ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-1387/19 от 16.08.2019 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

23 август 2019 года                                                                     Дело № А22-1387/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2019 года. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2019 года.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Басановой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Республики Калмыкия о признании незаконными действий Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, заинтересованные лица – общество с ограниченной ответственностью «Вымпел», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, при участии представителей сторон:

от Правительства Республики Калмыкия - не явился, извещен,

от Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия - не явился, извещен,

от Министерства финансов Республики Калмыкия - не явился, извещен,

от Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия - не явился, извещен,

от ООО «Вымпел» - ФИО1, доверенность от 01.07.2019, ФИО2, доверенность от 17.05.2019,

установил:

Правительство Республики Калмыкия (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконным действия Министерста спорта и молодежной политики Республики Калмыкия (далее – Министерство, ответчик) от 21.01.2019, выразившиеся в размещении на сайте www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения, проекта концессионного соглашения и порядка предоставления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.

До судебного заседания истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил суд:

             1. Признать недействительным приказ Министерства от спорта и молодежной политики Республики Калмыкия от 26.12.2018 № 427-о «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объекта спорта - «Каток с искусственным льдом в городе Элиста Республики Калмыкия» на условиях общества с ограниченной ответственностью «Вымпел», представленных в предложении о заключении концессионного соглашения».

 2. Признать незаконным действия Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия от 21.01.2019, выразившиеся в размещении на сайте www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения, проекта концессионного соглашения и порядка предоставления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что при рассмотрении предложения о заключении концессионного соглашения, проекта концессионного предложения Министерством спорта и молодежной политики Республики Калмыкия не были учтены поступившие в их адрес замечания уполномоченных органов Республики Калмыкия на проведение бюджетной, финансовой и налоговой политики в Республике Калмыкия, организацию бюджетного процесса и координирующих в этой сфере деятельность органов исполнительной власти Республики Калмыкия (Министерство финансов Республики Калмыкия), инвестиционной деятельности (Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия).

 Так, в заключениях указывалось на наличие невыгодных для республики условий заключения соглашения в виде несоразмерно больших затрат республиканского бюджета на создание объекта соглашения, чем затраты лица, выступившего с инициативой заключения соглашения. В частности, проектом концессионного соглашения предполагалась из общей суммы затрат на строительство объекта «Каток с искусственным льдом для тренировочных и оздоровительных занятий населения в г. Элиста» в 340 млн. руб. выплата из средств республиканского бюджета капитального гранта ООО «Вымпел», направляемого на покрытие части расходов на создание объекта. Кроме того, предусматривается обязанность из средств республиканского бюджета возмещения затрат ООО «Вымпел» в размере платежей в пользу финансирующих организаций по процентам, предусмотренным договорами займа и/или кредитными договорами, из предусмотренного соглашением объема заемных средств на создание объекта. В  связи с чем, ответчиком нарушены требования постановления Правительства Республики Калмыкия от 17.12.2018 №381 и пункта 2 постановления Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2018 № 408 «О мерах по реализации закона Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Представители истца, ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. До судебного заседания  от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. При таких обстоятельствах, арбитражный суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.

В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью «Вымпел» (далее – ООО «Вымпел», Общество) с заявленными требованиями не согласились, повторили доводы, изложенные в отзыве, и просили в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом представители Общества представили отзыв и документы, обосновывающие доводы отзыва.

Выслушав представителей Общества, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что в соответствии с ч.ч. 4.1 - 4.3 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) ООО «Вымпел» 24.12.2018 направило в адрес Правительства Республики Калмыкия предложение о заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта спорта - «Каток с искусственным льдом для тренировочных и оздоровительных занятий населения в г. Элиста».

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2018  № 420- р уполномоченным органом на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения было определено Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия.

