ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-3172/19 от 02.12.2020 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Элиста

09 декабря 2020 года                                                                 Дело № А22-3172/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шептыревой Л.Г., рассмотрев материалы дела по заявлению акционерного общества «50 лет Октября» (ИНН <***>) о признании частично недействительным решения  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия от 10.06.2019 № 08-8/5 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 02.08.2019, заинтересованные лица: Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.08.2020,

от Межрайонной ИФНС России № 2 по РК – ФИО2, доверенность от 09.01.2020,

от УФНС по РК – ФИО2, доверенность от 09.01.2020,

от Министерства – не явился, извещен,

установил:

акционерное общество «50 лет Октября» (далее – Общество, АО «50 лет Октября») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия № 08-8/5 от 10.06.2019  в части доначисления единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) за 2015 год в размере 411 600 руб., пени в размере 133 705 руб., штрафа в размере 20 580 руб., доначисления  ЕСХН за 2016 год в размере 365 727 руб., пени в размере 76 335 руб., штрафа в размере 18 286 руб.; а также признании недействительным решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее – Управление, УФНС по РК) от 02.08.2019 № 31 и от 07.10.2019 № 37 по апелляционным жалобам АО «50 лет Октября» (т. 5, л.д. 118-119).

В судебном заседании представитель Общества повторила доводы, изложенные в заявлении, и просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме, признать частично недействительным решение  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия № 08-8/5 от 10.06.2019 и решения Управления от 02.08.2019 № 31 и от 07.10.2019 № 37. При этом представитель Общества пояснила, что совхоз «50 лет Октября», в последующем ГУП «Иткл», в последующем ГУП «50 лет Октября», в последующем АО «50 лет Октября» имели основные средства, отраженные в бухгалтерском балансе  до перехода на ЕСХН. В  связи с чем, в настоящее время АО «50 лет Октября» правомерно пересчитала налоговую базу и применила расходы по основным средствам в течение первых 10 лет применения ЕСХН равными долями от основных средств в соответствии с требованиями п. 4 ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель инспекции и управления в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в отзывах. При этом представитель налогового органа пояснил, что Общество необоснованно увеличило убытки прошлых лет, уменьшающего налоговую базу по ЕСХН за 2015 и 2016 годы.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что АО «50 лет Октября» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 09.07.2010, способ образования – государственная регистрация юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования; ИНН – <***>;  ОГРН – <***>; адрес (место нахождения): Республика Калмыкия, <...>; правопредшественник Общества – ГУП «50 лет Октября» (ИНН – <***>; ОГРН – <***>); основной вид деятельности Общества – выращивание риса (т.1, л.д. 14-25).

Как следует из материалов дела,  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия (далее – инспекция, МРИ ФНС № 2 по РК) проведена выездная налоговая проверка АО «50 лет Октября» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также по страховым взносам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт от 18.01.2019 № 08-7/1 (т.4, л.д. 56 -86).

21.02.2019  Общество представило в инспекцию возражение на Акт от 18.01.2019 № 08-7/1 (т.3, л.д. 24-57).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых принято инспекцией принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 27.02.2019 № 08-9/1, по результатам проведенных дополнительных мероприятий Инспекцией 15.04.2019 составлено дополнение к акту от № 08-7/1 (т.4, л.д. 36-52) .

08.05.2019  Общество представило в инспекцию возражение на дополнение к Акту налоговой проверки (т. 3, л.д. 18-23, 58-183).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля и возражений Общества, Инспекция приняла решение от 10.06.2019 № 08-8/5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому  Общество привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 38 866 руб., начислены пени в размере 210 040 руб., Обществу предложено уплатить недоимку на общую сумму  787 775 руб., в том числе   ЕСХН за 2015 год в размере 411 600 руб., за 2016 год в размере 365 727 руб., транспортный налог за 2015-2016 годы в размере 10 448 руб. Кроме того,  инспекцией установлено необоснованное завышение обществом суммы убытка за 2017  в размере 1 020 000 руб. (т.1, л.д. 120-63).

