ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-3095/2022 от 07.02.2024 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Сусеева, 10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

19 февраля 2024 года Дело №А22-3095/2022

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2024 года.

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Шевченко В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нарминовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия к ФИО1 о признании недействительной записи в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права собственности на земельный участок,

при участии в судебном заседании: от ответчика – представителя ФИО2 (по доверенности от 11.07.2023),

установил:

Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Администрация) обратилась в Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия с иском к Управлению Росреестра по Республике Калмыкия (далее – Управление), кадастровому инженеру ФИО3 о признании незаконным решения Управления.

После принятия иска к производству суда Администрация обратилась с ходатайством о замене ненадлежащих ответчиков - Управления и кадастрового инженера ФИО3 на надлежащего - ФИО1.

Определением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 22.08.2022 суд заменил ненадлежащих ответчиков - Управление и кадастрового инженера ФИО3 на надлежащего - ФИО1

ОпределениемМалодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 08.09.2022 дело по заявлению Администрации к ФИО1 о признании недействительной записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) о регистрации права собственности на земельный участок передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Администрация уточнила заявленные требования просила признать право собственности ИП ФИО4 КФХ ФИО1 на земельный участок отсутствующим.

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. На основании части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд принимает уточненные исковые требования, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Администрация в обоснование заявленных требований указала, что на основании распоряжения Представителя Президента Республики Калмыкия в Октябрьском районе от 14.07.1995 № 458 отцу ответчика - ФИО5 был предоставлен земельный участок, площадью 933 га, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Октябрьский район, территория Восходовского СМО, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которого 09.10.2010 в ЕГРН было зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения ФИО5 Из выписки из ЕГРН от 01.03.2022 Администрации стало известно о том, что на указанный земельный участок, площадью 1 035 га, зарегистрировано право собственности ответчика. При этом безосновательное увеличение площади земельного участка было осуществлено в результате проведения кадастровым инженером землеустроительных работ. Считая, что право собственности на земельный участок у ответчика могло возникнуть лишь путем его выкупа по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости, учитывая, что ответчик в Администрацию за переоформлением права пожизненного наследуемого владения не обращался, а также принимая во внимание незаконное увеличение площади земельного участка, Администрация просила суд признать отсутствующим право собственности ИП ФИО1 на земельный участок, с кадастровым номером 08:06:100101:1, расположенный по вышеуказанному адресу.

Ответчик заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, указав, что право собственности возникло у него в соответствии с требованиями закона в порядке наследования, Администрацией пропущен срок исковой давности на обращение в суд, а также избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав в части доводов об увеличении площади земельного участка.

Определением от 17.03.2023 суд привлек к участию в деле Управление Росреестра по Республике Калмыкия (далее - Управление) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика и в качестве заинтересованных лиц: филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия и кадастрового инженера ФИО3.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы, содержащиеся в отзыве на исковое заявление, поддержала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель - Администрация, третье лицо - Управление, заинтересованные лица: филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия и кадастровый инженер ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

При таких обстоятельствах суд на основании статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

24.11.1992 крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО5 «Зеерг» на основании постановления Администрации Октябрьского района № 242был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок на территории колхоза «40 лет Октября» Сарпинского района, находящегося в административных границах Октябрьского района, общей площадью 1 035 га.

14.07.1995 распоряжением Представителя Президента Республики Калмыкия в Октябрьском районе № 458 «Об уточнении площадей крестьянского фермерского хозяйства ФИО5» общая площадь земельного участка была согласована в размере 1 035 га, из которых 933 га – в пожизненно-наследуемое владение, 102 га - в аренду сроком на 10 лет.

01.03.1997 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Октябрьского района крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Зеерг» было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного постоянного пользования землей в отношении земельного участка, площадью 933 га.

19.02.2002 на основании распоряжения Представителя Президента Республики Калмыкия в Октябрьском районе № 43 «О регистрации изменения правового статуса КФХ «Зеерг» ФИО5» все права и обязанности юридического лица КФХ «Зеерг» ФИО5 перешли к главе крестьянского хозяйства – предпринимателю без образования юридического лица ФИО5

09.06.2010 Управлением были осуществлены государственный кадастровый учет земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 933 га, с кадастровым номером 08:06:100101:1, а также государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения ФИО5

19.04.2015 ФИО5 умер.

