АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Элиста
09 июня 2022 года Дело №А22-2919/2019
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 09 июня 2022 года.
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дамбиновой Т.С., рассмотрев материалы дела по заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия к Управлению Федерального казначейства по Республике Калмыкия о признании недействительным в части представления от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765, при участии представителей сторон:
от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия – ФИО1, доверенность от 21.12.2021,
от Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия - ФИО2, доверенность от 11.01.2022,
установил:
министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее –Министерство, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – Управление, казначейство, ответчик) от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 в части указанных в пунктах 1, 2, 10, 11, 12, 14, подпунктах «а», «б» пункта 15 нарушений, а также нарушения, указанного в пункте «в» пункта 15 (в части указания фактического ввода в действие 8,312 км. локальных водопроводов при плане 22,4 км) и позиции «Нарушение в денежном выражении» пункта 15, определенного в размере 5 063 890,98 руб.
В ходе рассмотрения дела, министерство уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительными пункты 1, 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, подпунктов «а», «б» пункта 1 и, подпункта «в» пункта 15 (в части указания фактического ввода в действие 8,312 км локальных водопроводов при плане 22,4 км, ввиду введения в действие 17,927 км. локальных водопроводов при плане 22,4 км) представления от 30.05.2019 N 05-09-04/17-6765.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.09.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020, суд удовлетворил заявленные министерством требования.
Постановлением Арбитражного суда Северо – Кавказского округа 07.04.2021 решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу № А22-2919/2019 в части признания недействительными пунктов 6, 10, 11, 12, 15 «а» представления Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 отменено и в этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия. При этом кассационная инстанция указала, что суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства дела в части пунктов 6, 10, 11, 12, 15 «а» оспариваемого представления Управления от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела определением суда Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.07.2021 суд привлек ООО «Ника» (359250, Республика Калмыкия, <...>) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом суд обязал СПОК «Итиль» представить в суд штатное расписание, платежные ведомости и иные документы, подтверждающие создание кооперативом трех рабочих мест после получения гранта с ФИО3, ФИО4 и ФИО5 по договорам от 01.12.2017.
В судебном заседании представитель Министерства просил суд удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению, и просил суд признать недействительными пункты 6, 10, 11, 12 и подпункта «а» пункта 15 представление Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765.
В судебном заседании представитель Управления повторил доводы, изложенные в отзывах и дополнениях к нему, и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (представления) о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, возлагается на заинтересованное лицо.
В предмет доказывания по спору о признании недействительным ненормативного правового акта (представления) входит установление фактов несоответствия этого представления закону и нарушение им прав и интересов получателя бюджетных средств (статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 6 оспариваемого представления Управления министерство в 2018 году произвело выплату гранта из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы СПоК «Ника» при неполном пакете документов дающее право на получения гранта. Так, СПоК «Ника» не представлены копии договоров (предварительных договоров) поставки сельскохозяйственной продукции с поставщиками, заинтересованными в ее заготовке и переработке участником конкурсного отбора; копии свидетельств о праве собственности и/или копии договоров аренды на используемый земельный участок, на котором осуществляется вид деятельности, на развитие которого испрашиваются средства государственной поддержки, и производственные помещение, а также копия выписки из расчетного счета российской кредитной организации (Совкомбанка) о наличии на счете собственных средств, заверенной кредитной организацией.
В связи с чем, Управление пришло к выводу, что Министерством нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 78, пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2.4 Порядка предоставления грантов из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18,12.2015 № 466, пункт 4.1.1 Соглашения о предоставлении грантов на развитие материально-технической базы СПоК «Ника» (идентификатор соглашения 08218РТМ00005210718) от 20.08.2018 №1/2018. В денежном выражении нарушение составляет 5 640 000,00 руб. (т. 1, л.д. 7, стр. 8 представления).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.12.2015 № 466 утвержден Порядок предоставления грантов из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее – Порядок № 466).
