ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-9859/12 от 17.01.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград

Дело №

А21 - 9859/2012

«23»

января

2013 года

Резолютивная часть решения объявлена

«17»

января

2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме

«23»

января

2013 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Широченко Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

Заинтересованное лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании представления недействительным в части, об отмене представления в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1 - на основании доверенности, служебного удостоверения; представитель ФИО2 - на основании доверенности, служебного удостоверения;

от заинтересованного лица: представитель ФИО3 - на основании доверенности, служебного удостоверения; представитель ФИО4 - на основании доверенности, служебного удостоверения;

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - заинтересованное лицо, Управление Росфиннадзора) о признании недействительным представления заинтересованного лица о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года № 35-02-07/2781 в части установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, связанных с нецелевым расходованием средств федерального бюджета Росреестром в сумме 1 726 371,37 рублей, выразившимся в оплате за счет средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 «Заработная плата» компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходных пособий при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», а также об отмене представления в указанной выше части.

В ходе судебного заседания, открытого 10 января 2013 года в 10 час. 25 мин., представители Управления Росреестра, ссылаясь на материалы дела, заявленные требования поддержали в полном объеме, в связи с чем, просили суд заявление удовлетворить.

Представители заинтересованного лица пояснили, что требования заявителя не признают, полагая их по существу неправомерными и необоснованными. Ссылаясь на изложенные в письменном отзыве аргументы, просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании объявлялся перерыв на пять рабочих дней до 17 января 2013 года до 16 час. 45 мин.; после окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием тех же представителей сторон.

Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, с 29 июня 2012 года по 27 июля 2012 года заинтересованным лицом (Управлением Росфиннадзора) проведена проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, находящегося в федеральной собственности, в Росреестре за 2010-2011 годы, по результатам которой внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года № 35-02-07/2781 (далее - представление).

По мнению представителей Росреестра, данное представление в части указания на нецелевое использование Росреестром средств федерального бюджета не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит отмене в указанной части - в силу следующего.

Согласно пункту 1 представления, Росреестром допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, а именно: за счет средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 «Заработная плата» выплачены компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходные пособия при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Росреестр полагает данный вывод заинтересованного лица необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку, по их мнению, нарушений при произведении выплат допущено не было.

Согласно разделу V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 150н (в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 28н, действующей на момент осуществления выплат) выплату гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, в связ с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, приводящей к сокращению должностей гражданской службы, выплаты выходного пособия работникам в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, возможно производить по подстатье 211 «Заработная плата».

Таким образом, по мнению Росреестра, денежные средства в сумме 1 726 371,37 рублей выплачены как компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Выплаты произведены по подстатье 211 «Заработная плата» правомерно, поскольку в рамках реализации приказа Росреестра от 08 февраля 2010 года № П/41 имело место именно сокращение должностей государственной гражданской службы в связи с реорганизацией.

Вместе с тем, в письме Федерального казначейства от 06 мая 2010 года № 42-7.4-05/8.2-298 указано, что расходы, связанные с выплатой государственным гражданским служащим компенсации при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, в случае, если численность или штат указанного учреждения сохраняется и передается в другие учреждения, подведомственные органу государственной власти, принявшему решение о ликвидации либо реорганизации, следует осуществлять по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Однако сводной бюджетной росписью на 2010 год по главе 321 «Росреестр», разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 12 «Другие вопросы в области национальной экономики», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами» не были предусмотрены расходы по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению». Данный факт также подтверждается соответствующими расходными расписаниями, которыми до Росреестра доводились лимиты бюджетных обязательств на 2010 год.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2009 года № 02-07-10/5856 указано, в частности, нижеследующее.

В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциями, указанным в Указаниях, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

В 2010 году государственным гражданским служащим реорганизованного Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области, уволенным в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с произведенной реорганизацией, а также их отказом от замещения должностей государственной гражданской службы в Росреестре, выплата компенсации при увольнении была произведена по КОСГУ 211 «Заработная плата» в целях соблюдения сроков данных выплат при увольнении работников и в виду отсутствия денежных средств по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению».