20.04.2016 нотариусом Элистинского нотариального округа Республики Калмыкия ФИО6 наследникам умершего ФИО5 - ФИО1 и ФИО7 были выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении права пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок в равных долях по ? каждому. В тот же день между наследниками было заключено соглашение № 2 о разделе наследственного имущества, в соответствии с которым ответчику был распределен в том числе вышеуказанный земельный участок.

07.09.2016 ответчик обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.

12.09.2016 в ЕГРН было зарегистрировано право собственности ответчика на земельный участок, площадью 933 га, о чем была сделана запись № 08-08/001-08/001/004/2016-8070/2.

14.07.2017 ответчик обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения границ, на основании чего в ЕГРН были внесены изменения в части увеличения площади земельного участка до 1 035 га.

31.01.2018 Управлением была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок от ответчика к ФИО7 на основании договора дарения от 29.01.2018.

25.07.2018 в ЕГРН была внесена запись № 08:06:100101:1-08/044/2018-3 о праве собственности ответчика на земельный участок, возникшем у него на основании договора дарения от 19.07.2018, заключенного между ФИО7 и ФИО1

Администрация, ссылаясь на безосновательную регистрацию права собственности ответчика на спорный земельный участок, обратилась в суд общей юрисдикции, передавший настоящее дело в арбитражный суд согласно его компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которых выступает предъявленный этим лицом иск (заявление).

В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из общего смысла вышеуказанных норм права следует, что государственной регистрацией права на недвижимое имущество может подтверждаться только существующее, законное право.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 52, 53 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление Пленумов № 10/22 от 29.04.2010), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

В соответствии со статьей 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Земельные участки на основании права пожизненного наследуемого владения предоставляются гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство; лицам, вышедшим из состава сельскохозяйственной организации в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно статье 266 ГК РФ гражданин, обладающий указанным правом (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (пункт 1). Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации спорного права собственности) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, в том числе продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) (подпункт 8).

Пунктом 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В силу пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (пункт 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).

В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости (пункт 3.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).

Земельный участок может быть приобретен главой хозяйства по правилам пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в том случае, если участок (из состава земель сельскохозяйственного назначения) используется им по целевому назначению (на нем осуществляется деятельность по производству сельскохозяйственной продукции). В том случае, если земельный участок, предоставленный главе хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, расположен в границах населенного пункта, то приобретение его в собственность на условиях, указанных в пункте 3.1 Закона N 137-ФЗ, возможно, если на таком участке отсутствуют здания или сооружения и на нем ведется сельскохозяйственное производство.

Пунктом 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Закона № 218-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничивается.

Довод Администрации о том, что порядок оформления права на земельные участки предусматривает возможность регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, и при этом не применяется в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, отклоняется судом ввиду неверного толкования норм действующего законодательства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 31.05.2023 N 41-КАД23-6-К4, каких-либо ограничений по сроку переоформления прав нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. При этом обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка с 01.03.2015 не требуется.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ, включаются: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Часть 2 указанной статьи предусматривала, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Из решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.07.2012 по делу № А22-805/2012, имеющего в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение в настоящем споре, следует, что на основании постановления Администрации Октябрьского района от 24.11.1992 № 242 «Об организации крестьянского хозяйства и предоставлении земельного участка ФИО5» для самостоятельной эксплуатации на баланс КФХ ФИО5 передана животноводческая стоянка, состоящая из: кошары площадью 830,8 кв.м., инвентарный номер 85:223:002:000014660:0001:20000 и дома животновода площадью 63,2 кв.м., инвентарный номер 85:223:002:000014660:0002:20000. На основании выставленного колхозом 40 лет Октября счета – фактуры от 21.01.1993 ФИО5 платежным поручением от 25.01.1993 № 5 перечислил на расчетный счет колхоза 40 лет Октября денежные средства в размере 410 961,60 руб. в счет оплаты за полученные основные средства.

В рамках указанного дела судом было установлено, что существование спорных объектов недвижимости в 1994 году подтверждается актом приема-передачи основных средств колхоза «40 лет Октября» крестьянскому хозяйству «Зеерг» Октябрьского района от 12.08.1994.

Из материалов настоящего дела следует, что право собственности ответчика на кошару и дом животновода, находящиеся на спорном земельном участке, возникло у него в порядке наследования по закону и было зарегистрировано в установленном законом порядке 12.09.2016, в связи с чем регистрация права собственности на земельный участок была осуществлена в соответствии с вышеуказанными нормами.