В соответствии с п. 2.4 Порядка № 466 для получения гранта кооператив, потребительское общество (далее - участник конкурсного отбора) представляет уполномоченному органу следующие документы (далее - заявка):
1) заявление на имя руководителя уполномоченного органа по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
2) копии учредительных документов участника конкурсного отбора в редакции, действующей на дату подачи документов;
3) копию документа, подтверждающего полномочия председателя сельскохозяйственного потребительского кооператива - участника конкурсного отбора;
4) список членов и руководства сельскохозяйственного потребительского кооператива - участника конкурсного отбора по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
5) копию решения общего собрания членов участника конкурсного отбора об утверждении Программы развития кооператива (потребительского общества) и о согласии выполнения условий получения и расходования гранта;
6) копию Программы развития кооператива (потребительского общества);
7) план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет средств гранта, по форме, устанавливаемой уполномоченным органом (далее - план расходов). План расходов представляет собой часть расходов Программы развития кооператива (потребительского общества), которые софинансируются за счет гранта. Каждая статья плана расходов, предусматривающая софинансирование за счет средств гранта, должна быть обеспечена финансированием за счет собственных средств кооператива, потребительского общества в соотношении: не более 60 процентов за счет гранта и не менее 40 процентов за счет собственных средств кооператива, потребительского общества;
8) справку о состоянии паевого, резервного и неделимого фондов сельскохозяйственного потребительского кооператива по форме, утверждаемой уполномоченным органом, на месяц подачи заявки;
9) справку ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов о членстве участника конкурсного отбора в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», на месяц подачи заявки по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
10) документы, подтверждающие выполнение участником конкурсного отбора требований по обеспечению софинансирования за счет собственных (заемных) средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов:
выписку из расчетного счета российской кредитной организации о наличии на счете собственных средств в размере не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенную кредитной организацией. В случае привлечения заемных средств - информацию российской кредитной организации (кредитного кооператива) о готовности предоставления участнику конкурсного отбора кредита (займа) для реализации Программы развития кооператива (потребительского общества) в размере не менее 30 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенную кредитной организацией (кредитным кооперативом);
11) копии договоров (предварительных договоров) поставки сельскохозяйственной продукции с поставщиками, заинтересованными в ее заготовке и переработке участником конкурсного отбора;
12) документы, подтверждающие соответствие потребительского общества требованию по формированию 70 процентов выручки за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (только для потребительских обществ), в соответствии Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении поло»;
13) копии свидетельств о праве собственности и/или копии договоров аренды на используемый(ые) земельный(ые) участок(и), на котором осуществляется вид деятельности, на развитие которого испрашиваются средства государственной поддержки, и (или) производственное(ые) помещение(я) (при наличии).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что для получения гранта на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы СПоК «Ника» представил министерству следующие документы: заявку о предоставлении гранта от 13.07.2018; копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 25.07.2016, о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 01.06.2011; устав СПоК «Ника», протокол внеочередного общего собрания членов СПоК «Ника» от 21.04.2018, 17.07.2016; приказ от 17.07.2016 № 1 о вступлении в должность председателя СПоК «Ника»; списки членов СПоК «Ника» по состоянию на 01.07.2018 - 10 человек; копии протоколов общего собрания членов СПоК «Ника» от 25.05.2018 и от 01.07.2018; программу развития материально - технической базы СПоК «Ника» - линия по производству экструдированных кормов в п. Адык Черноземельского района; план расходов СПоК «Ника»; справки о состоянии паевого, резервного и неделимого фондов СПоК «Ника» по состоянию на 01.07.2018; справки ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Республики Калмыкия о членстве участника конкурсного отбора в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов; выписку из банковского счета Совкомбанка от 13.07.2018, не заверенную кредитной организацией; бухгалтерский баланс на 31.12.2017; договор аренды от 01.08.2017 коровника в производственном комплексе, расположенном по адресу: п. Адык Черноземельского района, сроком с 01.08.2017 по 01.08.2019; договор аренды от 01.08.2017 кабинета площадью 10,2 кв. м. в административном здании, расположенном по адресу: 358000, Республика Калмыкия, <...>, сроком с 01.08.2017 по 01.08.2019 (т. 2, л.д. 89-157).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что при обращении с заявкой на получение гранта СПоК «Ника» не представлены предусмотренные подпунктом 13 пункта 2.4 Порядка № 466 копии свидетельств о праве собственности и/или копии договоров аренды на используемый(ые) земельный(ые) участок(и), на котором осуществляется вид деятельности, на развитие которого испрашиваются средства государственной поддержки, и (или) производственное(ые) помещение(я).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что представленные СПоК «Ника» договор аренды коровника от 01.08.2017 и договор аренды помещения от 01.08.2017 заключены на срок более одного года и не содержат сведений о государственной регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, доводы управления о том, что представленные кооперативом договоры аренды недвижимого имущества при отсутствии государственной регистрации в силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерацииявляются незаключенными, являются обоснованными.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Между тем, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2.4 Порядка № 466 для получения гранта кооператив, потребительское общество (далее - участник конкурсного отбора) представляет уполномоченному органу свидетельство о праве собственности и/или копию договори аренды на используемый земельный участок только при их наличии.
