ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-9879/2023 от 25.12.2023 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                                     Дело №   А21 -9879/2023

«25»    декабря           2023 года     

Резолютивная   часть   решения    объявлена       «19»         декабря      2023 года

Решение   изготовлено   в    полном   объеме       «25»        декабря       2023 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи  Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем Трапезниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Диагностика и Контроль»

к ГБУЗ «Онкологический центр», ООО «Бета-Ресурс»

третьи лица: ООО «Комеса», УФАС по КО

о признании недействительными торгов, контракта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, по доверенности, паспорту

ГБУЗ –ФИО2, по паспорту, доверенности

от ООО «Бета-Ресурс» - ФИО3, по доверенности, паспорту (онлайн)

третьи лица – не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Диагностика и контроль» ИНН <***> (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела (уточнение от 06.09.2023г) к ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области» (далее – Больница, Учреждение), ООО «Бета-Ресурс» (победитель закупки) о:

1.Признании права ООО «Диагностика и Контроль» нарушенным в следствии неправомерных действий (бездействия) ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области», допущенных на этапе формирования аукционной документации к извещению о закупке №0335200014923001416, влекущих нарушения законодательства о контрактной системе, выразившихся в непредоставлении полной и достоверной информации об объекте закупки, а также
во включении в техническое задание характеристик, свидетельствующих о товаре единственного производителя и неприменения при описании объекта закупки соответствующей позиции КТРУ.

2.Признании недействительными торгов на поставку медицинских изделий: Тромбоэластомера и Анализатора коагулометрического автоматического, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживанием едицинских изделий (извещение о проведении электронного аукциона № 0335200014923001416), а именно пункта 6 Технического задания в позиции I. «Тромбоэластометр» и неприменение КТРУ в позиции II «Анализатор коагулометрический автоматический» к извещению о закупке №0335200014923001416 и Протокол подведения итогов определения поставщика от 23.05.2023 №0335200014923001416.

3.Обязании ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области»:

- исключить из Технического задания в позиции I. «Тромбоэластометр» пункт №6, который в совокупности с другими характеристиками, свидетельствуют о товаре единственного производителя;

- применить код КТРУ, сопоставимый с объектом закупки в позиции II «Анализатор коагулометрический автоматический»;

- исключить из описания объекта закупки II «Анализатор коагулометрический автоматический» дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.

4.Признании недействительным Контракта от 08.06.2023 №0335200014923001416 на поставку тромбоэластометра ROTEM delta и анализатора гемостаза автоматического STA R Мах®, заключенный между ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области» и ООО «Бета -Ресурс», применив последствия, предусмотренные ст. 167 ГК РФ.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объёме.

В связи с принятием судом уточненного иска ООО «Бета-Ресурс» исключено из числа третьих лиц, привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

ООО «Бета-Ресурс», ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области» требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать.

ООО «Комес», УФАС по КО надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания или возражений относительно рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сторонами раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 11.05.2023 г. в Единой информационной системе «Закупки» (далее - ЕИС) Заказчиком было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0335200014923001416 (далее - Извещение) на поставку медицинских изделий (Тромбоэластометр, Анализатор коагулометрический автоматический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Начальная (максимальная) цена контракта - 9 340 000,00 рублей.

Извещение о проведении Аукциона сформировано ГБУЗ «Онкологический центр Калининградской области» (далее - Заказчик).

Аукцион проведён в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 Победителем признано ООО «Бета-Ресурс», с которым Учреждением 08.06.2023 заключен контракт № 0335200014923001416.

Заявителем была подана жалоба в УФАС Калининградской области на действия Заказчика, которая признана обоснованной только в части, что послужило выйти Общество с аналогичными требованиями в арбитражный суд самостоятельно.

Суд находит требования Общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.

Заказчиком были направлены запросы официальным представителям производителей медицинского оборудования о соответствии вышеуказанного оборудования требованиям Технического задания, а именно:

ООО «ЗАПМЕД» (исх. № 635 от 21.04.2023), являющийся официальным дистрибьютором производителя оборудования - Тромбоэластометр четырехканальный ROTEM delta с принадлежностями, производитель: «Тем Инновейшнс ГмбХ», Германия;

ООО «МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД» (исх. № 636 от 21.04.2023), являющийся официальным дистрибьютором производителя оборудования - анализатор коагулометрический автоматический STAR МАХ, производитель: «ДИАГНОСТИКА ФИО4 С.», Франция;

ООО «МЕДИЦИНА ВЕКА» (исх. № 637 от 21.04.2023), являющийся официальным дистрибьютором на территории РФ производителя оборудования -Автоматизированный экспресс-анализатор гемостаза тромбоэластометр ТЕМ-А, производитель: «Фрамар Гемолоджикс с.р.л.», Италия;

Заказчиком выявлено, что требованиям Технического задания по позиции № 1 соответствует оборудование - Тромбоэластометр четырехканальный ROTEM delta с принадлежностями, производитель: «Тем Инновейшнс ГмбХ», Германия и Автоматизированный экспресс-анализатор гемостаза тромбоэластометр ТЕМ-А, производитель: «Фрамар Гемолоджикс с.р.л.», Италия; требованиям Технического задания по позиции №2 соответствует оборудование - анализатор коагулометрический автоматический STAR МАХ, производитель: «ДИАГНОСТИКА ФИО4 С.», Франция и анализатор автоматический коагулометрический для диагностики in vitro ACL TOP 550 CTS, производитель: «Инструментейшн Лаборатори Ко» США).

