АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 9, тел/факс – 3-31-66
г. Элиста
30 апреля 2015 года Дело № А22–3169/2014
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2015 года.
Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Хазикова В.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Санджиевой И.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Маяк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 2 708 763 руб. 45 коп.,
в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенных представителей сторон,
установил:
Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Маяк» (далее – ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 558 676 руб. 74 коп., пени в размере 150 086 руб. 71 коп.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. Заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие его представителя не направил.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. Заявлений, ходатайств о возможности рассмотрения дела в его отсутствие не направил.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
В ходе рассмотрения дела ответчик представил отзыв и дополнения к нему, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по изложенным доводам.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 09.06.2009 № 216 истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 09.06.2009 № 68.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 25151 га., в том числе: пашня – 4974 га, сенокосы – 3067 га, пастбища – 14936 га, под водой – 215 га, застроенные территории – 356 га, другие земли – 1603 га, со следующими кадастровыми номерами: 08:05:030101:524; 08:05:030101:525; 08:05:030101:526; 08:05:030101:527; 08:05:030101:528; 08:05:030101:529; 08:05:030101:530; 08:05:030101:531; 08:05:030101:532; 08:05:030101:533; 08:05:030101:534; 08:05:030101:535; 08:05:030101:536; 08:05:030101:537; 08:05:030101:538; 08:05:030101:539; 08:05:030101:540; 08:05:030101:541; 08:05:030101:542; 08:05:030101:543; 08:05:030101:544; 08:05:030101:545; 08:05:030101:546; 08:05:030101:547; 08:05:030101:548; 08:05:030101:549; 08:05:030101:550; 08:05:030101:551; 08:05:030101:552; 08:05:030101:553; 08:05:030101:554; 08:05:030101:555; 08:05:030101:556; 08:05:030101:557; 08:05:030101:558; 08:05:030101:559; 08:05:030101:560; 08:05:030101:561; 08:05:030101:384; 08:05:030101:385.
Срок действия договора установлен с 02.03.2009 г. по 02.03.2019 года.
Распоряжением главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 11.04.2011 года № 136 «Об утверждении результатов раздела земельных участков», установлено, что в результате раздела земельных участков, предоставленных в аренду СПК «Маяк»:
1. с кадастровым номером 08:05:030101:524, образовано четыре земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:574, 08:05:030101:575, 08:05:030101:576, 08:05:030101:577;
2. с кадастровым номером 08:05:030101:527, образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:581, 08:05:030101:582, 08:05:030101:583;
3. с кадастровым номером 08:05:030101:529, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:572, 08:05:030101:573;
4. с кадастровым номером 08:05:030101:530, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:566, 08:05:030101:567;
5. с кадастровым номером 08:05:030101:539, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:568, 08:05:030101:569;
6. с кадастровым номером 08:05:030101:548, образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:578, 08:05:030101:579, 08:05:030101:580;
7. с кадастровым номером 08:05:030101:559, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:570, 08:05:030101:571.
Земельные участки с кадастровыми номерами 08:05:030101:575, 08:05:030101:576, 08:05:030101:577, 08:05:030101:582, 08:05:030101:583, 08:05:030101:573, 08:05:030101:567, 08:05:030101:569, 08:05:030101:579, 08:05:030101:580, 08:05:030101:571 были изъяты у СПК «Маяк», о чем 01 февраля 2012 года было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор №68 от 09 июня 2009 года.
В соответствии с распоряжением главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 27.01.2012г. № 23 и дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений в договор №68 от 09 июня 2009 года от 30 января 2012 года абзац 3 п. 1.1 договора, земельный участок с кадастровым номером № 08:05:030101:525 – исключен.
