АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста
14 февраля 2022 года Дело №А22-1752/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2022
Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия В.И. Шевченко при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалхиковым О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Звезда» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 07.04.2021 № РНП-08-07,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее–Управление) о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее-РНП) от 07.04.2021 № РНП-08-07, ссылаясь на то, что за весь период действия контракта Заказчик чинил препятствия в оказании услуг по уборке. Кроме того, Управлением был нарушен порядок включения лица в РНП.
Управление представило отзыв на заявление и дополнение к нему, в которых просило суд отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что ненадлежащее исполнение условий контракта со стороны исполнителя выразилось в том, что услуги по уборке помещений, предусмотренные положениями заключенного контракта, не были оказаны в полном объеме, в связи с чем сведения в отношении Общества (ИНН:<***> КПП:780501001) включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Третье лицо -Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - УФРС по РК, Заказчик) представило отзыв на заявление, в котором просило суд отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что услуги по уборке помещений, предусмотренные положениями заключенного контракта, не были оказаны Обществом в полном объеме.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Третье лицо - УФРС по РК, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 18.01.2021 между УФРС по РК и Обществом был заключен государственный контракт № 11 на оказание услуг по внутренней уборке служебных помещений территориальных отделов на сумму 500 000 руб.
Согласно п.1.1, 2.4.1 контракта исполнитель обязуется оказать услуги по внутренней уборке служебных помещений территориальных отделов Управления на условиях контракта качественно и своевременно. При этом, объем услуг определен в приложении №2 (техническое задание), являющемся неотъемлемой частью контракта (п. 1.2 контракта).
Согласно п.2.2 технического задания мероприятия по уборке включают в себя, в том числе ежедневную комплексную уборку. Контрактом срок оказания услуг установлен с 18.01.2021 по 31.12.2021.
УФРС по РК пришло к выводу, что Общество надлежащим образом не выполняет принятые на себя обязательства по контракту, в связи с чем посчитало невозможным дальнейшее исполнение контракта и приняло 18.01.2021 решение о расторжении государственного контракта № 11 в одностороннем порядке.
УФРС по РК также направило в адрес Управления обращение о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
07.04.2021 Управлением было вынесено решение № РНП-08-07 о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно п.п.1.1, 2.4.1 контракта исполнитель обязуется оказать услуги по внутренней уборке служебных помещений территориальных отделов УФАС по РК на условиях контракта качественно и своевременно.
При этом, объем услуг определен в приложении №2 (техническое задание), являющееся неотъемлемой частью контракта (п. 1.2 контракта).
Согласно п.2.2 технического задания мероприятия по уборке включают в себя, в том числе ежедневную комплексную уборку.
Контрактом срок оказания услугу установлен с 18.01.2021 по 31.12.2021.
Материалами дела подтверждается и Обществом не опровергнуто, что с 18.01.2021 по настоящее время в служебных помещениях, расположенных в Городовиковском, Яшалтинском, Яшкульском районах внутренняя уборка не проводится; в феврале 2021 года уборка не производилась в служебном помещении, расположенном в Приютненском районе.
Кроме того, в служебных помещениях, расположенных в Целинном, Приютненском и Ики-Бурульском районах обязанность по ежедневной уборке не была исполнена своевременно. В частности, в январе 2021 года в служебных помещениях, расположенных в Целинном районе, уборка произведена один раз в неделю; в Приютненском и Ики-Бурульском районах произведена один раз в месяц; в феврале 2021 года в служебных помещениях, расположенных в помещениях в Целинном и Ики-Бурульском районах, уборка произведена один раз в неделю.
11.02.2021 УФРС по РК направило Обществу претензию об исполнении обязанности по внутренней уборке служебных помещений территориальных отделов электронной почтой на адрес 7847092@bk.ru и Почтой России. Однако, претензия не была получена ввиду неудачной попытки вручения.
В связи с вышеизложенным Заказчик посчитал невозможным дальнейшее исполнение контракта и принял 16.03.2021 решение о расторжении государственного контракта от 18.01.2021 № 11 в одностороннем порядке.
В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе)если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта (часть 9).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;
3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей (часть 15).
По своей правовой природе контракт между УФРС по РК и Обществом является договором возмездного оказания услуг (Глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 2 статьи 704 ГК РФ установлено, что подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
В соответствии со статьей 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность ( пункт 1).
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
В соответствии со статьей 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3).
Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (пункт 5).
Согласно статье 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (пункт 1).
Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (пункт 2).
Представитель Общества на заседании комиссии Управления представил письменные и устные пояснения следующего содержания:
18.01.2021 исполнителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На основании части 21 статьи 95 Закона о контрактной системы решение об одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления. Об указанном решении УФРС по РК было уведомлено 24.03.2021. Таким образом, решение вступило в силу, а контракт считается расторгнутым с 04.04.2021.
