора Калининградской области Алиханова А.А., Правительство Калининградской области, АНО «Некоммерческая организация Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018г.» и Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области
- в полном объеме и надлежащим образом рассмотреть: обращения ОАО «Балтик Экспо» от 11 августа 2016 года, обращения ОАО «Балтик Экспо» от 27 октября 2016 года, Жалобы ОАО «Балтик Экспо» от 02 ноября 2016 года , а также надлежащим образом прореагировать на них, восстановив права ОАО «Балтик Экспо» в порядке , установленном законом, как изложено ниже:
2.1. Восстановить права ОАО «Балтик Экспо», путем возложения на вышеуказанных должностных лиц обязанности в течение определенного судом срока совершить следующие конкретные действия:
2.2.1 Сообщить ОАО «Балтик Экспо» сведения: какой конкретно определенный Объект инфраструктуры федерального или регионального значения (конкретно определенная инженерная линейная сеть или конкретно определенный элемент улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград ) (ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108-ФЗ) Правительство Калининградской области планирует построить в целях чемпионата мира по футболу 2018 г. за счет регионального бюджета Калининградской области на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в государственную собственность Калининградской области.
2.2.2.Предоставить ОАО «Балтик Экспо» копии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденную Правительством Калининградской области или уполномоченным им на это лицом в порядке, предусмотренном Законом. Касающуюся строительства на земельном участке, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в целях чемпионата мира по футболу 2018 года, за счет регионального бюджета Калининградской области:
-пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева;
-улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к Стадиону в городе Калининграде;
Дать возможность ознакомиться с вышеуказанной проектной документацией и снять с нее копии для их представления в суд.
2.2.3. Ознакомить ОАО «Балтик Экспо» с «Чертежем красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда (Приложение № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р). Который сопроводительным письмом за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014 был направлен из архива Правительства РФ в Правительство Калининградской области.
В соответствии с которым было принято Постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015г. № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области»
Предоставить ОАО «Балтик Экспо» копию «Чертежа красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда. (Приложение №5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р). Который сопроводительным письмом за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014 был направлен из архива Правительства РФ в Правительство Калининградской области. Для его предоставления в суд.
2.2.4.Предоставить ОАО «Балтик Экспо» копии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденную Правительством Калининградской области или уполномоченным им на это лицом, в порядке, предусмотренном Законом. Касающуюся строительства на земельном участке, изымаемом у ОАО «Балтик Экспо» в целях чемпионата мира по футболу 2018 года, за счет регионального бюджета Калининградской области:
-конкретно определенного «объекта инфраструктуры регионального значения» (конкретно определенная инженерная линейная сеть или конкретно определенный элемент улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд (проход) к стадиону, г. Калининград) (ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108-ФЗ) на территории острова, обеспечивающий подъезд (проход) к стадиону в г. Калининграде;
Ознакомить ОАО «Балтик Экспо» с вышеуказанной проектной документацией и разрешить снять с нее копии для их представления в суд.
2.2.5. В порядке, предусмотренном ст. 27 Федерального закона от 07 июня 2013г. № 108 -ФЗ ( в редакции, действующей с 05 ноября 2014г.), восстановить ОАО «Балтик Экспо» права незаконно нарушенные в части касающейся земельного участка ОАО «Балтик Экспо», «красными линиями» «Чертежа красных линий», являющегося Приложением № 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р. поступившего в Правительство Калининградской области из архива правительства РФ за peг. № 9599-1\8 от 10 сентября 2014, А именно просим:
-изменить «красные линии» в «Чертеже красных линий» Проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 35 000 зрительских мест, необоснованно целями чемпионата мира по футболу 2018 года проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а , А именно:
-привести «красные линии», вышеуказанного «Чертежа красных линий» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 -59 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а в соответствие целями чемпионата мира по футболу 2018 г., в том числе в соответствие с «красными линиями» Градостроительного плана земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014г. Которым, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по л. Октябрьская 3а, разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочные центры, торгово-выставочные комплексы, многоуровневые гаражи и т.д. Этажностью: 4-16 этажей.