Общество, не согласившись с решением инспекции в части доначислений ЕСХН за 2015 и 2016 г.г. обратилось в Управление с апелляционными жалобами от 10.07.2019 и 08.05.2019, по результатам рассмотрения жалоб Управлением вынесены решения от  02.08.2019 № 31 от 07.10.2019 № 37 об отказе в удовлетворении жалоб (т. 3, л.д. 7-12, 13-17; т. 5, л.д. 120-124).

Не согласившись с вынесенными решением Инспекции № 08-8/5 от 10.06.2019 и решениями Управления от 02.08.2019 № 31 и от 07.10.2019 № 37  акционерное общество «50 лет Октября» обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту п нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с  ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4, ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, на основание решения общего собрания совхоза «50 лет Октября» от 18.12.1992 и постановления Администрации Октябрьского района Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 29.12.1992 № 287 зарегистрирован совхоз «50 лет Октября» Октябрьского района Республики Калмыкия - Хальмг Тангч  (т. 6, л.д. 8).

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании решения собрания трудового коллектива совхоза «50 лет Октября» от 29.01.1998, приказа Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 23.02.1998 № 72, договора о закреплении имущества Государственным комитетом Республики Калмыкия по управлению государственным имуществом за ГУП «Иткл» от 06.03.1998 № 9 и постановления Государственной Регистрационной палаты Республики Калмыкия от 06.03.1998 № 619 осуществлена государственная перерегистрация совхоза «50 лет Октября» в государственное унитарное предприятие «Иткл» (ИНН <***>), местонахождение: Республика Калмыкия, Октябрьский район, п. Большой ФИО3 (т. 5, л.д 125, т. 6, л.д. 9,10-14).

Как следует из материалов дела, в соответствии с п.п. 1.1, 1.2 и 1.3 договора о закреплении имущества от 06.03.1998 № 9 Государственный комитет Республики Калмыкия по управлению государственным имуществом передал  ГУП «Иткл» имущество на общую сумму 83 015 807 руб., являющееся собственностью Республики Калмыкия;  имущество передано ГУП «Иткл» на праве хозяйственного  ведения (т. 6, л.д. 10).

В судебном заседании установлено, что на основании приказа ГУП «Иткл» от 11.12.2000 № 385 «О создании дочернего предприятия», приказа Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия  № 385 от 11.12.2000, распоряжения министерства государственного имущества  Республики Калмыкия от 26.12.2000 № 758-р и постановления Государственного комитета Республики Калмыкия от 11.01.2001 № 24 зарегистрировано государственное унитарное предприятие «50 лет Октября» и  утвержден устав в государственного унитарного предприятия «50 лет Октября»; сведения о государственной регистрации ГУП «50лет Октября» внесены в ЕГРЮЛ 20.01.2001, ИНН – <***>; ОГРН - <***>  (т. 5, л.д. 126-128, т.6, л.д.15-23).

В соответствии с п.п. 1.1, 1.4  устава государственное унитарное предприятие «50 лет Октября» (далее – предприятие) создано в соответствии со ст.ст. 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации и является дочернее предприятием государственного унитарного предприятия «Иткл»; предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия; функции учредителя предприятия осуществляет государственное унитарное предприятие «Иткл»; местонахождение предприятия: Республика Калмыкия, Октябрьский район, п. Большой ФИО3.

В соответствии с п. 3.1 устава имущество ГУП «50 лет Октября» находится в собственности Республики Калмыкия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе (т.6, л.д. 18-19).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министерства государственного имущества Республики Калмыкия от 28.03.2001 № 166-р,  договора о закреплении государственного имущества от 28.03.2001 № 101 министерство государственного имущества Республики Калмыкия передало  ГУП «50 лет Октября» по акту приема-передачи от 27.03.2001имущество на общую сумму 34 045 600 руб., являющееся собственностью Республики Калмыкия;  имущество передано ГУП «50 лет Октября» на праве хозяйственного  ведения (т. 6, л.д. 24-32).

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия  от 16.04.2002 № 88, распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Калмыкия от 28.06.2002 № 141-р утверждена новая редакция устава ГУП «50 лет Октября» (т.6, л.д. 33-44).