Субъекты Российской Федерации при осуществлении нормативного регулирования в пределах установленной компетенции вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, при этом не вправе устанавливать дискриминационных условий в числе критериев отбора таких получателей. Кроме того, подобные ограничения в получении сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (СПоК) мер государственной поддержки на развитие материально-технической базы (наличие у получателя мер господдержки только права собственности на земельный участок и подтвержденного только свидетельством о регистрации права - из вещных прав, или наличие только права аренды на земельный участок - из договорных прав, как обязательные условия предоставления субсидии) не были предусмотрены нормативными правовыми актами, предусмотревшими оказание данного вида государственной поддержки СПОК (развитие материально-технической базы СПОК), именно не предусмотрены ни Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, ни Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2012 № 457 (действовало на момент предоставления субсидии, утратило силу с 01.01.2019).
Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» потребительский кооператив создается, в т.ч. в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. При этом участие члена в хозяйственной деятельности кооператива осуществляется посредством поставки в кооператив продукции, сырья членами кооператива, приобретение ими товаров в кооперативе, пользование услугами кооператива, в том числе получение займов и сбережение денежных средств в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе. В связи с чем, одним из направлений деятельности потребительского кооператива является, например, принятие произведенной сельхозпродукции от производителей из числа членов кооператива для последующего хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, транспортировки, перевозки и последующего сбыта первичной или переработанной продукции, что не предполагает наличие в пользовании земельного участка.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, будучи некоммерческими организациями, в отличие от сельскохозяйственных производственных кооперативов, в обязательном порядке не осуществляют производственную (хозяйственную деятельность), связанную с использованием земельных участков сельскохозяйственного или иного назначения (животноводство, растениеводство и т.д.).
В связи с этим наличие у СПОК «Ника» такого средства производства как земельный участок (на праве собственности или на праве аренды) с точки зрения действующего законодательства не является обязательным условием получения мер государственной поддержки, включая субсидию на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов
В соответствии с п. 1.6. Порядка № 466, перечень затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется грант, включает затраты: а) на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; б) на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки охлаждения молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции). Перечень указанных оборудования и техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в) на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Перечень указанной техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; г) на уплату части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Как следует из приведенного в п. 1.6. Порядка № 466 перечня субсидируемых затрат, наличие земельного участка у получателя субсидии не являлось безусловно обязательным.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка № 466 документы, указанные в пунктах 2.4 и 2.5 Порядка № 466, представляются непосредственно (лично получателем гранта или руководителем, имеющим право действовать без доверенности) с описью вложения в количестве двух экземпляров и должны быть пронумерованы постранично, прошиты и заверены подписью и печатью (при наличии) заявителя. Пакет документов на получение гранта на момент подачи заявки должен быть полностью сформирован, пронумерован постранично, прошит и заверен подписью и печатью заявителя.