2.2.6. Дать разрешение ОАО «Балтик Экспо» разработать за свой счет и
представить на утверждение в Правительство Калининградской области «Чертеж красных линий» и иную документацию по планировке территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а. А именно разрешить:
-привести «красные линии», вышеуказанного «Чертежа красных линий» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, в соответствие целями чемпионата мира по футболу 2018 г., в том числе в соответствии с «красными линиями» Градостроительного плана земельного участка № RU39301000-5015 от 26 июня 2014г. Которым, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочные центры, торгово-выставочные комплексы , многоуровневые гаражи и т.д. Этажностью: 4-16 этажей.
2.2.7 Принять меры надлежащего государственного реагирования на незаконное бездействие и преднамеренный обман, допущенные ВРИО Заместителя Правительства Калининградской области Рольбиновым А.С. в ответ на обращение ОАО «Балтик Экспо» Исх. № 114 и 115 от 11 августа 2016г. Что несовместимо с этикой государственного служащего РФ.
Просительная часть в решении судом изложена в формулировках, указанных в заявлении Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.", место нахождения: 130 00, Чешская Республика, Прага 3, Жеротинова 1133/32, регистрационный номер 02561492.
В судебном заседании 16.05.2017 общество заявило отвод судье, письменный текст заявления об отводе поступил 18.05.2017. После рассмотрения заявления об отводе в установленном порядке (определение от 21.06.2017) судебное заседание по делу А21-9371/2016 назначено на 10 июля 2017.
В судебном заседании представители Общества требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении и письменных объяснениях.
Представитель Правительства Калининградской области просил в удовлетворении заявления отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях (том 5). Дополнительно пояснил, что изложенным в заявлении доводам Общества неоднократно давалась оценка судами по делам №А21-4363/2015, №А21-5679/2016, А21-5926/2016.
Представитель Агентства по архитектуре просил в удовлетворении требований отказать. Подробные доводы изложены в отзыве (том 6).
Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области Алиханов Антон Андреевич о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о данном судебном заседании, а также тексты судебных актов по делу размещены в Картотеке арбитражных дел и на официальном сайте Арбитражного суда Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей, установил следующее.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником двух объектов недвижимости - здания выставочного комплекса общей площадью 3045,2 кв. м и здания выставочного павильона общей площадью 1927,8 кв. м, расположенных на земельном участке площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 и 12.09.2008 серии 39-АА N 731907 и 624769 соответственно.
Указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду по договору от 09.06.98 N 001764, заключенному его правопредшественником с мэрией г. Калининграда.
Письмом от 13.03.2015 N 1335-1/15 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, уведомило Общество о формировании в границах арендуемого Обществом земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости в связи с этим изъятия части площадью 8749 кв. м арендуемого Обществом участка.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156 со ссылкой на статью 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статьи 5, 31 Закона Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" в целях размещения объектов инфраструктуры для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Калининградской области изъяты для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, находящийся в государственной неразграниченной собственности, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества.
Письмом от 28.09.2015 N 07-5-16/3396 (том 2) Министерство спорта Российской Федерации уведомило генерального директора ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" о том, что Программой подготовки к проведению чемпионата, утвержденной постановлением Правительства РФ N 518, строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект не предусмотрено.
Письмом от 16.11.2015 № 07-15/7466 Министерство спорта Российской Федерации уведомило генерального директора ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" о том, земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м в зону застройки стадиона не попадает.
С учетом указанных обстоятельства, а также того, что, по мнению Общества, действующие Программы подготовки к чемпионату (федеральная, региональная и муниципальная) не предусматривают затраты на строительство указанного пешеходного перехода, Общество посчитало, что необходимость в изъятии для нужд чемпионата спорного земельного участка и принадлежащего обществу недвижимого имущества отсутствует.
11 августа 2016 исх. № 115 и 27 октября 2016 года ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" обратилось к врио губернатора Калининградской области, Правительство Калининградской области с заявлениями о предоставлении сведений относительно планируемого к возведению объекта инфраструктуры на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке, предоставлении возможности ознакомления с утвержденным в соответствии с установленным порядком «Чертежом красных линий», поступившим из Правительства РФ в Правительство Калининградской области сопроводительным письмом от 10 сентября 2014г. за № 9599-1\8, предоставлении копии указанного чертежа. В порядке восстановления своего нарушенного права заявитель просил внести изменения в Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, а именно – изменить красные линии и привести их в соответствие с выданным обществу ГПЗУ, дать разрешение Обществу разработать за счет общества и предоставить на утверждение Правительства Калининградской области «Чертеж красных линий» и иную проектную документацию планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда.