В соответствии с п. 1.4 новой редакции устава ГУП «50 лет Октября» находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия; функции учредителя ГУП «50 лет Октября» осуществляют Министерство сельского хозяйства и социального развития села Республики Калмыкия и Министерство имущественных отношений Республики Калмыкия.

Согласно п. 3.1 новой редакции устава ГУП «50 лет Октября» имущество предприятия находится в республиканской собственности и, принадлежит  предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе (т. 6, л.д. 38-39).

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ГУП «Иткл» (ИНН <***>) ликвидировано 18.04.2005 на основании решения арбитражного суда.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Правительства Республики Калмыкия № 394-р от 30.12.2009  «Об условиях приватизации республиканского унитарного предприятия «50 лет Октября» приято решение приватизировать РГУП «50 лет Октября» путем преобразования в открытое акционерное общество «50 лет Октября» с уставным капиталом 71 051 700 руб., состоящим из 710 517 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая; утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса РГУП «50 лет Октября»; утверждены расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов РГУП «50 лет Октября» и устав акционерного общества (т.5, л.д.129-142).

Как следует из материалов дела, на основании передаточного акта, утвержденного министерством по управлению государственным имуществом Республики Калмыкия 09.07.2010, ГУП  «50 лет Октября» передало, а ОАО «50 лет Октября» приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс ГУП «50 лет Октября» (т. 6, л.д. 115-134).

Кроме того, на основании решения о выпуске ценных бумаг от 15.10.2010 и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 27.12.2010, зарегистрирован выпуск 710 517 обыкновенных именных акций ОАО «50 лет Октября» номинальной стоимостью 100 руб.; способ размещения ценных бумаг – приобретение акций акционерного общества субъектом Российской Федерации при преобразовании в акционерное общество государственного предприятия в процессе приватизации; единственным акционером и владельцем 100 % доли в уставном капитале является Республика Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республика Калмыкия (т.6, 135-141). 

 В судебном заседании установлено, что 09.07.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации создания АО «50 лет Октября» (ИНН - <***>; ОГРН -<***>; Республика Калмыкия, <...>) путем реорганизации в форме преобразования. При этом, 09.07.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ГУП «50 лет Октября» (ИНН – <***>; ОГРН - <***>).   

Кроме того, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что  ГУП «50 лет Октября» (ИНН – <***>; ОГРН - <***>) применяло систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с 01.01.2004 (заявление от 20.10.2003 № 5) по 09.07.2010; АО «50 лет Октября» (ИНН -<***>; ОГРН -<***>) применяет систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с июля 2010 (заявление от  12.07.2010 № 1844456) по настоящее время (т.5, л.д. 146).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами  не оспариваются.

Как следует из материалов дела, Общество оспаривает решение инспекции от 10.06.2019 № 08-8/5 в части доначисления единого сельскохозяйственного налога    за 2015- 2016 гг. на общую сумму 777 327 руб., пени в сумме 210 040 руб., штраф в сумме 38 866 руб. При этом Обществом указанно, что по состоянию на 31.12.2009 по данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств составила 23 552 713 руб., при этом остаточная стоимость основных средств не принималась Обществом в составе расходов. В связи с чем, Общество вправе включить данную сумму в установленном п.п. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ порядке в состав расходов за 2010-2011 годы, тем самым увеличив в данных периодах полученный убыток от производственной деятельности, на который в последующих периодах Общество имеет право уменьшить налогооблагаемую базу при исчислении ЕСХН, в том числе за 2015 в сумме 7 522 620 руб. и за 2016 в сумме 8 750 543 руб.

Кроме того, Обществом указано, что Инспекцией необоснованно не приняты во  внимание сведения уточненной налоговой декларации по ЕСХН за 2015 (рег. № 240759967 от 23.07.2018) в которой заявлены расходы по основным средствам в сумме 7 522 620 руб., приобретенным до перехода на ЕСХН, в сумме убытка за 2010 год (расходы за 2008,2009,2010 годы), а также не приняты во  внимание сведения уточненной налоговой декларации по ЕСХН за 2016 (рег. № 23148372 от 03.04.2017) в которой заявлены расходы по основным средствам в сумме 8 750 543 руб., приобретенным до перехода на ЕСХН, в сумме убытка предыдущих периодов за 2010-2011.