Согласно пункту 4.2 Порядка № 466 контроль за соблюдением порядка предоставления грантов их получателям в соответствии с условиями и целями определенными при предоставлении указанных средств из республиканского бюджета, в обязательном порядке осуществляется уполномоченным органом в соответствии с утвержденным им порядком и Республиканской службой финансово-бюджетного контроля в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что договор поставки от 07.07.2018, заключенный СПоК «Ника» и СПК «Улан Хееч», а также заверенная банком выписка с расчетного счета от 01.08.2018 представлены получателем гранта - СПоК «Ника» в лице исполнительного директора ФИО6 непосредственно в отдел мониторинга и инвестиционной деятельности министерства секретарю комиссии по предоставлению гранта (начальник отдела ФИО7). Официально представленная выписка по движению денежных средств на счете СПоК «Ника» от 13.07.2018 (получена получателем гранта из онлайн-сервиса банка с официального сайта кредитной организации в Интернет https://sovcombank.ru) представлена кооперативом в составе пакета документов от 13.07.2019 (пункт 11 описи, лист 52 пакета документов; том 2, л.д. 89 - 157). СПоК «Ника» также 02.08.2019 до заседания конкурсной комиссии представил в министерство заверенную банком выписку из расчетного счета от 01.08.2018 (том 3, л.д. 2 - 3), подтверждающую достоверность первоначально представленной выписки банка от 13.07.2019.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются. В связи с чем, доводы управления о том, что заявка на получение гранта подана СПоК «Ника» и принята министерством с нарушением пункта 2.7 Порядка № 466 являются обоснованными.
Между тем, в судебном заседании установлено, что Порядком № 466 регулируются не только действия получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений; кооперативом представлены все необходимые в соответствии с Порядком № 466 подтверждающие документы; основания для отказа в предоставлении гранта после проверки их достоверности конкурсной комиссией министерства выявлены не были; грант предоставлен кооперативу ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений конкурсной комиссией не выявлено (т. 3, л.д. 13-14).
Таким образом, несвоевременное предоставление СПоК «Ника» вышеуказанных документов на получение гранта не явилось основанием для отказа министерством в предоставлении гранта, конкурсной комиссией министерства 02.08.2018 было принято решение о предоставлении гранта СПоК «Ника», который явился единственным участником конкурса в отсутствие факта подачи заявок на данный вид субсидии иными сельхозтоваропроизводителями (т.3, л.д. 13-14.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что решение конкурсной комиссии как основания возникновения права на получение гранта, послужившие основанием для допуска СПОК «Ника» к участию в конкурсе, а также предоставлению средств гранта, не аннулировано, не признано недействительным, кооператив представление недостоверных документов не допустил и сумму гранта использовал по целевому назначению.
Так, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что СПОК «Ника» на средства полученного гранта и собственные средства понес предусмотренные планом расходов затраты на сумму 10 000 000 руб. по приобретению оборудования, ангара, сельхозтехники, создал рабочие места, отчитался о целевом использовании полученного гранта за 2018, о чем свидетельствуют договоры поставки №№ 08218РТМ000052180718/6 от 20.08.2018, 08218РТМ000052180718/7 от 20.08.2018, 08218РТМ000052180718/8 от 20.08.2018 с прилагаемыми платежными документами, трудовые договоры от 02.10.2018, от 05.10.2018, отчет о целевом расходовании гранта за 2018 (т. 3, л.д. 16-52). Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 08.05.2019 (стр. 25-26, т.1, л.д. 45).
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации отказ в предоставлении мер государственной поддержки по формальным основаниям недопустим, не будет способствовать целям и задачам предоставления субсидий, грантов (определения Верховного суда РФ от 24.08.2018 № 305-ЭС18-12180, от 23.06.2017 № 304-ЭС17-7719, от 14.10.2020 № 308-ЭС308-ЭС20-14804). Верховный Суд Российской Федерации признал невозможным возврат гранта его получателем, нарушившим одно из условий получения гранта, поскольку получатель гранта в соответствии с бизнес-планом произвел целевые траты для реализации установленной программы, предоставил отчеты о расходовании полученных денежных средств в соответствии с целями их предоставления, цели государственного финансирования достигнуты.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховный Суд Российской Федерации, выраженной в определении 22.05.2017 № 309-КГ17-4669, предписание должно быть не только законным, обоснованным, но и реально исполнимым. Представление должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность в силу статьи 19.5 КоАП РФ, т.е. представление порождает правовые последствия.