02.11.2016 Общество обратилось к врио губернатора Калининградской области Алиханову А.А. с жалобой на незаконное бездействие врио заместителя Правительства Калининградской области Рольбинова А.С. в связи с непредставлением испрашиваемых в обращениях от 11.08.2016 года № 115, от 27.10.2016 сведений и документов, непринятию мер по внесению изменений в «Чертеж красных линий».
Общество, ссылаясь на то, что в действительности строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект, а также каких-либо иных конкретных объектов на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 в целях подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу не предполагается, утвержденный в установленном порядке «Чертеж красных линий» отсутствует, а размещенное на сайте и опубликованное в газете «Гражданинъ» Приложение № 5 является подложным (сфальсифицированным), в связи с чем является незаконным изъятие земельного участка и расположенных на нем зданий со ссылкой на документы по планировке территории, предусматривающие такое строительство, равно как незаконно и бездействие органов государственной власти Калининградской области и должностных лиц по вопросу о внесении соответствующих изменений в градостроительную документацию, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Как видно из материалов дела и пояснений Общества, предметом оспаривания в рамках заявленных требований является бездействие, допущенное, по его мнению, государственными органами и должностными лицами по вопросу об изменении документов по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в соответствующей части, послуживших основанием для принятия решения об изъятии земельного участка, находящегося в аренде у Общества, и объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, а также непредставление сведений о планируемых к возведению на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 объектов транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответ на требования ОАО "Балтик Экспо" от 11 августа 2016г. исх. № 115 и 114 (оба обращения содержат аналогичные требования) был дан Правительством письмом от 19.09.2016 в установленный законом срок, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком почтовых отправлений от 20.09.2016.
Кроме того, в адрес общества поступили ответы на обращение от 27 октября 2016 и жалобу от 02 ноября 2016, что также подтверждается представленными в материалы дела Правительством Калининградской области списком почтовых отправлений (том 5, приложения к пояснениям по заявлению).
Более того, обстоятельства, связанные с рассмотрением обращений Общества от 11 августа 2016 года, являлись предметом рассмотрения по делу №5-889/2016. Постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Центрального района г. Калининграда от 11.11.2016 по делу №5-889/2016 производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ «Нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращения граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления» в отношении должностного лица – врио заместителя Правительства Калининградской области прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Суд пришел к выводу, что на обращение от 11 августа 2016 года заявителю был дан исчерпывающий ответ, а требование заявителя о предоставлении в его адрес копии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной Правительством Калининградской области, а также дать возможность ознакомиться с указанной документацией и снять с нее копий, не подпадает по понятие «обращение граждан» в том смысле, в котором оно изложено в ст. 4 Федерального закона «О порядке обращений граждан РФ».
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу части 9 статьи 42 упомянутого Кодекса проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 названного Кодекса.
В связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Названным Законом внесены изменения в Федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым нормы Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Статьей 27 данного Федерального закона установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Согласно части 2 статьи 27 упомянутого Федерального закона проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Статьей 30 того же Закона допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест), Солнечный бульвар, (в редакции постановления от 20.02.2015 N 148) с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест (35 000 мест с учетом внесенных изменений), финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета. Приложением N 2 к Основной части проекта планировки является Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева.
Графическая часть проекта планировки утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 N 1735-р в составе чертежей: чертеж границ зон планируемого размещения объектов; чертеж красных линий; чертеж объектов транспортной инфраструктуры; чертеж объектов инженерной инфраструктуры. Приложением N 1 к основной части проекта планировки предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего улицу Зарайскую, Набережную Генерала Трибуца, набережную генерала Карбышева.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р в составе проекта планировки территории утверждены красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (Приложение № 5).
Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона, в соответствии с требованиями статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрацией городского округа "Город Калининград" размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград", раздел "Строительство".
Копия Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда в составе текстовой и графической части на 20 листах, заверенная 23 сентября 2014 года начальником отдела Департамента делопроизводства и архива Правительства РФ И. Пушилиной, была направлена и хранится в Агентстве по архитектуре.
Основная часть проекта планировки территории - текстовая часть (Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития и графическая) и графическая часть (в составе 4-х чертежей) опубликована полностью в специальном выпуске газеты "Гражданин" N 34 от 08 июля 2015 года.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. по делу N АКПИ15-735 обществу было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р.
