ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-1067/13 от 17.10.2013 АС Республики Калмыкия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 9

Именем    Российской    Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Элиста

22 октября 2013 года                                                                  Дело №А22-1067/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2013 года.

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Шевченко В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аджадыковым А.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» о признании недействительным в части Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия №47-рг от 01.04.2013,

при участии:

от  заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 29.12.2012),

от ответчика – представителя ФИО2 (доверенность от 06.06.2013 №03-03/3130-нт),

от третьих лиц:

Министерства финансов РК - представителя ФИО3 (доверенность от 13.06.2013 №1807/07),

Руководителя Аппарата Правительства РК – представителя ФИО4 (доверенность от 25.09.2013 №ЭБ-26-7450),

установил:

Открытое  акционерное общество  «Калмэнергосбыт» (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлениемо признании недействительными пунктов 1.35 и 8.2 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы (далее-Перечень), утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия (далее – Ответчик) №47-рг от 01.04.2013, ссылаясь на то, что Министерство финансов Республики Калмыкия и ОАО «Аэропорт-Элиста» незаконно и необоснованно включены в указанный Перечень.

В ходе рассмотрения дела Заявитель дополнил и уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительными пункты 1.35, 1.35 и 8.2 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия №47-рг от 01.04.2013, с внесенными Указом Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 N 162-рг изменениями, мотивировав это тем, что Аппарат Правительства Республики Калмыкия  также включен в Перечень незаконно и необоснованно.

По мнению Заявителя Аппарат Правительства Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия и ОАО «Аэропорт-Элиста» не относятся к  категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным,  экологическим последствиям.

Представитель Ответчика представила отзыв, в котором заявленные требования не признала, пояснив, что обжалуемый Перечень, утвержденный распоряжением Главы Республики Калмыкия, является законным и обоснованным. Включение в него указанных лиц соответствует Приложению к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии.

Третье лицо -  Министерство финансов Республики Калмыкия представило отзыв, в котором указало, что они относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим и социальным последствиям, следовательно, распоряжение Ответчика является законным и обоснованным.

Третье лицо -  ОАО «Аэропорт-Элиста» (далее-Общество) представило отзыв, в котором указало, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Обществу принадлежат трансформаторные подстанции ТП-8 (ТМ/630/10/0,4), ТП-2 (ТМ250/10/0,4), ТП-1 (ТМ160/10/0,4), через которые осуществляется снабжение электрической энергией социально значимого объекта воздушного транспорта - аэропорт г. Элисты.  Отключение электроэнергии хотя бы на одной из указанных подстанций приведет к остановке работы технологического оборудования и жизнедеятельности самого аэропорта, а также Элистинского отделения Волгоградского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АНО «Северо-Кавказского метеоагентства», АМСГ-IIЭлиста, ОАО ТЗК «Лукан-Эл» и создаст угрозу безопасности полетов.  Иных вариантов снабжения электрической энергией аэропорта и соседствующих организаций, кроме получения электроэнергии через трансформаторные подстанции ТП-1, ТП-2, ТП-8 нет. При ограничении режима энергопотребления аэропорт г. Элисты не может работать в режиме, соответствующем своему назначению.

Третье лицо - Аппарат Правительства представил отзыв, в котором указал, что они относится к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим и социальным последствиям, следовательно, распоряжение Ответчика является законным и обоснованным.

Третье лицо- ОАО «Аэропорт Элиста», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие.

 Представитель Заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении и в заявлении об уточнении заявленных требований.

Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц - Министерства  финансов РК, Аппарата Правительства РК в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность Перечня в его обжалуемой части.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела распоряжением Главы Республики Калмыкия от 01.04.2013 №47-рг Ответчиком  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» был утвержден  Перечень потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы.

Указом  Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 N 162-рг "О внесении изменений в перечень потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденный распоряжением Главы Республики Калмыкия от 1 апреля 2013 года N 47-рг» были внесены изменения в обжалуемый пункт 1.34. Перечня - слова «Дом Правительства Республики Калмыкия" заменены словами "Аппарат Правительства Республики Калмыкия".

В указанный Перечень включены в том числе следующие потребители электрической энергии, привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

- Аппарат Правительства Республики Калмыкия, объект - административное здание по адресу: РК, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 18 (пункт 1.34 Перечня);

 - Министерство финансов Республики Калмыкия, объект – административное здание по адресу: РК, <...>, (пункт 1.35 Перечня);

- Открытое акционерное общество «Аэропорт Элиста», объект – аэропорт по адресу: РК, г. Элиста, Северная промзона, один объект энергоснабжения (пункт 8.2  Перечня).

Не согласившись с указанными пунктами Перечня, Заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Постановлением  Правительства  Российской Федерации  от 04.05.2012 №442 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее-Правила).

Согласно пункту 1 приложения к Правилам к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся  государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.

Таким образом, указанный пункт приложения к Правилам содержит ограниченный перечень потребителей электрической энергии: федеральные государственные органы, к которым законодатель отнес Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, а также учреждения и организации определенных сфер деятельности - медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, организации связи - в отношении объектов сетей связи.

