ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-1092/15 от 23.11.2015 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, г. Элиста, ул. Сусеева, 10

тел/факс – 3-31-66; info@kalmyk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Элиста

30 ноября 2015 года Дело № А22-1092/2015

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2015.

Полный текст решения изготовлен 30.11.2015.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе судьи Джамбиновой Л.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугаевой Е.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Республики Калмыкия в защиту интересов государства и общества к Автономному учреждению «Калмлес», государственному унитарному предприятию Республики Калмыкия «Каспийский лесхоз» о признании недействительным договора,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – помощник прокурора Матвеева О.В.,

от ответчиков – не явился, извещен,

установил:

Прокурор Республики Калмыкия (далее – истец) обратился в арбитражный суд с иском к Автономному учреждению «Калмлес» (далее – Учреждение), ГУП Республики Калмыкия «Каспийский лесхоз» (далее – ГУП, Ответчик) о признании недействительным договора подряда от 02.04.2015 № 3 на выполнение в 2015 году комплексной лесохозяйственной работы, состоящей из мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Каспийского лесничества и Каспийского участкового лесничества.

Исковые требования основаны на том, что в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

В силу части 2.1 ст.4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

С учетом этого, обязанностью учреждения являлось самостоятельное выполнение государственного задания №1. В случае выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов иными организациями необходимо проводить торги в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Таким образом, сделка между заказчиком и подрядчиком совершена с нарушением требований Федерального закона 03.11.2006 № 174-ФЗ.

Представитель истца в судебном заседании доводы искового заявления поддержала и просила суд удовлетворить требования истца в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От АУ «Калмлес» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на другой срок, в связи с обжалованием аналогичного дела в судебную коллегию Верховного суда России.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 АПК РФ заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.

Представитель истца просил в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26.08.2014 №259-р в целях осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, создано учреждение, основной целью деятельности которого является обеспечение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проведение противопожарных мероприятий, тушение лесных пожаров. Функции и полномочия учредителя учреждения возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее – министерство). Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 06.10.2014.

Приказом министерства от 15.01.2015 №16/1 утверждено государственное задание для учреждения на 2015 год. Приложением к приказу предусмотрены, в частности, следующие виды работ: по разделу 1 (охрана лесов от пожаров) - устройство противопожарных минерализованных полос, уход за ними, культивация; по разделу 3 (воспроизводство лесов и лесоразведение) – законченная подготовка почвы под лесные культуры (подъем паров, боронирование почвы, культивация и перепашка), уход за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

16.03.2015 между министерством и учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий в 2015 году. Соглашением предусмотрена обязанность министерства перечислять учреждению из бюджета Республики Калмыкия субсидию в соответствии с утвержденным графиком. Общая сумма субсидии составляет 39 099 400 руб.

02.04.2015 учреждение (заказчик) и ГУП (подрядчик) заключили договор подряда №3, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы согласно приложению №1, а именно: лесозащитные работы (лесопатологическое обследование), мероприятия по профилактике лесных пожаров и подготовке к пожароопасному периоду (лесохозяйственная пропаганда, устройство минерализованных полос, уход за минерализованными полосами, мониторинг лесопожарной опасности), воспроизводство лесов (подъем паров, в том числе дискование почвы, вспашка целинных земель, вспашка почвы на глубину 27-30 см; законченная подготовка почвы, в том числе дискование, безотвальная вспашка на глубину 40-45 см; посадка леса, в том числе приобретение, сбор семян с растущих деревьев и кустарников, приобретение (выращивание) стандартного посадочного материала, посадка леса стандартными сеянцами, дополнение лесных культур, механизированный уход за лесными культурами, дополнительная ручная прополка), стоимость которых составляет 3 320553,39 руб.

Срок договора определен с момента подписания до 01.12.2015 (пункты 1.1, 1.2, 3.1, приложение №1).

Ссылаясь на то, что учреждение самостоятельно должно было выполнить государственное задание, привлечение для этой цели иной подрядной организации без проведения торгов недопустимо, прокурор обратился в арбитражный суд с иском.

Право прокурора на предъявление иска о признании недействительной сделки, совершенной государственным учреждением, закреплено в части 1 статьи 52 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 2 Закона №174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона №174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 1 статьи 3 Закона №174-ФЗ).

Статьей 4 Закона №174-ФЗ предусмотрено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2). Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1).

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Закона №174-ФЗ).

Согласно пункту 2.1 устава учреждения целью деятельности учреждения является обеспечение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Конкретные виды деятельности учреждения предусмотрены в разделе 3 устава.

В силу статьи 19 Закона №174-ФЗ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (часть 1). Такие мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 2). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

По смыслу приведенного правового регулирования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам - поставщикам работ, услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти (органами местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ).

В соответствии со статьей 24 Закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – конкурсы, аукционы или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в силу части 5 статьи 3 Закона №44-ФЗ, под государственным заказчиком понимается государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В нарушение требований статьи 19 Закона №174-ФЗ учреждение не приступило к исполнению утвержденного для него государственного задания, а привлекло для этой цели на договорной основе ГУП РК. При этом уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации подрядчик, посредством процедур, предусмотренных статьей 24 Закона №44-ФЗ, не определялся, поставщик работ (ГУП РК) определен учреждением самостоятельно.

Привлечение ГУП РК к выполнению государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета Республики Калмыкия, без проведения конкурса или аукциона, свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), и является нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 статьи 168 Гражданского кодекса).

Таким образом, договор от 02.04.2015 заключен с превышением специальной правоспособности автономного учреждения (статья 49 Гражданского кодекса), с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также законодательства о защите конкуренции, при этом посягает на публичные интересы и интересы третьих лиц, в связи с чем, основания для отказа прокурору в удовлетворении его требований о признании сделки недействительной (ничтожной) не имеется.

Довод о том, что при заключении сделки учреждение руководствовалось Законом №223-ФЗ и утвержденным на основании этого закона Положением о закупке товаров, работ, услуг, судом отклоняется в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (в том числе автономных учреждений), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В рассматриваемом же случае закупки были произведены не в целях удовлетворения потребностей юридического лица - автономного учреждения, а для обеспечения государственных нужд. В этом случае в силу части 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ определение поставщика работ (услуг) должно было осуществляться уполномоченным государственным органом в соответствии с требованиями указанного федерального закона, либо в силу статей 2, 4, 19 Закона №174-ФЗ, пункта 2.1 устава учреждения оно обязано было самостоятельно выполнить работы, предусмотренные государственным заданием. Закон №223-ФЗ спорные правоотношения не регулирует.

Учитывая изложенное, дав оценку исследованным доказательствам и установленным обстоятельствам дела, арбитражный суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку истец на основании ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ст. 110 АПК РФ, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб. 00 коп..

Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать недействительным в силу ничтожности договор подряда от 02.04.2015 № 3 на выполнение в 2015 году комплексной лесохозяйственной работы, состоящей из мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Каспийского лесничества и Каспийского участкового лесничества, заключенный между Автономным учреждением «Калмлес» (ИНН <***>, ОГРН <***>), государственным унитарным предприятием Республики Калмыкия «Каспийский лесхоз» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Взыскать с Автономного учреждения «Калмлес» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 руб.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Калмыкия «Каспийский лесхоз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 руб.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья (подпись) Л.Б. Джамбинова