Исполнимость представления следует понимать, как наличие реальной возможности устранить в указанный в нем срок выявленное нарушение.
Как следует из акта выездной проверки от 08.05.2019 (т.1, л.д. 33-81), а также п. 6 представления, нарушение усматривается в непредставлении СПоК «Ника» недостающих документов вместе с пакетом документов на получение субсидии, поданных в министерство 13.07.2019 (т. 2, л.д. 89-157), что нарушило требования по 2.4 Порядка № 466.
В оспариваемом представлении не указаны порядок и конкретный способ устранения нарушения, не указано, какие действия необходимо совершить в целях исполнения представления, что подтверждает неопределенность оспариваемого ненормативного акта.
При таких обстоятельствах, из пункта 6 оспариваемого представления управления невозможно понять существо заявленного требования об устранении нарушения, данный пункт не конкретизирован, не содержит четких, ясных, доступных для понимания всеми лицами формулировок относительно конкретных действий, которые надлежит предпринять министерству в исполнение предъявленного требования.
В судебном заседании установлено, что в целях исполнения требований п. 6 представления от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 министерство письмом от 21.01.2022 направило в управления с приложением заверенной копии выписки филиала «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» по операциям на счете организации от 01.08.2018 (в отношении СПоК «Ника») и заверенную копию договора поставки от 07.07.2018, заключенного между СПоК «Ника» и АО «Племенной завод «Улан Хееч» Т.16, л.д. 15-16).
В связи с чем, Управление направило министерству письмо от 21.02.2022, в котором указало, что п. 6 представления от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 не снимается с контроля, так как министерством не представлены копии свидетельств о праве собственности и (или) копии договоров аренды на используемый земельный участок. Между тем, доказательства наличия у СПоК «Ника» права собственности или права аренды на используемый земельный участок в материалах дела отсутствуют и управлением не представлено.
При таких обстоятельствах, требование министерства о признании недействительным пункта 6 оспариваемого представления от 30.05.2019 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела в пунктах 10, 11 и 12 обжалуемого представления Управлением указанно следующие:
- Министерством допущено предоставление субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения ООО «Фитоплюс», зарегистрированного на территории Республики Дагестан; в денежном выражении нарушение составляет 112 123 982,51 руб. (пункт 10);
- Министерством допущено предоставление субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения республики ООО «Фитоплюс», в период с 19.10.2017 по 27.12.2017, при невыполнении условий предоставления бюджетных средств, а именно - ООО «Фитоплюс» зарегистрировано на территории Республики Дагестан (пункт 11);
- Комиссией Министерства не проведена проверка принятых документов на предмет соблюдения условия, указанного в пункте 3 Порядка от 31.03.2014 № 121, целей и порядка предоставления субсидии их получателю - ООО «Фитоплюс» (пункт 12).
В связи с чем, Управление пришло к выводу, что Министерством нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, абзаца 21 раздела V подпрограммы 7 «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2012 № 457, абзаца 1 пункта 3 и пункта 7 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части фактически осуществленных расходов (далее - затрат) сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, культурно - технические мероприятия, проведение фитомелиоративных работ, оформление в собственность мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.03.2014 № 121. В денежном выражении нарушение составляет 112 123 982,51 руб. (т.1, л.д.27).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.03.2014 № 121 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части фактически осуществленных расходов (далее - затрат) сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, культурно - технические мероприятия, проведение фитомелиоративных работ, оформление в собственность мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы (далее – Порядок от 31.03.2014 № 121).
