АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
358000, г.Элиста, ул.Пушкина, 9
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2011
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2011
г. Элиста
09 сентября 2011 года Дело № А22-1055/2011
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Алжеевой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горяевым В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК о признании предписания и действия по проведению проверки незаконными
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1- доверенность от 18.08.2011
от ответчика: ФИО2- доверенность №09-6/648 от 20.04.2011
У С Т А Н О В И Л:
Общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» обратилось в арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК о признании предписания №П-03.137/04-2011 от 26.05.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды - незаконным и действия Главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РК ФИО3 по проведению проверки и вынесенного приказа о продлении сроков проверки - незаконными
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержала в полном объеме, повторила доводы указанные в заявлении и просила суд заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал и просил суд в удовлетворении заявления отказать с учетом доводов отзыва и представленных материалов комплексной проверки.
Суд выслушав заявителя и ответчика, изучив, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования общества, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и действий(бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому ауту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия(бездействия), а также устанавливает , нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия(бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу пункта 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий(бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий(бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие(бездействие).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Мероприятия по контролю - это совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
В соответствии со ст. 7 данного Закона мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) указываются, в частности, цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Основаниями проведения органами государственного контроля (надзора) внепланового мероприятия по контролю могут служить обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований.
Согласно решения единственного учредителя ООО «Управляющая компания «Калмнефть» от 06.04.2011 переименовано в ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» и в Едином государственном реестре юридических лиц внесены изменения 13.04.2011 в учредительные документы юридического лица за номером 2110816016914.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия 28.03.2011 за № 10-2/489 направило уведомление ООО «Управляющая компания «Калмнефть» о проведении плановой комплексной проверки в отношении ООО «Управляющая компания «Калмнефть» с указанием сроков проверки.
В приказе №32 от 28.03.2011 Управления о проведении плановой комплексной проверки в отношении ООО «Управляющая компания «Калмнефть» указаны сроки ее проведения, уполномоченные на это должностные лица, основание проведения мероприятия и его цели - проверка соблюдения требований законов и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, основные требования, содержащиеся в статье 7 Федерального закона от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Управлением соблюдены и нарушений закона в этой части судом не выявлено, так как проверка начата согласно приказа 11.04.2011 в отношении ООО «Управляющая компания «Калмнефть», а в ходе проверки установлено, что 13.04.2011 ООО «Управляющая компания «Калмнефть» переименовано в ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл», которая согласно п. 1.3 Устава общества является правопреемником ООО «Управляющая компания «Калмнефть», и суд считает, что довод общества о незаконности проведения проверки ООО «Нефтяной компании «ЕвроСибОйл» не состоятельным.
Срок проведения плановой проверки ООО «Нефтяной компании «ЕвроСибОйл» был продлен до 20.05.2011 в связи с тем, что результаты исследований отобранных проб филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»- «ЦЛАТИ по Волгоградской области» - отсутствовали, не были готовы на момент завершения проверки.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценив представленные доказательства, считает заявленные требования общества о незаконности действий главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РК по проведению и продлению сроков проверки несостоятельны.
В то же время, оценивая оспариваемые действия Управления в совокупности, суд в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен установить не только соответствие или несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, но и наличие нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам комплексной проверки Управлением вынесено в отношении ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» Предписание № П-03.137/04-2011 от 26.05.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Суд считает, что Управление делая вывод о нарушении законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» и вынося данное Предписание в отношении ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» не выяснил и в акте проверки такие данные не имеются, которые имеют существенное значение для рассмотрения дела общества:
- когда и в каком году конкретно на прилегающей территории СП «Красно-Камышански» выявлен факт нарушения экологических требований при эксплуатации сооружений;
- когда и в каком году образовался несанкционированный шламовый амбар (щламонакопитель) с отходами 3 класса опасности;
- кому принадлежит прилегающая территория СП «Красно-Камышанский» и какие меры принимались собственником земли;
- когда и с какого времени ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» на прилегающей территории СП «Красно-Камышански» допускает факт нарушения экологических требований при эксплуатации сооружений;
- какое отношение имеет к данной прилегающей территории СП «Красно-Камышанский» ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл»;
- возможно ли устранить и выполнить в срок указанный в предписании Управления - 15.06.2011 выявленные нарушения;
Суд считает, что в ходе комплексной проверки Управлением не установлено кто и когда конкретно допустил нарушение экологических требований при эксплуатации сооружений и имеет ли отношение к выявленным нарушениям ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» и с какого времени обществом допускаются данные нарушения, так как ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» начала деятельность как недропользователь по указанному месторождению с марта 2010, а по Курганному месторождению с июля 2010 года в связи с приобретением имущественного комплекса на аукционе у предприятия банкрота ОАО «Калмнефть».
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.12.2010 по делу № А22-123/05/4-18 завершено конкурсное производство в отношении ОАО «Калмнефть».
Согласно свидетельства от 29.12.2010 в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о ликвидации ОАо «Калмнефть» на основании решения суда.
Из письма Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия № СУ -05-02/1927 от 06.08.2010 направленного в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации установлено, что Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия направляет расчеты и предложения по инвентаризации и учету объектов прошлого экологического ущерба Республики Калмыкия и дана характеристика объектов прошлого экологического ущерба в том числе конкретно СП «Красно-Камышанский» и из этого письма установлено, что земляные или шламовые амбары на территории Республики Калмыкия были построены в 1970 годах для хранения нефти, нефтифламов загрязненных грунтов при возникновении аварийной ситуации Астраханским нефтегазопромысловым Управлением.
Астраханское нефтегазопромысловое Управление в 1984 году было преобразовано в ГП, АООТ, ОАО «Калмнефть», который на сегодняшний день признан несостоятельным(банкротом) и все имущество продано на аукционе.
В 2007 году были проведены работы по определению компонентного состава содержимого земляных амбаров специализированной лабораторией филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»- «ЦЛАТИ по Волгоградской области» по данным, которой в земляных амбарах содержится нефтешлам, класс опасности -3.
При этом суд учитывает, что на прилегающей территории СП «Красно-Камышански» несанкционированный шламовый амбар (шламонакопитель) с отходами 3 класса опасности фактически был образован в 1970 годы и поэтому Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с письмом в 2010 для включения Государственную программу «Об охране окружающей среды» на период с 2011 по 2013 годы в целях обеспечения экологической безопасности, качества окружающей среды и ликвидации загрязнений, путем утилизации нефтешламов, хранящихся в земляных амбарах и выделения средств федерального бюджета для исполнения Государственной программы.
Суд считает, что установленные сроки для исполнения Предписания № П-03.137/04-2011 от 26.05.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды является не реальным, так как государство предусмотрела выделения ежегодных бюджетных средств с 2011 по 2013 в целях обеспечения экологической безопасности, качества окружающей среды и ликвидации загрязнений, путем утилизации нефтешламов, хранящихся в земляных амбарах для исполнения Государственной программы.
Учитывая данные обстоятельства суд считает, что заявленные требования ООО «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «ЕвроСибОйл» удовлетворить частично.
Признать Предписание № П-03.137/04-2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26.05.2011 вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия в отношении ООО «Нефтяная Компания «ЕвроСибОйл» - незаконным, в остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия судебные расходы в сумме 2 000 рублей в доход Федерального бюджета РФ.
Решение может быть обжаловано в 16-ый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Судья Л.А.Алжеева