В последующем, после выделения Министерством финансов Российской Федерации дополнительных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 03 ноября 2010 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Росреестром до Управления доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для возмещения произведенных компенсационных выплат по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Управление Росреестра указывает, что в ноябре 2010 года произведенные кассовые выплаты были уточнены в соответствии с пунктом 2.5.3 Порядка кассового обслуживания, исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н.

Учитывая изложенное, а также положения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.

В этой связи Управление Росреестра полагает, что фактов нецелевого использования бюджетных средств при выплате компенсации при увольнении государственных гражданских служащих по КОСГУ 211 «Заработная плата» с последующим восстановлением произведенных выплат до конца 2010 года по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», а равно нарушения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь приведенными выше аргументами, Управление Росреестра обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействительным представления заинтересованного лица о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года № 35-02-07/2781 в части установления нарушений бюджетного законодательства, связанных с нецелевым расходованием средств федерального бюджета Росреестром в сумме 1 726 371,37 рублей, выразившимся в оплате за счет средств федерального бюджета, полученных в 2010 году по чекам в кассу по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 «Заработная плата» компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходных пособий при увольнении обслуживающему персоналу, которые следовало выплатить по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», а также об отмене представления в указанной части.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
 (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Из материалов дела усматривается, что заинтересованное лицо в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 30 декабря 2011 года № 43-01-02-25/6464 провело проверку правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, находящегося в федеральной собственности, в Росреестре.

В ходе проведения указанной проверки было установлено, что Управление Росреестра в нарушение статей 38 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 150н, за счет средств федерального бюджета по главе 321, разделу 0400, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 211 «Заработная плата» выплатил в 2010 году компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы федеральным государственным гражданским служащим и выходные пособия при увольнении обслуживающему персоналу в сумме 1 726 371,37 рублей, которую следовало выплатить по главе 321, подразделу 0412, целевой статье 0011500, виду расходов 012, КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Заинтересованным лицом в соответствии с пунктом 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 сентября 2007 года № 75, на основании акта проверки от 27 июля 2012 года в адрес руководителя Управления Росреестра по Калининградской области вынесено обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года № 35-02-07/2781, которым Росреестру предлагалось рассмотреть указанное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ). Порядок применения названной КОСГУ, исходя из пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации приказом от 30 декабря 2009 года № 150н утвердило Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации, согласно разделу V которых на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению» относятся расходы на выплату гражданским служащим компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы и выплату выходного пособия работникам, гражданским служащим при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Таким образом, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие в ее адрес бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в разрезе кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Суд отмечает, что Управление Росреестра (заявитель) не отрицает, что выплаты были осуществлены по КОСГУ 211 «Заработная плата» в целях соблюдения сроков данных выплат, то есть с нарушением, поскольку выплаты должны были осуществляться по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению».

По мнению суда, является несостоятельной ссылка Росреестра на то обстоятельство, что кассовые выплаты были уточнены в ноябре 2010 года, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит в себе положений, позволяющих рассматривать нецелевое использование средств федерального бюджета либо его отсутствие по итогам финансового года.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года № 16246/04, в соответствии с которым нецелевое использование бюджетных средств и его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции.

Следовательно, каждая расчетно-кассовая операция, совершенная с нарушением применения КОСГУ и сводной бюджетной росписи, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств.

Судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что заявитель подписал акт проверки от 27 июля 2012 года без каких-либо разногласий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 августа 2012 года № 35-02-07/2781 в части нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 1 726 371,37 рублей является правомерным в силу его соответствия закону.

Каких-либо прав и законных интересов заявителя данное представление не нарушает.

В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных Управлением Росреестра требований следует отказать - в силу их неправомерности и необоснованности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Д.В. Широченко

(подпись, фамилия)