Союз «в том числе» в данной норме указывает на государственные органы, являющиеся частью целого, с которого начинается предложение.

В силу закрытости данного перечня Аппарат Правительства Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия не могут относится к указанным категориям потребителей электрической энергии. Кроме того, третьими лицами не представлено суду  доказательств того, что ограничение режима потребления ими электрической энергии может привести к экономическим, социальным последствиям.

Процессуальная позиция указанных третьих лиц в настоящем споре строится на расширительном толковании указанной нормы, что противоречит ее правовой конструкции. Перечень потребителей является исчерпывающим, следовательно, пункты 1.34, 1.35 Перечня противоречат Правилам, что влечет их незаконность по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные энергетические системы находятся в ведении Российской Федерации. При этом, в силу пункта 1 статьи 76  Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу названных конституционных норм энергетическое право подлежит федеральному публично-правовому регулированию, что исключает возможность принятия на уровне субъектов федерации нормативных и ненормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству – в данном случае – Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

В соответствии с пунктом 8 приложения к Правилам к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным, экологическим последствиям, относятся  организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта - в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

 В соответствии с указанным пунктом Ответчик включил в  Перечень ОАО «Аэропорт – Элиста».

Суд считает, что включение ОАО «Аэропорт – Элиста» Ответчиком в пункт 8.2 Перечня является законным по следующим основаниям.

Согласно п. 4.3 Устава ОАО «Элиста-Аэропорт» основными видами деятельности Общества являются:

-обеспечение приема и выпуска, технического обслуживания воздушных судов (ВС), эксплуатации аэродрома, аэровокзала, почтово-грузовых комплексов, средств хранения и заправки горюче - смазочных материалов (ГСМ), обслуживание пассажиров, багажа, обеспечение бортовым питанием;

-обеспечение необходимых условий для выполнения требований, установленных нормативными актами РФ, для осуществления международных авиационных перевозок с обеспечением соответствующего таможенного, пограничного и санитарно - карантинного контроля;

-обеспечение выполнения в зоне ответственности требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты;

-обеспечение авиационной безопасности;

-осуществление мероприятий и оказание услуг по охране государственной, коммерческой и служебной тайны;

-участие в расследовании в установленном порядке авиационных происшествий и инцидентов с ВС в районе ответственности;

- организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ответственности;

-участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;

- организация гражданской обороны объектов, подготовки к выполнению оборонных задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями.

Общество представило суду справку от 18.09.2013 о том, что трансформаторные подстанции ТП-8 (ТМ/630/10/0,4), ТП-2 (ТМ250/10/0,4), ТП-1 (ТМ160/10/0,4),  расположенные по адресу: РК, г. Элиста, аэропорт,  обеспечивают электрической энергией все объекты, расположенные на территории ОАО «Аэропорт Элиста», а также Элистинское отделение Волгоградского центра ОВД   филиала «Аэронавигация Юга», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АМСГ-IIЭлиста, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Северо-Кавказского филиала, ОАО ТЗК  «Лукан-Эл».Отключение хотя бы одной из указанных трансформаторных подстанций приведет к остановке работы технологического оборудования и жизнедеятельности самого аэропорта, Элистинского отделения Волгоградского центра ОВД   филиала «Аэронавигация Юга», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АМСГ-IIЭлиста, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Северо-Кавказского филиала, ОАО ТЗК  «Лукан-Эл» и создаст угрозу безопасности полетов.

Заявитель не представил суду доказательств, опровергающих информацию, содержащуюся в данной справке.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.06.2011 по делу №А22-316/2011, имеющим преюдициальное значение по настоящему спору, было  отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга»-«Калмэнерго» к ОАО «Аэропорт Элиста» о признании незаконными действий ОАО «Аэропорт Элиста» по введению ограничения режима потребления электрической энергии, согласно заявки ОАО «Калмэнергосбыт» от 04.06.2010 № 91, а также обязании ОАО «Аэропорт Элиста» допустить Филиал ОАО «МРСК Юга»-«Калмэнерго» для ввода ограничения режима потребления электрической энергии согласно заявки № 91 от 04.06.2010 к следующим объектам: ТП-1 (ТМ160/10/0,4); ТП-2 (ТМ250/10/0,4); ТП-8 (ТМ630/10/0,4), расположенных по адресу: г. Элиста, Северная промзона, ОАО «Аэропорт Элиста». Суд пришел к выводу о том, что ограничение режима потребления электрической энергии, поставляемой на указанный объект, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и безопасности государства.

 В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений

Доказательства, подтверждающие наличие иных вариантов поставки электроэнергии для аэропорта, кроме получения её через трансформаторные подстанции ТП-1,ТП-2, ТП-8, либо возможности осуществить введение ограничения  потребления электрической энергии в отношении аэропорта при соблюдении прав и интересов третьих лиц, а также доказательства того, что при ограничении режима ее потребления аэропорт может работать в прежнем режиме, Заявителем суду не представлены.

Соответственно, в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 1.34 и 1.35 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия от 01.04.2013 №47-рг (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 №162-рг).

В остальной части заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья                                                                         Шевченко В.И.