Как следует из материалов дела, Министерством спорта и молодежной политики Республики Калмыкия принят приказ от 26.12.2018 № от 26.12.2018 № 427-о «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объекта спорта - «Крытый каток с искусственным льдом в городе Элиста Республики Калмыкия» на условиях общества с ограниченной ответственностью «Вымпел», представленных в предложении о заключении концессионного соглашения».

В соответствии с  приказом от 26.12.2018 № от 26.12.2018 № 427-о  Министерство считает возможным заключение концессионного соглашения в отношении объекта спорта - «Крытый каток с искусственным льдом в городе Элиста Республики Калмыкия» на условиях представленных ООО «Вымпел» в проекте концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта спорта - «Крытый каток с искусственным льдом в городе Элиста Республики Калмыкия». При этом Министерством принято решение о публикации  представленного ООО «Вымпел» предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации,

В судебном заседании установлено, что 21 января 2019 года на основании ч. 4.7 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов Ответчик опубликовал информацию о предложении ООО «Вымпел». В связи с тем, что в течение 45 дней с момента опубликования информации на портале торгов не поступило ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, Ответчиком были подведены итоги процедуры прохождения предложения о заключении концессионного соглашения, согласно которым концессионное соглашение должно быть заключено с ООО «Вымпел».

Полагая, что действия ответчика не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,пункта 2 постановления Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2018 г. № 408 «О мерах по реализации закона Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и нарушает права Республики Калмыкия, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее -  АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

            Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений установлено  Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с ч. 1 ст. 3  Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

               В соответствии с  ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ сторонами концессионного соглашения являются:

                1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственная корпорация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

              2) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (ч. 4.2 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 4.3 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

В соответствии с ч. 4.4 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:

1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;

2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;

3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

    Согласно ч. 4.7 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

    В соответствии с ч. 4.8 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с ч. ч. 4.1 - 4.3 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ ООО «Вымпел» 24.12.2018 направило в адрес Правительства Республики Калмыкия предложение о заключении концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта спорта - «Каток с искусственным льдом для тренировочных и оздоровительных занятий населения в г. Элиста».

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2018  № 420- р уполномоченным органом на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения было определено Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия.

Как следует из материалов дела, ООО «Вымпел» представило предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения «О создании и эксплуатации объекта спорта - «Каток с искусственным льдом в г. Элиста Республики Калмыкия» (далее – Концессионное соглашение).

Согласно проекта Концессионного соглашения сторонами данного соглашения являются Республика Калмыкия в лице Уполномоченного органа (Концедент) и ООО «Выбор» (Концессионер).

В соответствии с п. 31.1 Концессионного соглашения стороны исполняют денежные обязательства на условиях и в порядке, предусмотренном Концессионным соглашением и действующим законодательством.

Концедент обеспечивает свое финансовое участие в случаях и на условиях, прямо предусмотренных Концессионным соглашением (п. 31.2 проекта Концессионного соглашения).

Финансовые обязательства Концедента исполняются в соответствии с действующим законодательством и Концессионным соглашением. При этом для осуществления своих полномочий Концедент может использовать любые источники финансирования, допустимые в соответствии с действующим законодательством (п. 33.1 проекта Концессионного соглашения).

Отсутствие каких-либо источников финансирования для исполнения финансовых обязательств Концедента, предусмотренных Концессионным соглашением, в частности, полное или частичное отсутствие бюджетного финансирования, само по себе не освобождает Концедента от необходимости осуществить свои обязательства по финансированию в соответствии с Концессионным соглашением (п.33.4).

Финансовое участие Концедента формируется из

- компенсации затрат на разработку и прохождение экспертизы Проектной документации,

- капитального гранта, направляемого на покрытие части расходов на создание Объекта Концессионного соглашения, которые выплачиваются на стадии создания (Плата Концеданта на стадии создания), а также из

-  компенсации части расходов Конценссионера на Создание и эксплуатацию Объекта Концессионного соглашения, которая выплачивается на стадии эксплуатации (Плата Концеданта на стадии эксплуатации).