В соответствии с решением от 10.06.2019 № 08-8/5 в результате проведения выездной налоговой проверки Инспекция установила, что общество завысило размер убытка за 2015 в сумме  7 522 620 руб., полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, уменьшающего налоговую базу по ЕСХН за 2015 год, что привело к занижению размера налога, подлежащего уплате в бюджет за 2015 год, в размере 507 323,76 руб. (с учетом завышения расходов 2015 г. в сумме 932 776 руб. (7 522 620 руб. + 932 776 руб.) * 6% = 507 323,76 руб.).

   В соответствии с решением от 10.06.2019 № 08-8/5 в результате проведения выездной налоговой проверки Инспекция установила, что общество завысило размер убытка за 2016 в сумме  8 750 543 руб., полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, уменьшающего налоговую базу по ЕСХН за 2016 год, что привело к занижению размера налога, подлежащего уплате в бюджет за 2016 год, в размере 365 727 руб. (с учетом завышения доходов 2016 г. в сумме 1 384 942 руб., занижения расходов 2016 г. в сумме 1 270 135 руб.  (8 750 543 – 1 384 942- 270 135) * 6 %=365 727 руб.)

Порядок определения и признания доходов и расходов при определении объекта налогообложения лицом, применяющим ЕСХН, установлен статьей 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств с учетом положений пункта 4 и абзаца 6 подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 364.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (п.п. 1 п. 4 ст. 364.5 НК РФ)

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 364.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

          в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.

В соответствии с абзацем 6 подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 346.5 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы 26.1 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

           В соответствии с  п. 3 ст. 346.5 НК РФ расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

В соответствии со статьей 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение основных средств. При этом, расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

В судебном заседании установлено, что при создании ОАО «50 лет Октября» в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Калмыкия № 394-р от 30.12.2009  «Об условиях приватизации республиканского унитарного предприятия «50 лет Октября» и на основании передаточного акта, утвержденного министерством по управлению государственным имуществом Республики Калмыкия 09.07.2010, учредителем – Республикой Калмыкия в качестве вклада в уставной капитал внесено имущество ГУП  «50 лет Октября»  на общую сумму  71 051 700 руб. (т.5, л.д.129-142;  т.6, л.д.  112-134).  

Кроме того, судебном заседании установлено, что в соответствии с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг от 27.12.2010, зарегистрирован выпуск 710 517 обыкновенных именных акций ОАО «50 лет Октября» номинальной стоимостью 100 руб.; способ размещения ценных бумаг – приобретение акций акционерного общества субъектом Российской Федерации при преобразовании в акционерное общество государственного предприятия в процессе приватизации; единственным акционером и владельцем 100 % доли в уставном капитале является Республика Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республика Калмыкия (т.6, 135-141). 

Получение имущества (основных средств) в качестве вклада в уставный капитал не является безвозмездным, так как «безвозмездность» предполагает отсутствие встречных обязательств, принимающей имущество стороны перед стороной, передающей такое имущество. Учредитель (участник), вносящий вклад в уставный капитал Общества, то есть приобретающий долю (имущественные и неимущественные права) в уставном капитале Общества, приобретает право на участие в управлении Обществом и на получение в будущем дивидендов (доходов), а также на получение части имущества Общества в случае принятия учредителем (участником) решения о выходе из состава участников Общества либо о ликвидации Общества.

 В связи с чем, отношения по формированию уставного капитала носят возмездный характер, что согласуется с правовой позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 08.08.2000 года №1248/00.