Однако, Обществу стало известно от том, что заказчиком якобы было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.03.2021. Общество считает решение не обоснованным и незаконным, поскольку за весь период действия контракта Заказчик чинил препятствия в оказании услуг по уборке, руководитель Заказчика не шел на контакты, несмотря на неоднократные обращения со стороны Общества. .
Обществом направлялись письменные обращения № 39/21 от 25.01.2021, № 56/21 от 02.02.2021, № 71/21 от 15.02.2021, № 83/21 от 26.02.2021, № 95/21 от 11.03.2021 в адрес Заказчика о необходимости взаимодействия и содействия с его стороны. Данные письма были проигнорированы Заказчиком и оставлены без ответа, что говорит о его незаинтересованности в качественном оказании услуг исполнителя.
В соответствии с пунктами 10.6, 10.7 Контракта, частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 782 ГК РФ обязательства по контракту были прекращены и он прекратил свое действие 04.04.2021 в связи с вступлением в силу решения об одностороннем отказе исполнителя.
К пояснению представителя Общества были представлены следующие документы:
- письма в адрес УФРС по РК (№ 39/21 от 25.01.2021г., № 56/21 от 02.02.2021, №71/21 от 15.02.2021, № 83/21 от 26.02.2021, № 95/21 от 11.03.2021);
- скриншоты отправки данных писем в адрес Заказчика(08_upr@rosreestr.ru);
- копия отправки отправления через ФГУП ГЦСС Спецсвязь экспресс № 409942077622 от 17.03.202! г., к нему опись: уведомление об одностороннем отказе;
- отслеживание отправлений;
- копия отправки отправления через ФГУП ГЦСС Спецсвязь экспресс № 409942077627 от 29.03.2021, к нему опись: (письма № 39/21 от 25.01.2021, № 56/21 от 02'.02.2021, № 71/21 от 15.02.2021, № 83/21 от 26.02.2021, № 95/21 от 11.03.2021)
Представитель Заказчика представил в Управление следующие пояснения:
24.03.2021 в адрес УФРС по РК курьерской почтой было доставлено уведомление об одностороннем отказе по вине Заказчика от исполнения госконтракта № 11.
Какие-либо письма и акты, свидетельствующие о наличии препятствий в исполнении контракта, в адрес УФРС по РК от Общества не поступали.
Исходя из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Управления решила включить сведения в отношении Общества (ИНН <***> КПП 780501001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона в электронной форме N0305100005320000080 на оказание услуг по уборке административного здания Учреждения, ввиду ненадлежащего исполнения условий контракта со стороны исполнителя, что выразилось в том, что услуги по уборке, предусмотренные положениями заключенного контракта, не были произведены в полном объеме.
Судом отклоняется довод Общества в том, что поскольку решение УФРС по РК в ЕИС размещено 27.05.2021, датой надлежащего уведомления признается 27.05.2021, следовательно контракт считается расторгнутым 07.06.2021, а Управление назначило рассмотрение вопроса о включении в РНП на 01.04.2021, когда контракт еще не был расторгнут. То есть, Управлением, по мнению Общества, был нарушен порядок включения в РНП, предусмотренный статьей 104 Закона о контрактной системе.
16.03.2021 УФРС по РК было принято решение о расторжении государственного контракта от 18.01.2021 № 11 в одностороннем порядке.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение грех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения-заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Во исполнение вышеназванных требований решение о расторжении УФРС по РК государственного контракта от 18.01.2021 №11 было направлено 16.03.2021 заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Общества, указанному в контракте; 16.03.2021 направлено каналами электронной почты по адресу Общества, указанному в контракте; 16.03.2021 опубликовано на официальном сайте ЕИС в дополнительной информации о закупках.
16.03.2021 УФРС по РК получило уведомление от «postmaster@rosreestr.ru» о том, что доставка этим получателем 7847092@bk.ru. завершена, но сервер назначения не отправил уведомление о доставке.
В соответствии части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 27.03.2021.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.
Кроме изложенного суд учитывает следующее.
Согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок по состоянию на 14.07.2021 имелось 104 записи о заключенных контрактах с Обществом, из них: прекращено 33 государственных контракта, в том числе: в связи с односторонним отказом от исполнения контракта - 18; по соглашению сторон -15.
Ранее Управление уже включало Общество в РНП в связи с неисполнением обязательств по госконтракту на территории Республики Калмыкия. Решением АС РК по делу А22-1550/2021 Обществу было отказано в признании незаконным решения от 12.03.2021 № РНП-08-05 о включении сведений об ООО «Звезда» в реестр недобросовестных поставщиков. Решение вступило в законную силу.
Данные обстоятельства указывают на недобросовестное поведение Общества в сфере исполнения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Звезда» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 07.04.2021 № РНП-08-07 - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Судья Шевченко В.И.