Порядок, размер, условия и сроки выплаты Платы Концеданта определяются в приложении 7 «Порядок и график финансирования» (п. 34.1 Концессионного соглашения).

В соответствии с п. 1.3 Приложения № 7 к Концессионному соглашению «Порядок и график финансирования» Концедент обязуется компенсировать осуществление Проектирования в размере 6 000 000 руб.

В силу п. 2.1 Приложения № 7 стоимость создания Объекта Концессионного соглашения составляет 340 000 000 руб. 00 коп. включая все налоги и сборы, а также включая иные затраты по проекту.

В соответствии с п. 2.2 Приложения № 7 Концедент принимает на себя обязательство осуществить выплату капитального гранта Концессионеру, направляемого на покрытие части расходов на создание Объекта Концессионного соглашения в размере 250 000 000 руб. 00 коп.

Согласно п. 2.3 Приложения № 7 Концессионер принимает на себя обязательство осуществить финансирование части затрат на создание Объекта Концессионного соглашения в размере 90 000 000 руб. 00 коп., из них 14 285 714, 00 руб. – собственные средства, 75 714 286,00 руб. – заемные средства.

Согласно п. 3.1 Приложения № 7 годовой размер затрат на эксплуатацию Объекта Концессионного соглашения составляет не более 54 000 000, 00  руб.

В соответствии с  п. 3.2  Приложения № 7 на стадии эксплуатации Концедент обязуется осуществить выплату части затрат Концессионера на создание Объекта Концессионного соглашения, которые Концессионер осуществил в соответствии с п. 2.3 настоящего приложения № 7, путем выплаты суммы Концессионеру, определяемую по формуле:

КЧПК = ЗК – П/2, где:

КЧПК  - компенсационная части платы Концедента;

ЗК - затраты Концессионера на создание Объекта Концессионного соглашения, которые Концессионер осуществил в соответствии с п. 2.3 настоящего приложения № 7;

П/2 – прибыль от эксплуатации. Во избежание сомнений, в случае если прибыль от эксплуатации является отрицательной, то она не учитывается при расчете размера компенсационная части платы Концедента.

Кроме того, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с п. 3.3 Приложения № 7 к Концессионному соглашению «Порядок и график финансирования» помимо затрат Концессионера на создание Объекта Концессионного соглашения, которые Концессионер осуществил в соответствии с п. 2.3 настоящего приложения № 7, в затраты Конценссионера на создание Объекта Концессионного соглашения также  включается размер платежей в пользу финансовых организаций по процентам, предусмотренным договорами займа и (или) кредитным договорам с финансирующими организациями при условии, что процентная ставка не превышает 16 процентов годовых.

Таким образом в судебном заседании установлено и из текста проекта Концессионного соглашения «О создании и эксплуатации объекта спорта - «Каток с искусственным льдом в г. Элиста Республики Калмыкия» следует, что стоимость создания объекта Концессионного соглашения составляет 340 000 000 руб. 00 коп.; затраты ООО «Выбор» на создание Объекта Концессионного соглашения составляют 90 000 000 руб. 00 коп. (14 285 714, 00 руб. – собственные средства, 75 714 286,00 руб. – заемные средства); затраты бюджета Республики Калмыкия на создание Объекта Концессионного соглашения составляют 250 000 000 руб. 00 коп. При этом, Концедент в соответствии с п. 34.1 Концессионного соглашения обязан компенсировать расходы по осуществлению Проектирования в размере 6 000 000 руб.; осуществить выплату компенсации затрат концессионера на эксплуатацию объекта в сумме 54 900 000 руб. ежегодно; осуществить выплату компенсации на возмещение затрат концессионера на создание объекта, в том числе проценты по заемным средствам, за минусом прибыли от эксплуатации.