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Порядка от 31.03.2014 № 121 (в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 07.08.2017 № 265) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» при соблюдении условий постановки на учет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.
В соответствии с пунктом 7 Порядка от 31.03.2014 № 121 комиссия в течение десяти рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, рассматривает их на предмет соблюдения условий, указанных в пунктах 2, 3 и 8.2 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.
В соответствии с абзацем 21 раздела V Подпрограммы 7 «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2012 № 457, получателями государственной поддержки в рамках Подпрограммы являются сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированные на территории Республики Калмыкия и реализующие мероприятия Подпрограммы № 7.
Как следует из текста акта проверки от 08.05.2019 в ходе проверки Министерства должностными лицами Управления установлено, что одним из получателей субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.03.2014 № 121 явилось общество с ограниченной ответственностью «Фитоплюс», с которым Министерством было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия от 08.02.2017.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.03.2019 №ЮЭ9965-19-33049463 ООО «Фитплюс» состоит на налоговом учете в МРИ ФНС №16 по Республике Дагестан с момента регистрации - с 20.03.2012(т. 6, л.д. 8-16).
В связи с чем, Управление пришло к выводу, что в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, абз. 21 раздела V Подпрограммы 7 «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.11.2012 № 457, абзаца 1 пункта 3 и пункта 7 Порядка от 31.03.2014 № 121 Министерством допущено предоставление субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в размере 130 074 225,65 руб. (112 123 982,51 руб. - за счет средств федерального бюджета, 17 950 243 ,14 руб. - за счет средств республиканского бюджета) ООО «Фитоплюс», зарегистрированному на территории Республики Дагестан (т. 1, л.д. 53-54).
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий регулируются .
В соответствии со статьей 3 Закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии со статьей 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для реализации государственной аграрной политики, используется, в том числе, и предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона).
В силу статьи 7 Закона № 264-ФЗ финансирование мероприятий государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Таким образом, установленный в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета является единым на всей территории Российской Федерации и не содержит ограничений по территориальному признаку, в том числе, что касается наличия либо отсутствия факта регистрации или постановки на налоговый учет на территории того или иного субъекта Российской Федерации или его части.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» также не содержат такого ограничения (по территориальному признаку) для сельскохозяйственных товаропроизводителей как получателей мер государственной поддержки.
Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», во исполнение которого была принята Подпрограмма № 7 «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы Республики Калмыкия (утратила силу с 01.01.2019), также не предусматривало какие-либо ограничения в предоставлении субсидии в зависимости от наличия (отсутствия) регистрации получателя субсидии в налоговом органе на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон о федеральном бюджете, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», регулирующие основные принципы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не ставят предоставление им финансовой поддержки в зависимость от места их регистрации.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130 - О, от 07.06.2001 № 139 - О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. Полномочий по установлению не предусмотренных федеральным законодательством ограничений, которые не соотносятся с конституционно значимыми принципами и целями, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Субъекты Российской Федерации при осуществлении нормативного регулирования в пределах установленной компетенции вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, при этом не вправе устанавливать дискриминационных условий в числе критериев отбора таких получателей.
Таким образом, определение такого критерия для получения субсидий как место государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей ставит лиц, осуществляющих одинаковую сельскохозяйственную деятельность на территории Республики Калмыкия, в неравные условия.
Кроме того, в соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в апелляционном определении от 03.04.2019 № 72-АПА19-1, правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть поставлен региональным законодателем в зависимость от наличия либо отсутствия факта регистрации, постановки на налоговый учет на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, довод управления о том, что действующим законодательством не установлен запрет на установление такого условия предоставления субсидии как регистрация получателя субсидии на территории субъекта Российской Федерации, из бюджета которого планируется предоставление субсидии, не основан на нормах закона.
Кроме того, арбитражный суд отмечает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 декабря 2017 г. № 449 абзац 2 пункта 3 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 31.03.2014 № 121, устанавливавший наличие у сельхозтоваропроизводителя регистрации в Республике Калмыкия, признан недействительным. Данные обстоятельства были известны Управлению как в момент составления акта проверки от 08.05.2019, так и при вынесении оспариваемых пунктов представления от 30.05.302029.
