ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-9420/16 от 13.03.2017 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21- 9420/2016

«20» мрата 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2017 года. Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

судьи С. Н. Сычевской

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленовой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

ООО «Аргос» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к прокурору города Светлого Калининградской области Манаеву Д.А.

о признании представления от 08 декабря 2016 года № 86-01-329-2016 об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2 по удостоверению

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Аргос» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения:236039, <...>) (далее – ООО «Аргос», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к прокурору города Светлого Калининградской области Манаеву Д.А. (далее – прокурор, заинтересованное лицо) с заявлением:

- признать Представление Прокурора города Светлого Калининградской области от 08 декабря 2016 года № 86-01-329-2016 об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором прокуратур возражал против удовлетворения требований заявителя и материалы проверки.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования общества.

Представитель прокурора возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Светлого Калининградской области во исполнение требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции», от 24.05.1016 №263 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы», а также приказа прокурора Калининградской области от 24.11.2016 №92 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции» осуществляется надзор за исполнением законов о противодействии коррупции.

В ходе осуществлении указанного надзора из Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светловском городском округе Калининградской области получены сведения об уплате ООО «Аргос» взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на ФИО3, уволенного 01.04.2016 года с должности старшего следователя СО ОМВД России по Светловскому городскому округу.

В целях проверки исполнения требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 в ООО «Аргос» истребованы сведения о трудоустройстве ФИО3 в указанной организации и направлении уведомления о трудоустройстве бывшего государственного служащего представителю нанимателя по последнему месту службы.

Исходя из представленных документов и объяснений установлено, что ФИО3 05.04.2016 на основании приказа №БП000000008 принят на должность менеджера коммерческого отдела в ООО «Аргос», в связи с чем между директором ООО «Аргос» ФИО4 и ФИО3 05.04.2016 заключен трудовой договор № 35.

В соответствии с представленной работодателю ФИО3 трудовой книжкой ФИО3 ранее состоял на федеральной государственной гражданской службе в ОМВД России по Светловскому городскому округу, уволен 04.04.2016 на основании приказа УМВД России по Калининградской области № 300к от 01.04.2016.

На момент увольнения ФИО3 занимал должность старшего следователя СО ОМВД России по Светловскому городскому округу.

По результатам проведенной проверки в отношении ООО «Аргос» 08.12.2016 внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом, общество указывает на отсутствие нарушения федерального законодательства, в трудовой книжке ФИО3 отсутствовали сведения о занимаемых им в период службы в органах внутренних дел должностях, кроме того должность старшего следователя следственного отдела ОМВД России отсутствует в списке должностей в разделе II Перечня должностей федеральной государственной службы.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявление общества, не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, при наличии одновременно двух условий: если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании ст. 3 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичная норма права содержится и в ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29.

Указом Президента Российской Федерации № 925 от 21 июля 2010 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен соответствующий перечень, в который включены, в частности, должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557.

Такой перечень утвержден также Приказом МВД России от 19.03.2010 № 205 "О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России"

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если
 фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая
 гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или
 муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при
 наличии).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» в случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 настоящих Правил, также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя,
 согласно которому гражданин принят на работу;

б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен
 (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный
 трудовой договор, - срок его действия);

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому
 договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное
 подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой
 гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

В ходе прокурорской проверки в период установлено, что в нарушение перечисленных требований законодательства, а также ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о заключении трудового договора с ФИО3 представителю нанимателя не направлялось.

Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Исходя из вышеизложенного, учитывая положения статей 29, 198 АПК РФ, суд приходит к выводу, что представление прокурора города Светлого Калининградской области об устранении нарушений законодательства от 08.12.2016 N 86-01-329-2016 само по себе не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что ими раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства, иных доказательств, а также ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Одним из принципов арбитражного процесса является состязательность, которая выражается в том, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд не установил, не соответствия оспариваемого представления 08.12.2016 N 86-01-329-2016, закону и иным нормативным правовым актам.

Следовательно, у суда, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Общества.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С. Н. Сычевская