Между тем, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17.12.2018 №381 «О государственной программе Республики Калмыкия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Калмыкия» утверждена государственная программа Республики Калмыкия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Калмыкия». В соответствии с приложением № 6 к государственной программе Республики Калмыкия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Калмыкия» на 2019 – 2020 годы предусмотрены  расходы на создание объекта «Каток с искусственным льдом для тренировочных и оздоровительных занятий населения в г. Элиста» с общими затратами в размере 390 595,5 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 189 595,5 тыс. руб. (в 2019 г. - 89 595,5 тыс. руб.; в 2020 г. - 100 000,0 тыс. руб.; средств республиканского бюджета в сумме 71 000 тыс. руб. (в 2019 г. – 60 000 тыс. руб., в 2020 г.- 11 000 тыс. руб.); внебюджетных средств в сумме 130 000 тыс. руб. (в 2019 г. – 65 000 тыс. руб., в 2020 г. - 65 000 тыс. руб.).

             Таким образом, предполагаемые затраты бюджета на создание объекта Концессионного соглашения (71 000 тыс. руб.) меньше тех обязательств, которые указаны в проекте концессионного соглашения (250 000 тыс. руб.), а предполагаемые затраты из внебюджетных источников больше (130 000 тыс. руб.), чем предложены ООО «Вымпел» 90 000 тыс. руб.).

Кроме того, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в адрес Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия в рамках рассмотрения вопроса о целесообразности заключения Концессионного соглашения строительства объекта «Каток с искусственным льдом для тренировочных и оздоровительныхзанятий населения в г. Элиста» поступило отрицательное заключение Министерства финансов Республики Калмыкия от 29.12.2018 с предложением исключения из формулы для определения размера компенсационной части платы концедента деления полученной прибыли на 2, поскольку это повлечет увеличение размера компенсационной выплаты из республиканского бюджета, а также дополнительные расходы республиканского бюджета т. 1, л.д. 109-111).

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в адрес Министерства также поступило отрицательное заключение Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 14.01.2019 №ЗС-05-07-0062, в котором указано, что представленное Концессионное соглашение не соответствует требованиям Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 № 90 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» (т.1, л.д. 107-108).

Таким образом, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в нарушение требований постановления Правительства Республики Калмыкия от 17.12.2018 №381 и пункта 2 постановления Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2018 № 408 «О мерах по реализации закона Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» при рассмотрении предложения о Концессионном соглашении Министерством спорта и молодежной политики Республики Калмыкия не были обеспечены принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п.6 части 4.6. статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ одним из оснований для отказа в заключении концессионного соглашения является отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что требование истца о признании незаконным действия Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия от 21.01.2019, выразившиеся в размещении на сайте www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения, проекта концессионного соглашения и порядка предоставления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Кроме того, истец заявил требование о признании недействительным приказа Министерства от спорта и молодежной политики Республики Калмыкия от 26.12.2018  №  427-о «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объекта спорта - «Каток с искусственным льдом в городе Элиста Республики Калмыкия» на условиях общества с ограниченной ответственностью «Вымпел», представленных в предложении о заключении концессионного соглашения».

При этом, в судебном заседании установлено, что с данным требованием истец обратился в суд только 04.04.2019 года.

В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым.

   Действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконными. В силу положений части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом.

Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Эти принципы реализуются через соблюдение требований закона всеми участниками судебного процесса.

Кроме того, согласно части  2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Исследовав представленные в дело материалы, учитывая, что истец обратился в суд 04.04.2019, истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, которые являлись бы исключительными и непреодолимыми обстоятельствами, не позволившими истцу своевременно обратиться в арбитражный суд, руководствуясь ст. 9 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что заявителем пропущен срок подачи заявления о признании незаконным приказа министерства.

Пропуск срока подачи заявления  является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление истца подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Заявленные требования Правительства  Республики Калмыкия удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия от 21.01.2019, выразившиеся в размещении на сайте www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения, проекта концессионного соглашения и порядка предоставления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ через Арбитражный суд Республики Калмыкия, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                       Челянов Д.В.