При таких обстоятельствах, выводы Управления, указанные в пунктах 10, 11 и 12 оспариваемого представления, являются необоснованным.
Как следует из материалов дела в подпункте «а» пункта 15 обжалуемого представления Управлением указанно следующие: Министерством в 2017 – 2018 годы допущено неэффективное использование субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ агропромышленного комплекса бюджета, источником образования которых являлись субсидии из федерального бюджета, выразившееся в не достижении показателей количества новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально технической базы (фактически — 0 ед., при плане по Соглашению - 3 ед.).
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) (статья 1).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.20112 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства).
В судебном заседании установлено, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия (Субъект) было заключено Соглашение о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 21.02.2017 № 082-08-086 с дополнениями от 17.04.2017 № 082-08-086/1 и от 17.08.2017 № 082-08-086/2.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.1 и 4.1.1 Соглашения от 21.02.2017 № 082-08-086 Министерство приняло обязательство предоставить в 2017 году бюджету Республики Калмыкия субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства, в том числе на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения от 21.02.2017 № 082-08-086, Субъект обязуется обеспечивать достижение значения показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2 к настоящему Соглашению (т. 12, л.д. 17-46).
В соответствии с п. 1.2 Дополнительного соглашения от 17.08.2017 № 082-08- 086/2 к Соглашению о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 21.02.2017 № 082-08-086 показатель результативности использования гранта на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (Количество новых постоянных рабочих мест в 2017 году) составляет 3 рабочих места (т. 12, л.д. 17-46, л.д. 38-39,42).
В соответствии с Актом проверки от 08.05.2019, для оказания государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2017 г. Министерством были получены средства республиканского бюджета в размере 6 315 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 5 999 250,00 руб., за счет средств республиканского бюджета - 315 750,00 руб.
В соответствии с Соглашением от 09.11.2017 № 1/2017 Министерство предоставило сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу «Итилль» (далее - СПоК «Итиль») государственную поддержку в виде гранта на развитие материально - технической базы в размере 6 315 000,00 руб.
Согласно отчету о численности и заработной плате работников организации (форма №5-АПК) отчетности о финансово-экономическом состоянии СПоК «Итиль» за 2017 год, представленной в Министерство по формам и в сроки, утверждаемые приказом Минсельхоза России от 20.12.2017 № 632 «Об утверждении форм отчетности за 2017 год», численность работников и начисления за год заработной платы работникам СПоК «Итиль» составляет 0 человек и 0 тыс. руб. (стр.59-60, 88 Акта проверки от 08.05.2019).
В связи с чем, Управление пришло к выводу, что Министерством допущено неэффективное использование средств федерального бюджета - субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ агропромышленного комплекса бюджета, источником образования которых являлись субсидии из федерального бюджета, в сумме 599 925,00 руб., выразившееся в не достижении показателей количества новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы (фактически - 0 ед., при плане по Соглашению от 21.02.2017 № 082-08-086 - 3 ед.).
Порядок предоставления грантов из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержден Постановлением Постановление Правительства Республики Калмыкия от 18.12.2015 № 466 (далее – Порядок № 466).
В соответствии с п. 1.3. Порядка № 466 главным распорядителем средств республиканского бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы и органом и уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, является уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 1.4 Порядка № 466 грант на развитие материально-технической базы (далее - грант) - средства, перечисляемые из республиканского бюджета сельскохозяйственному потребительскому кооперативу для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 года N 384, в целях создания и развития на сельских территориях Республики Калмыкия сельскохозяйственной потребительской кооперации и новых постоянных рабочих мест в сельской местности исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3000 тыс. рублей гранта, полученного в текущем финансовом году, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант. Повторное получение гранта на развитие материально-технической базы возможно не ранее чем через 12 месяцев с даты полного освоения ранее полученного гранта.