На основании, полученных ответов Заказчиком было выявлено, что требованиям технического задания соответствует оборудование по позиции № 1 и позиции № 2 не менее 2-х производителей.

В целях исключения ограничения конкуренции Заказчик убедился в том, что по установленным функциональным (потребительским), техническим, качественным характеристикам объект закупки соответствует не менее двум производителям оборудования.

При формировании аукционной документации Заказчик действовал добросовестно, основывался на проделанной работе и подтверждающих документах. Требованиям описания объекта закупки соответствовали товары не менее 2 торговых марок, что уже доказывает соблюдение норм действующего законодательства, а именно 44-ФЗ и 135-ФЗ.

В силу части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 3 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При описании товара заказчик вправе указывать требования к объекту закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Именно Заказчик принимает решение и устанавливает соответствующие требования к объекту закупки, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, а именно оказание медицинских услуг надлежащего качества.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика. Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Описание объекта закупки составлено заказчиком, исходя из своей фактической потребности, обусловленной спецификой основного вида деятельности заказчика. В Описание объекта закупки заказчиком включены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, имеющим для него важное значение.

При формировании описания объекта закупки Заказчик не обязан доказывать участникам закупки свою потребность в необходимом товаре, а участник закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, равно как и не вправе определять государственные нужды и потребность Заказчика.

Таким образом, возможность устанавливать характеристики объекта закупки, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Изложенные в техническом задании требования не влекут за собой создание одним участникам закупки каких-либо преимуществ перед другими, равно как и не влекут за собой ограничение количества его участников.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Кроме того, совокупность установленных заказчиком требований к поставляемому товару в любом случае не указывает на какого-либо одного единственного производителя медицинского оборудования, продукция которого отвечала бы требованиям Заказчика-Отсутствие товара (медицинские изделия) с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.

Следовательно, любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товара с определенными Заказчиком характеристиками.

При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, Участниками закупки могут выступать любые юридические или физические лица, а так же индивидуальные предприниматели (в том числе не являющиеся производителями требуемого к поставке товара), имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям извещения об аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Верховным Судом РФ в Определении от 10.04.2019 № 301-ЭС19-4478 по делу № A38-2827/2018 сформулирован правовой подход, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.

Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком.

Заявителем не представлено доказательств того, что закупка не обоснована, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств, одновременно приводя необоснованному ограничению количества участников. Обоснование использования дополнительной характеристики содержит «техническое задание (описание объекта закупки)».

Заявленные параметры закупаемого товара не ограничивают число участников, так как указанным требованиям может соответствовать товар нескольких производителей.

С учетом положений Закона о контрактной системе, по смыслу которого Заказчик формирует требования к характеристикам товара, исходя из своих потребностей с учетом специфики своей деятельности, а участниками закупки могут быть не только производители медицинских изделий, но и любые иные участники товарного рынка поставки медицинских изделий, полагаем, что действия Заказчика по установлению требований к товару правомерны, исходя из своих потребностей.

Для описания объекта закупки «Анализатор коагулометрический автоматический» в извещении о закупке Заказчик указал код ОКПД2 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие».

Согласно ЕИС «Закупки» с объектом закупки: «Анализатора коагулометрического автоматического» по обязательным характеристикам сопоставимы товары, указанные в позиции КТРУ: 26.60.12.119-00000958 «Коагулометр ИВД, лабораторный, автоматический» и 26.60.12.119-00000957 «Коагулометр ИВД, лабораторный, автоматический» и ряд других.

Товар с кодом ОКПД2 26.60.12.119 включен в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, что означает, что при его описании допускается использовать только те характеристики, которые непосредственно указаны в КТРУ.

Однако, по позиции II «Анализатор коагулометрический автоматический» в Техническом задании Ответчиком было установлено ещё дополнительно 34 характеристики не предусмотренных КТРУ, что явилось отступлением от требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и положений Постановления Правительства №145.

Управлением антимонопольной федеральной службы по Калининградской области 26.05.2023, при рассмотрении жалобы ООО «Диагностика и контроль» на действия Заказчика был зафиксирован лишь частичный факт нарушения, что было отражено в решении № 039/06/33-408/2023.

Вместе с тем, довод Истца о возможности поставить Заказчику определенное Оборудование не свидетельствует о его волеизъявлении участия в закупке, проводимой Заказчиком, поскольку Заявителем не направлялись запросы на разъяснения, что свидетельствует об отсутствии у него явного намерения в участии в закупке и осуществлении каких-либо организационных и подготовительных мер к такому участию.

Таким образом, Истец потенциально не является субъектом данных правоотношений и намерений участвовать с спорной закупке не представил.

Доказательств обратного судом не установлено..

Права и законные интересы Истца никак не могут быть затронуты и ущемлены Заказчиком, если Истец не принимал участия в закупке и не имел такого намерения. В соответствии с нормами Закона о контрактной системе заказчик имеет право самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия требованиям. Кроме того, участие в закупке носит добровольный, а не принудительный характер, и предполагает согласие участника закупки с условиями закупочной документации.

Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнен ли контракт, заключенный по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов отвечает общественным и государственным интересам.

Истцом не представлено доказательств нарушения его прав проведенными торгами и заключенным по их результатам контрактом.

Аукцион признан состоявшимся, по его итогам Ответчиком был заключен с ООО «Бета-Ресурс» контракт от 05.06.202023 № 0335200014923001416 на поставку медицинских изделий.

Таким образом, удовлетворение заявленных Истцом требований не приведет к восстановлению его субъективных прав.

Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Диагностика и Контроль»» отказать.

Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

                                                       Залужная Ю.Д.

  (подпись, фамилия)