Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело №А21-9440/2021
« 14 » декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена « 08 » декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен « 14 » декабря 2021 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Брызгаловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Оганесян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГП КО «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 236023 <...>) к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене Предписания №ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о от 31.05.2021
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.07.2021, паспорту,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 16.12.2020, служебному удостоверению,
установил:
государственное предприятие Калининградской области «Водоканал» (далее – ГП КО «Водоканал», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее – суд) с заявлением о признании недействительным и отмене Предписания №ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о от 31.05.2021, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо).
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал предъявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
Согласно приказу Министра регионального контроля (надзора) № ЖК-1518/пр от 19.05.2021 в период с 19 мая 2021 года по 31 мая 2021 года Министерством проведена внеплановая документарная проверка, с целью проверки доводов обращения собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> XXXIV из лит. А. (вх. № 1768-0 от 12.04.2021) по вопросу порядка начисления платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное по нежилому помещению, расположенному по адресу: <...> XXXIV из литера А., за период с декабря 2019 года по апрель 2021 года, а также проверки доводов обращения собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> III (вх. № 1767-0 от 12.04.2021) по вопросу порядка начисления платы за холодное водоснабжение, водоотведение, потребленное по нежилому помещению, расположенному по адресу: <...> III, за период с декабря 2018 года по апрель 2021 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки №ЖК-1/1518пр/КАС/1767-о/1768-о 31.05.2021.
Министерством обществу выдано предписание ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о от 31.05.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым ГП КО «Водоканал» предписано в срок до 31.08.2021:
- произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 04 декабря 2019 года по 20 августа 2020 года по нежилому помещению, расположенному по адресу: <...> помещение XXXIV из лит. А в соответствии с п.п. 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
- произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 18 декабря 2020 года по 17 октября 2019 года по нежилому помещению, расположенному по адресу: <...> помещение III в соответствии с п.п. 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предприятие, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Основные доводы заявителя в обоснование недействительности оспариваемого предписания сводятся к следующему:
- поскольку собственник спорных нежилых помещений, в нарушение условий заключенных с предприятием договоров № 202739 и № 171644 и п. 10 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, в течение более 6 месяцев не представляла в ГП КО «Водоканал» сведения о показаниях прибора учета холодной воды, предприятие произвело расчет потребленной коммунальной услуги с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в результате чего произвело начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения в размере 76 619,60 руб. и 217 731,60 руб. соответственно;
- на недопустимость применения к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства, так как расчеты производятся по нежилому помещению.
Министерство против удовлетворения заявленных требований возражало, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 10 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Часть 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил № 354 определено следующее:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения;
"потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
- холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
- водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Таким образом, из вышеприведенных положений Правил № 354 следует, что Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг потребителям - собственникам как жилых, так и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В рассматриваемом случае, Министерством установлено, что между предприятием и ФИО3 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 171644 от 04.07.2016 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> XXXTV из литера А.
Правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и правообладателем регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета сточных вод».
Согласно представленной в Министерство ГП КО «Водоканал» информации установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> XXXIV из лит. А оснащено индивидуальным прибором учёта холодного водоснабжения, срок поверки прибора учёта истекает 06.07.2022.
Плата за холодное водоснабжение до 03.12.2019 года была рассчитана по показаниям индивидуального прибора учета холодного водоснабжения.
За период с 04.12.2019 по 20.08.2020, в связи с отсутствием показаний индивидуального прибора учёта, расчет платы за холодное водоснабжение произведен по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения на основании пп. «Г» п. 16 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.
С 21.08.2020 по 30.04.2021 плата за холодное водоснабжение рассчитана по показаниям индивидуального прибора учета холодного водоснабжения.
Кроме того, между предприятием и ФИО4 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 202739 от 04.05.2018 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> III (период с декабря 2018 года по апрель 2021 года).
Согласно представленной в Министерство ГП КО «Водоканал» информации установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> III оснащено индивидуальным прибором учёта холодного водоснабжения, срок поверки прибора учёта истекает 17.10.2025.
Плата за холодное водоснабжение до 17.12.2018 года была рассчитана по показаниям индивидуального прибора учета холодного водоснабжения.
За период с 18.12.2018 по 27.09.2019 в связи с отсутствием показаний индивидуального прибора учёта, расчет платы за холодное водоснабжение произведен по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения на основании пп. «Г» п. 16 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.
28.09.2019 истек срок поверки прибора учета холодного водоснабжения.
С 28.09.2019 по 17.10.2019 плата за холодное водоснабжение также была рассчитана по среднемесячному количеству поданной воды и составил 0 куб.м.
С 18.10.2019 по 30.04.2021 плата за холодное водоснабжение рассчитана по показаниям индивидуального прибора учета холодного водоснабжения.
В силу пункта 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ по общему правилу размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно пункту 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 59 Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Пунктом 60 Правил № 354 (абзац второй) предусмотрено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.
Таким образом, поскольку ФИО4 не предоставляла Предприятию показания приборов учета холодного водоснабжения в принадлежащих ей нежилых помещениях, то плата за предоставленные услуги по холодному водоснабжению должна была рассчитываться Предприятием в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил № 354.
Ссылки Предприятия на то, что расчет платы за коммунальные услуги был произведен Предприятием на основании подпункта «г» пункта 16 Правил № 776 судом отклонены, исходя из следующего.
Как указано в абзаце втором пункта 1 Правил № 776 настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Таким образом, поскольку спорные нежилые помещения, принадлежащие ФИО4 находятся в многоквартирных жилых домах, то к отношениям, связанным с предоставлением в указанные помещения коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.
Указанный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2021 № 307-ЭС21-8294.
При таких обстоятельствах Министерство пришло к правильному выводу о нарушении Предприятием требований пункта 59 Правил № 354 при расчете платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения в отношении принадлежащих ФИО4 нежилых помещений, в связи с чем, выдало Предприятию предписание от №ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о от 31.05.2021 о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом Министерства в соответствии с положениями статьи 17 Закона № 294-ФЗ, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Предприятия (не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей, помимо установленных законом).
Судом не установлено при проведении Министерством проверки грубых нарушений Закона № 294-ФЗ, влекущих недействительность всех результатов проверки.
Ссылка заявителя на о то, что в г. Калининграде не установлены нормативы потребления коммунальной услуги водопотребления для нежилого помещения в многоквартирном доме, что исключает применение, в том числе пунктов 42, 60 Правил № 354, основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных норм, так как в рассматриваемом случае, при отсутствии или неисправности прибора учета в нежилом помещении многоквартирного жилого дома ресурсоснабжающей организации надлежит применять нормативы, установленные Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184 для жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом, поскольку какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным оспариваемого предписания Министерства не имеется.
Руководствуясь статьями 71, 170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Калининградской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ГП КО «Водоканал» - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.
Судья А.В. Брызгалова