Утвержденный Правительством РФ проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда явился основанием для выполнения проекта межевания этой территории, который был утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 г. N 929.
В соответствии с проектом межевания территории земельный участок площадью 8749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м по улице Октябрьская 3а, предоставленного ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" для размещения выставочного торгового центра, расположен в границах земельного участка, образованного для размещения инженерной, транспортной инфраструктуры (по проекту межевания - участок N 138).
Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, проектирование и строительство которых документацией по планировке территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда предусмотрено, в том числе, и в границах спорного земельного участка, необходимы для обслуживания объекта инфраструктуры федерального значения - стадиона и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.
Таким образом, земельный участок площадью 8 749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров по улице Октябрьская 3а, в соответствии с проектной документацией планируется использовать исключительно для размещения инженерных сетей и строительства дорог (размещения улично-дорожной сети), обслуживающих объекты чемпионата мира по футболу 2018 года.
При этом "Строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону в городе Калининграде" является одним из мероприятий, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 518.
Именно для этих целей земельный участок площадью 8 749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м по улице Октябрьская 3а, вошел в перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд Калининградской области для размещения объектов инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года (таблица 2 проекта межевания - том 10, листы дела 56 - 70).
Доводы заявителя о том, что при опубликовании оспариваемого Распоряжения не было приведено приложение N 5, включающее чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, а представленное в его адрес Агентством по архитектуре Приложение № 5 является подложным, т.к. не было принято в установленном порядке, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. было отказано в удовлетворении заявления ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" об оспаривании Распоряжения в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а, и объектов недвижимости, расположенных на нем.
При этом Верховный суд пришел к выводу, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий, опубликовано в средствах массовой информации в установленном порядке. В рамках указанного дела судом проверялись доводы о том, что при опубликовании оспариваемого Распоряжения не было приведено Приложение N 5,. Указанные доводы были признаны несостоятельными, поскольку проект планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено из федерального бюджета, включая чертеж границ зон планируемого размещения объектов, чертежи "красных линий", чертеж объектов транспортной инфраструктуры, был размещен на официальном сайте администрации городского округа "город Калининград" в январе 2015 г.
Кроме того, Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что в исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомогательный или дополнительный характер) могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится.
Доводы заявителя о том, что на изымаемом у Общества земельном участке не планируется строительство объектов инженерной инфраструктуры, в частности строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуна, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде, что сам земельный участок не входит в границы красных линий, установленном Проектом планировки, судом отклоняется в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 518) утверждены предельные объемы финансирования и мероприятия по строительству/реконструкции объектов к чемпионату.
Пунктом 192 Постановления N 518 утверждено мероприятие строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград; исполнитель - Правительство Калининградской области; источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 "О программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 800) утверждены соответствующие строительные мероприятия, планирующиеся к проведению на территории Калининградской области. Пунктом 27 Приложения N 2 к Постановлению N 800 утверждено мероприятие - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуна, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866 утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (далее - Постановление N 866). Разделом 16 Постановления N 866 планируется реализовать проект по строительству надземного пешеходного перехода через просп. Московский, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Адмирала Трибуна и набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде.
Кроме того, надземный пешеходный переход предусмотрен в основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда (утв. распоряжением Правительства РФ N 1735-р от 05.09.2014 г.).
В силу пункта 25 статьи 14 Закона N 108-ФЗ вышеуказанные объекты являются объектами инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года, для строительства которых допускается изъятие земельных участков на основании пункта 1 статьи 30 указанного Закона N 108-ФЗ.
Какие-либо нормативные либо ненормативные акты, свидетельствующие об отсутствии у Калининградской области потребности в строительстве пешеходного перехода и улично-дорожной сети на территории острова, в том числе на изымаемом у ОАО "Балтик Экспо" земельном участке, в материалы дела заявителем не представлено.
Сами границы земельных участков, для которых разработан Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, подробно описаны в Основной части Проекта планировки с описанием границ территорий, а также линий, соединяющих поворотные точки с координатами.
С учетом изложенного, судом отклоняется довод Общества о том, что арендуемый им земельный участок не входит в границы красных линий, установленном Проектом планировки, а объекты инфраструктуры (пешеходный переход и элементы улично-дорожной сети) строиться не будут.