В соответствии с п. 2.6 Порядка № 466 одним из обязательных условий программы развития кооператива (потребительского общества), указанной в подпункте 7 пункта 2.4 настоящего Порядка, является создание дополнительных рабочих мест (не менее одного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта).
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2017 года между Министерством и СПоК «Итиль» было заключено Соглашение № 1/2017 о предоставлении грантов на развитие материально - технической базы, согласно которому Министерство предоставило СПоК «Итиль» грант на сумму 6 315 000 руб. (т. 1, л.д. 114-115).
В соответствии с п. 4.3.1 Соглашения от 10.11.2017 № 1/2017 СПоК «Итиль» приняло обязательство осуществлять свою деятельность на территории Республики Калмыкия не менее 5 лет со дня получения гранта и создать не менее трех постоянных рабочих мест.
В соответствии с п. 4.3.1 Соглашения от 10.11.2017 № 1/2017 СПоК «Итиль» обязано обеспечить выполнение финансирования мероприятий за счет средств гранта по направлениям плана расходов, утвержденного конкурсной комиссией в течение 18 месяцев со дня получения гранта; по истечении 18 месяцев со дня получения гранта представить в Министерство отчет о полном целевом использовании средств по форме, установленной министерством, подтверждающих целевое расходование средств гранта.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что получателем гранта на материально – техническое развитие СПоК «Итиль» были созданы три рабочих места путем принятия на работу ФИО5, ФИО4, ФИО3 на должности зоотехников в 2017 г. Данные обстоятельства подтверждаются трудовыми договорами от 01.12.2017, штатные расписания за 2017 -2021 гг., расчетные ведомости по начислению заработной платы за декабрь 2017г., январь – декабрь 2018г., расчеты по страховым взносам за 2017 – 2019 гг. (т. 1, л.д. 116-118, т. 11, л.д. 45-124, т.15, л.д. 72-120).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Соглашение № 1/2017 о предоставлении гранта заключено с СПоК «Итиль» 09.11.2017, принимая во внимание доказательства наличия реальных трудовых отношений между СПоК «Итиль» и выше указанными лицами (заключение трудовых договоров, выплаты заработной платы, уплаты страховых взносов в отношении трех застрахованных лиц), арбитражный суд приходит к выводу, что доводы Управления о не достижении СПоК «Итиль» значений показателей результативности в части создания трех рабочих мест, являются необоснованными. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и управлением не представлено.
Кроме того, наличие представленных в дело заключенных трудовых договоров является необходимым и достаточным доказательством соблюдения получателем гранта условия о создании постоянных рабочих мест (определение Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2020 по делу N А73-5778/2019; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2022 от 06.09.2021 по делу № А22-2242/2020).
Как следует из текста акта выездной проверки от 08.05.20219 министерством допущено неэффективное использование средств федерального бюджета на общую сумму 10 236 875,53 руб., в том числе субсидии на содействие достижения целевых показателей региональных программ агропромышленного комплекса бюджета, источником образования которых явились субсидии из федерального бюджета, в сумме 599 925,00 руб., выразившееся в не достижении показателей количества новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы. (фактически – 0 ед., при плане по Соглашению – 3 ед.) (т. 1, л.д. 77)
В соответствии со ст. 34 БК принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предоставленных ему бюджетных ассигнований (п.п. 3 ч. п. 1 ст. 162 БК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление № 23), разъяснил, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективного использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (абзац 4 пункта 23 постановления № 23).
Между тем, Управление не представлены доказательства, установленные абз. 2 п. 23 постановления № 23. В связи с чем, требования министерства к управлению в части признания недействительным подпункта «а» пункта 15 представления от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 полежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
При таких обстоятельствах, учитывая, что управление не представило суду необходимые и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемых пунктов представления, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования министерства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Заявление Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия удовлетворить.
Представление Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 30.05.2019 № 05-09-04/17-6765 в части пунктов 6, 10, 11, 12, подпункта «а» 15 признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) через Арбитражный суд Республики Калмыкия, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Челянов Д.В.