На основании распоряжения главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 17.04.2013г. № 156 было прекращено право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами: 08:05:030101:536, 08:05:030101:568, 08:05:030101:531, 08:05:030101:566, 08:05:030101:572, 08:05:030101:538, 08:05:030101:537, 08:05:030101:526, 08:05:030101:384, 08:05:030101:558, 08:05:030101:570, 08:05:030101:385. Дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений в договор №68 от 09 июня 2009 года от 17 апреля 2013 года пункт 1.1 изложен в следующей редакции: принимает земельные участки общей площадью 22281,4 га, со следующими кадастровыми номерами: 08:05:030101:574; 08:05:030101:581; 08:05:030101:528; 08:05:030101:532; 08:05:030101:533; 08:05:030101:534; 08:05:030101:535; 08:05:030101:540; 08:05:030101:541; 08:05:030101:542; 08:05:030101:543; 08:05:030101:544; 08:05:030101:545; 08:05:030101:546; 08:05:030101:547; 08:05:030101:578; 08:05:030101:549; 08:05:030101:550; 08:05:030101:551; 08:05:030101:552; 08:05:030101:553; 08:05:030101:554; 08:05:030101:555; 08:05:030101:556; 08:05:030101:557; 08:05:030101:560; 08:05:030101:561.
Как следует из материалов дела, Истец передал, а Ответчик получил земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по подписанными сторонами актам приема - передачи.
По мнению истца СПК Маяк свои обязательства по своевременному внесению арендных платежей за 4 квартал 2012 года, 2013 год, 4 квартал 2014 года надлежащим образом не исполнил, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 2 458 676 руб. 74 коп., пени в размере 150086 руб. 71 коп., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с ч. 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке, на условиях и в сроки, оговоренные договором аренды.
Арендатор обязан в сроки и в порядке, установленные договором, вносить плату за пользование земельным участком.
Вместе с тем суд, считает необходимым указать следующее.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Правила).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 (далее - постановление № 15837/11), принципы, закрепленные в постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении № 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Предъявленные исковые требования многократно превышают предельный размер арендной платы, установленный для земель сельхозназначения Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской федерации и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012г. № 15837/2011 содержится указания на то, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности субъектов РФ и земель государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства от 16.07.2009 № 582, для земель федеральной собственности.
При этом суды должны анализировать положения нормативных актов, устанавливающих методику определения арендной платы за земельные участки, на предмет соответствия действующему законодательству, в т.ч. с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, установленным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, что соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, а также правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, выраженной в постановлениях от 25.02.2013 по делу № А22-877/2012, от 25.10.2013 по делу № А61-231/2012, от 25.06.2014 по делу А22-2319/2013.
В дальнейшем, президиум ВАС РФ в постановлении от 17.12.2013 № 10782/13 подтвердил неизменность и обязательность учета нижестоящими арбитражными судами правовой позиции, выраженной в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, а также указал, что постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 установлены не только предельные ставки, но и предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Указанное означает, что в зависимости от того, что лежит в основе расчета арендной платы, определенной нормативными правовыми актами публичных образований РФ (кадастровая стоимость земельного участка или иные критерии), размер арендной платы, не может превышать предельного размера арендной платы, установленного правительством РФ, выраженного в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к данному спору Истец должен доказать не только наличие у Ответчика фактической задолженности по арендной плате и пени, но и размер указанной задолженности, которая подлежит взысканию в пользу Истца.
Представленный расчет задолженности суд считает необоснованным, явно завышенным.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Указанное соответствует правовому подходу, сформулированному в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. № 12404/09.
В период 4 квартал 2012 года, 2013 год к арендным правоотношениям сторон подлежало применению постановление Правительства РК от 29.09.2008 № 329, а к 1 кварталу 2014 г. – постановление Правительства РК от 17.01.2014 № 15, утвердившие соответствующие порядки определения размера арендной платы за землю, включая земли сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп. «в» п. 3 Правил (Постановлением Правительства от 16.07.2009 № 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения КФХ, установлена в размере 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, исходя из вышеуказанных Правил размере арендной ставки, установленной Правительством РФ, размер арендной платы составляет:
Как следует из иска, размер задолженности Ответчика по данному договору за 4 квартал 2012 года составляет 61 745 руб., 15 коп.