При рассмотрении дела № А21-5679/2016 судами первой и апелляционной инстанции были также отклонены аналогичные доводы заявителя.
В настоящее время Градостроительный план земельного участка № RU39301000-5015, выданный Обществу Администрацией городского округа «Город Калининград» 26 июня 2014г., не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в действующей редакции, в котором границы территориальных зон установлены с учетом красных линий, установленных Проектом планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии доказательств несоответствия Проекта межевания территории Основной части проекта планировки территории, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р и Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Кроме того, суд считает не доказанным заявителем того факта, что бездействие государственных органов и должностных лиц, выразившееся в несовершении ими действий, перечисленных в уточненных требованиях, является незаконным и нарушающим права Общества, поскольку заявитель не подтвердил наличие оснований и необходимость внесения изменений в документы по планировке территории, послужившие основанием для принятия решения об изъятии для нужд Калининградской области арендуемого им земельного участка и принадлежащих ему объектов недвижимости.
Несогласие Общества с полученными ответами не свидетельствует о наличии бездействия со стороны Правительства и нарушении прав и законных интересов заявителя. Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ не предусмотрена обязанность органов власти субъекта Российской Федерации предоставлять заинтересованным лицам какую-либо документацию и сведения по вопросам, связанным с проведением мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу. Сам Заявитель не указал, из каких норм действующего законодательства актов вытекает обязанность государственных органов и должностных лиц, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, совершить действия, перечисленные в просительной части требований как способ устранения допущенных нарушений прав и интересов Общества.
При таком положении суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
В ходе рассмотрения дела Обществом заявлялись ходатайства о фальсификации доказательств (том 6), исключении из числа доказательств документации по планировке территории, в т.ч. «Чертежа красных линий»; с целью проверки заявления о фальсификации - истребовании у заинтересованных лиц дополнительных доказательств, исследовании в судебном заседании аудиозаписей судебных заседаний по делу №А21-1044/2015; приостановлении производства по делу до вступления в с законную силу судебного акта по делу №А21-3015/2017.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд при заявлении лицом, представившим указанное доказательство, возражений относительно исключения его из числа доказательств по делу, проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства.
По смыслу статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о фальсификации может быть проверено не только посредством назначения экспертизы, истребования доказательств, но и иными способами, в том числе путем оценки доказательств, о фальсификации которых заявлено, в совокупности с иными доказательствами по делу.
Заявление Общества о фальсификации доказательства имеет своей целью исключение соответствующего доказательства из числа доказательств по делу, и фактическое понуждение стороны, представившей доказательство, основывать свои доводы и возражения относительно предмета и основания иска на иных доказательствах.
Для проверки достоверности заявления о фальсификации апелляционный суд в соответствии с абзацем вторым пункта 3 части 1 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после отказа заинтересованных лиц от исключения документации из числа доказательств, исследовал другие доказательства по делу и пришел к выводу, что ходатайство о фальсификации является необоснованным, так как приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о подложности этих документов, а направлены на переоценку вопросов законности правовых актов, что недопустимо в рамках рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, ходатайство отклонил. Ходатайства об истребовании доказательств и исследовании аудиозаписей судебных заседаний по делу №А21-1044/2015 также были отклонены судом с учетом наличия в деле достаточных доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу и неотносимостью доказательств к предмету спора.
Судом отклонено ходатайство Общества о приостановлении производства по делу, поскольку отсутствую предусмотренные статьями 143-144 АПК РФ основания. Выводы суда изложены в протокольном определении от 16.05.2017.
В ходе судебного заседания 10.07.2017 представителю ОАО «Балтик Экспо» Булычеву А.В. судом неоднократно выносились замечания по поводу неуважительного отношения к участникам процесса и суду, неуважительные высказывания, в связи с чем в судебное заседание был вызван судебный пристав.
После исследование доказательств по делу представитель ОАО «Балтик Экспо» Булычев А.В. заявил отвод судье по мотиву заинтересованности в исходе дела, процессуальных нарушениях и ходатайство об отложении заседания для подготовки письменного заявления об отводе.
Заявление о принятии к рассмотрению отвода судом отклонено на основании части 2 статьи 24 АПК РФ. Кроме того, по аналогичным мотивам отвод суду по настоящему делу представителем Булычевым А.В. заявлялся и был рассмотрен, о чем вынесено определение от 21.06.2017.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Талалас
(подпись, фамилия)