Право ответчика на приобретение земельного участка в собственность бесплатно согласуется с пунктом 4 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку земельный участок не был исключен из оборота, находился (согласно сведениям ЕГРН) у ФИО5 на праве пожизненного наследуемого владения, документы, подтверждающие правомерность владения земельным участком, являлись основанием для регистрации права собственности на земельный участок в качестве правоустанавливающих документов, к каковым относятся в том числе представленные ответчиком свидетельство о праве на наследство по закону и соглашение № 2 о разделе наследственного имущества от 20.04.2016.

В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о пропуске Администрацией срока для подачи соответствующего искового заявления.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

Согласно статьи 72 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации права собственности на земельный участок) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В целях реализации указанных положений постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22.09.2015 N 351 был утвержден Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Республики Калмыкия (далее – Порядок), согласно пункту 1.9 которого муниципальный земельный контроль осуществляется в том числе за соблюдением установленного законом порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

В силу пунктов 2.2, 2.3 Порядка плановая проверка проводится за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Калмыкии в соответствии с ежегодными планами проверок, проекты которых не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются в органы прокуратуры на согласование, после чего подлежат утверждению органами муниципального земельного контроля.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановая проверка проводится не ранее чем через 3 года с момента: а) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; б) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; в) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Постановлением Администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 23.03.2017 № 35, размещенным на её официальном сайте http://oktrmo.ru/deyatelnost/munitsipalnyy-kontrol, утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия», согласно пунктам 1.6 которого осуществление муниципального земельного контроля направлено в том числе на оформление прав на земельный участок (подпункт 4).

В соответствии с пунктом 1.7.1 Административного регламента муниципальные земельные инспекторы на территории муниципального образования осуществляют контроль в том числе за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов (подпункт 2).

Из подпунктов 1, 10, 17 пункта 1.7.3 Административного регламента следует, что муниципальные земельные инспекторы обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; соблюдать сроки проведения проверки; организовывать и проводить мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Результатом исполнения муниципальной функции является акт проверки, в который включаются выявленные признаки нарушений земельного законодательства или устанавливается отсутствие таких признаков. При обнаружении достаточных фактов, указывающих на административное правонарушение, материалы направляются в Росреестр и иные уполномоченные органы для рассмотрения и принятия административных мер (пункт 1.9 Административного регламента).

Однако, в настоящем споре указанные нормы права не подлежат применению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ), был наложен запрет с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года на плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно данной норме к ним относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Федеральным законом от 25.12.2018 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Закон №294-ФЗ был дополнен статьей 26.2 («Особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства»).

Согласно диспозиции данной статьи плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года (пункт 1).

Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", был установлен мораторий на проведение проверок в 2020 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был установлен мораторий на проведение проверок в 2021 году.

Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", был установлен мораторий на проведение проверок в 2022 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" был также установлен мораторий на проведение проверок в 2022 году .

Таким образом, с 2016 года по 2022 год на территории Российской Федерации многократно был наложен законодательный запрет на проведение плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 202 ГК РФ течение срока давности приостанавливается в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий).

При таком положении Администрация как орган, на который возложены обязанности по контролю за соответствием права на земельный участок и его использование без правоустанавливающих документов, и которая для надлежащего осуществления этих обязанностей наделена соответствующими контрольными полномочиями, не имела возможность в пределах срока исковой давности провести необходимую проверку и получить сведения о государственном учете земельного участка и зарегистрированном праве в отношении него.

Учитывая изложенное, суд считает правомерным довод Администрации о том, что срок исковой давности для защиты права по заявленным требованиям ими не пропущен.

Относительно оспаривания права собственности ответчика на земельный участок по мотиву безосновательного увеличения его площади суд отмечает следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019). Соответствующая правовая позиция также была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.

Иск о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения. Он не может заменять виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 19-КГ15-47).

Иски об установлении границ земельных участков относятся к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 Постановления Пленумов № 10/22 от 29.04.2010). Такой иск является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении общей границы смежных земельных участков и разрешение спора о принадлежности той или иной их части смежным землепользователям, не утратившим фактическое владение своими участками. Предметом доказывания по такому иску являются факты и моменты возникновения прав на смежные земельные участки, пересечения их границ. Результатом разрешения судом такого спора должны быть установление общей границы смежных земельных участков, принадлежащих их правообладателям на законных основаниях и устранение неопределенности в ее прохождении.

По смыслу приведенных положений закона и правовой позиции высших судов следует, что вопрос о правомерности увеличения площади спорного земельного участка не может быть предметом спора о признании права собственности отсутствующим и подлежит разрешению путем избрания иного способа защиты права в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании права собственности индивидуального предпринимателя – ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на земельный участок отсутствующим - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья В.И. Шевченко