Между тем, согласно кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельных участков кадастровая стоимость земельных участков в период с 26.03.2009 г. по 31.12.2012 г. составили:
1. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:574 – 12 410 310 руб.;
2. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:581- 3 103 650 руб.;
3. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:528- 643 500 руб.;
4. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:532- 199 650 руб.;
5. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:533- 224 400 руб.;
6. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:534- 174 900 руб.;
7. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:535- 382 800 руб.;
8. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:540- 212 850 руб.;
9. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:541- 16 500 руб.;
10. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:542- 49 500 руб.;
11. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:543- 198 000 руб.;
12. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:544- 173 250 руб.;
13. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:545- 36 300 руб.;
14. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:546- 277 200 руб.;
15. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:547- 174 900 руб.;
16. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:578- 12 280 950 руб.;
17. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:549- 6 172 650 руб.;
18. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:550- 3 300 руб.;
19. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:551- 3 300 руб.;
20. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:552- 3 300 руб.;
21. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:553- 3 300 руб.;
22. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:554- 3 300 руб.;
23. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:555- 3 300 руб.;
24. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:556- 3 300 руб.;
25. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:557- 3 300 руб.;
26. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:560- 3 300 руб.;
27. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:561- 3 300 руб.;
28. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:525- 1 095 600 руб.;
29. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:526- 112 200 руб.;
30. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:531- 118 800 руб.;
31. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:536- 146 850 руб.;
32. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:537- 44 550 руб.;
33. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:538- 44 550 руб.;
34. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:558- 57 750 руб.;
35. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:566- 235 950 руб.;
36. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:568- 45 705 руб.;
37. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:570- 95 205 руб.;
38. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:572- 344 520 руб.;
39. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:384- 34 650 руб.;
40. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:385- 47 850 руб.;
Всего суммарная кадастровая стоимость указанных 40 (сорока) земельных участков составила 39 188 490 руб.
В дальнейшем кадастровая стоимость земельных участков согласно постановлению Правительства РК от 27.12.2012 № 542, повысилась с 01.01.2013 г.
Однако, указанное постановление Правительства РК было опубликовано в газете «Хальмг Унн» № 34 (16681) от 01.03.2014, т.е. только спустя более 15 месяцев после принятия.
Согласно п. 5 Указа Президента Республики Калмыкия от 23.03.1999 г. № 59 «О порядке опубликования и вступления в силу актов правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия» (приложение 9) постановления Правительства Республики Калмыкия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 25 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия акты высшего должностного лица субъекта РФ (Главы РК), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 г. № 1-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия» акты Правительства Республики Калмыкия не должны противоречить постановлениям Правительства РФ, Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия, законам Республики Калмыкия, нормативным актам Главы Республики Калмыкия.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.11.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить постановлениям Правительства РФ, законам субъекта РФ.
Содержащееся в п. 3 акта Правительства РК положение о том, что данный акт вступает в силу с 01.01.2013 г., т.е. имеет обратную силу, незаконно, в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению, поскольку вступает в прямое противоречие с требованиям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 5 вышеназванного Указа Президента РК, а также не согласовывается с принципом предсказуемости арендной платы, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков для сельхозиспользования служит критерием предельного размера арендной платы, а потому, не может иметь обратную силу.
В связи с этим указанный акт Правительства РК (опубликован 01.03.2014) вступил в силу 12.03.2014.
Тем самым утвержденная Правительством Республики Калмыкия «увеличенная» кадастровая стоимость арендуемых земельных участков как ориентир для взимания арендной платы за аренду земель сельскохозяйственного назначения подлежит применению после официального опубликования нормативного правового акта, т.е. с 12.03.2014.
Согласно произведенному расчету суда размер арендной платы за 4 квартал 2012 года, 2013 год, 1 квартал 2014 год составил сумму 419123 руб. 02 коп.
Как следует из материалов дела, истец ссылается на то, что, несмотря на направленное ответчику уведомление о необходимости погашения задолженности по арендной плате, полного погашения задолженности не последовало.
Указанный довод не соответствует действительности.
Ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения №53 от 02.05.2012, №81 от 20.06.2012, №169 от 16.11.2012, №211 от 27.12.2012, №53 от 02.04.2013, на основании которых кооператив произвел оплату по договору аренды за 2012 года на общую сумму 1 598 606 руб. 46 коп.
Поскольку, сумма исполненного ответчиком превышает размер действительной задолженности за указанный в иске период, суд считает, что заявленные истцом требования незаконны, в том числе в части начисления пени, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Маяк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 558 676 руб. 74 коп., пени в размере 150 086 руб. 71 коп. – отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного.
Судья В.Н. Хазикова