При таких обстоятельствах, выводы инспекции о том, что АО «50 лет Октября» по передаточному акту от 09.07.2010 имущество приобретено безвозмездно, признаются судом ошибочными и необоснованными.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министерства государственного имущества Республики Калмыкия от 28.03.2001 № 166-р,  договора о закреплении государственного имущества от 28.03.2001 № 101 министерство государственного имущества Республики Калмыкия передало  ГУП «50 лет Октября» по акту приема-передачи от 27.03.2001 имущество на общую сумму 34 045 600 руб., являющееся собственностью Республики Калмыкия;  имущество передано ГУП «50 лет Октября» на праве хозяйственного  ведения.

ГУП «50 лет Октября» (ИНН – <***>; ОГРН - <***>) с 01.01.2004 (заявление от 20.10.2003 № 5) по 09.07.2010 применяло упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Правительства Республики Калмыкия № 394-р от 30.12.2009  «Об условиях приватизации республиканского унитарного предприятия «50 лет Октября» приято решение приватизировать РГУП «50 лет Октября» путем преобразования в открытое акционерное общество «50 лет Октября».

АО «50 лет Октября» (ИНН-<***>; ОГРН-<***>) применяет упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога с июля 2010 (заявление от  12.07.2010 № 1844456) по настоящее время (т.5, л.д. 146).

    В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что  в результате преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую Общество сохранило профиль деятельности, осуществляемый предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем; основные средства были получены предприятием в 2001 году на праве хозяйственного ведения до перехода на уплату ЕСХН; основные средства предприятия и общества использовались при осуществлении сельскохозяйственной деятельности; предприятие и Общество применяют упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога с 2004 г.; Общество в силу п. 5 ст. 58 ГК РФ является правопреемником предприятия по всем его правам и обязанностям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 364.5 НК РФ расходы на приобретение основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН включаются в состав расходов в течение первых 10 лет применения ЕСХН равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, при действительном приобретении основных средств расходы, как предприятия так и общества, в данном случае могли  быть заявлены только в первые 10 лет применения ЕСХН в период с 2004 по 2014 г.г. Между тем, Общество заявило данные расходы в 2015 и 2016 г.г. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Кроме того, для принятия к учету расходов на приобретение основных средств в период применения ЕСХН, при условии подтверждения правомерности отнесения их в состав расходов, предусмотрены иные положения ст.346.5 НК РФ, а именно пп.1 п.4 ст.346.5 НК РФ - с момента ввода основных средств в эксплуатацию. Следовательно, в рассматриваемом случае, при условии подтверждения права Общества на отнесение в состав расходов затрат на приобретение основных средств, такие расходы подлежали учету в налоговой отчетности за 2010 год, т.е. в налоговом периоде получения указанного имущества.

Как следует из материалов дела, остаточная стоимость основных средств не принималась Обществом в составе расходов с 2007 года. Следовательно, для заявления спорных расходов по основным средствам Общество должно было уточнить свои налоговые обязательства путем представления уточненной налоговой отчетности за 2010г., что Обществом не было сделано. Убыток прошлых лет должен быть сформирован в налоговой отчетности в соответствующем году его получения, т.е. произвольное увеличение размера убытка прошлых лет, уменьшающего налоговую базу по налогу в более поздних периодах, без его отражения в периоде его получения налоговым законодательством не предусмотрено, чтобы перенести убыток на будущие налоговые периоды, необходимо его сформировать в соответствующем периоде.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит  к выводу, что выводы инспекции о том, что общество необоснованно завысило размер убытков за 2015 и 2016 г.г.  являются правомерными.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования открытого акционерного общества «50 лет Октября» о признании недействительным решения  Межрайонной ИФНС № 2 по Республике Калмыкия № 08-8/5 от 10.06.2019  в части доначисления ЕСХН за 2015 год в размере 411 600 руб., пени в размере 133 705 руб., штрафа в размере 20 580 руб.; доначисления  ЕСХН за 2016 год в размере 365 727 руб., пени в размере 76 335 руб., штрафа в размере 18 286 руб., а также признании недействительным решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 02.08.2019 № 31 и от 07.10.2019 № 37 по апелляционным жалобам АО «50 лет Октября» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления акционерного общества «50 лет Октября» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья                                                  Д.В. Челянов