ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-4/2022 от 15.06.2022 АС Республики Калмыкия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

22 июня 2022 года                                                                                         Дело № А22–4/2022

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2022 года.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Джамбиновой Л.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хечиевой А.Ю., рассмотревв судебном заседанииматериалы дела по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ОГРН 1020800766094, ИНН 0814055778) к Казенному общеобразовательному учреждению Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия  имени Оки Ивановича Городовикова» (ОГРН: 1020800508651, ИНН: 0801900910) о взыскании ущерба в размере 1 534 120,22 рублей, третье лицо – Министерство образования и науки РК,

при участии в судебном заседании: от истца – представителя Джасуновой К.Г.  (доверенность от 10.01.2022), Юсина А.И. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица – Умеровой Д.А., доверенность от 10.01.2022,

установил:

Управление Федеральной казначейства по Республике Калмыкия (далее – истец, Управление») обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к казенному общеобразовательному учреждению Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени Оки Ивановича Городовикова» (далее – ответчик, Учреждение) с требованием о взыскании ущерба в размере 1 534 120 руб.22 коп., причиненного Российской Федерации.

В обоснование иска указано следующее.

Управлением на основании приказа от «07» августа 2020 г. № 182 в период с «05» октября 2020 года по «13» ноября 2020 года в отношении казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени Оки Ивановича Городовикова» проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (идентификатор контрольного мероприятия 2020-ВВ.000.0006-0500.006, акт выездной проверки от «13» ноября 2020 г., проверяемый период: 2018 - 2019 гг.

Учреждением в рамках реализации региональной программы «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 № 5, осуществлялось строительство дополнительного учебного корпуса КОУ РК «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени О.И. Городовикова» на 360 мест в г. Городовиковск.

В целях реализации региональной программы Республики Калмыкия Правительством Республики Калмыкия заключены следующие Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: - в 2018 году с Министерством образования и науки Российской Федерации от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038 (с изменениями от «25» октября 2018 г. № 074-09-2018-038/1, от «16» мая 2019 г. № 074-09-2018-038/2, от «25» июля 2019 г. № 074-09-2018-038/3) (далее - Соглашение от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038); - в 2019 году с Министерством просвещения Российской Федерации от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 (с изменениями от «01» апреля 2019 г. № 073-09- 2019-052/1, от «06» мая 2019 г. № 073-09-2019-052/2) (далее - Соглашение от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052).

В соответствии с Соглашениями от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038, от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 Правительство Республики Калмыкия обязуется достигнуть результата по созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия (всего) в 2019 году в количестве 360 мест.

В соответствии с Соглашениями от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038, от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 объем финансового обеспечения достижения результата регионального проекта по созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия (всего) в 2019 году в количестве 360 мест составляет 342 428 700,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 321 882 891,77 рублей.

Расчет стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания; 360 мест  178,00 тыс. рублей= 64 080 000,00 рублей.

Учреждением в целях приобретения средств обучения и воспитания были приобретены средства обучения и воспитания по государственным контрактам (договорам) на общую сумму 64 080 004,00 рублей.

В ходе настоящей проверки проведена сверка путем сопоставления данных бухгалтерского учета, товарных накладных (счетов-фактур), спецификаций к государственным контрактам (договорам) приобретенного Учреждением средств обучения и воспитания с Перечнем средств обучения и воспитания, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 336.

Проверкой установлено, Учреждением в проверяемом периоде были приобретены следующие средства обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания, отраженные в таблице № 1. таблица № 1.

№ № гос. Товарная Наименование товара Количество Сумма п/п Контрактов, накладная, т-во договоров счет-фактура 1 № ф2019 № 91 от

машина взбивания 1 шт. 62 654,00 275155 от 27.06.2019

Кипятильник электрический  2 шт. 85 16,00 30.05.2019

Шпилька для поддонов 1 шт. 10 353,81

Тележка официанта 1 шт. 7 114,44

Тележка грузовая 1 шт. 8 063,61

Зонт приточно-вытяжной

Зонт вытяжной 3 шт. 1 шт. 36 495,00 28 179,00 2 № Ф2019. 07.06 № 15314 от 24.06.2019

Салатник

Салатник 42 шт. 1038 шт. 2 342,44 57 891,13 3 № Ф2019. 0217 от 15.07.2019 № Б00000136 от 19.07.2019

Стоматологическая установка 1 шт. 343 963,33 4 № 671 от 12.11.2019 № уц0006756 от 12.11.2019 Расходные материалы стоматологии список 19 060,00 5 № ст 000000632 от 25.06.2019 № ст 000000469 от 25.06.2019

Рукосушитель 11 шт. 33 000,00 6 Ш 1 от 12.11.2019 № 1 от 12.11.2019

Кулер для воды 15 шт. 84 000,00 7 № 92 от 18.11.2019

Компактный малошумящий микшерный пульт 1 шт. 22 650,00 8 № ст 000001426 от 03.12.2019 № ст 000001058 от 03.12.2019

Список оборудования 373 560,03 9 № 482 от 30.09.2019 № 517 от 03.12.2019

Одежда сцены 396 700,00 11 № ф.2019.2554 от 21.01.2019

рукосушитель 25 шт. 137 500,00

Итого приобретенные  обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания, составили в сумме 1 632 042,79 рублей.

Таким образом, в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенными в приложении 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, Перечня перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении 6 общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.03.2016 № 336, Учреждением неправомерно приобретены и оплачены средства обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания, на общую сумму 1 534 120,22 рублей.

Предписанием Управления от 14.07.2021 № 05-09-04/17-5261 Учреждению предписано обеспечить возврат средств субсидий в доход федерального бюджета в сумме 1 534 120, 22 руб. в срок до 10 сентября 2021 года.

В добровольном порядке Предписание Управления от 14.07.2021 № 05-09- 04/17-5261 на сумму 1 534 120, 22 руб. не исполнено.

Истец просит арбитражный суд взыскать в федеральный бюджет с КОУ РК «ККК РК им. О.И. Городовикова» в счет возмещения ущерба 1 534 120, 22 руб.

Определением суда от 03.02.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования и науки Республики Калмыкия.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал. Ответчиком представлен отзыв.

Представитель третьего лица в судебном заседании доводы отзыва на исковое заявление поддержал, пояснил, что нецелевого использования федеральных средств не выявлено при реализации региональной программы «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 № 5, осуществлялось строительство дополнительного учебного корпуса КОУ РК «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени О.И. Городовикова» на 360 мест в г. Городовиковск.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд установил следующее.

Учреждением в рамках реализации региональной программы «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 № 5, осуществлялось строительство дополнительного учебного корпуса КОУ РК «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени О.И. Городовикова» на 360 мест в г. Городовиковск.

Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения (далее - региональные программы), на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях (далее обучающиеся) из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" установлены приложением № 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (далее - Правила № 1642).

Правила № 1642 устанавливают порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации. Учреждением в рамках реализации региональной программы «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 № 5, осуществлялось строительство дополнительного учебного корпуса КОУ РК «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени О.И. Городовикова» на 360 мест в г. Городовиковск.

В целях реализации региональной программы Республики Калмыкия Правительством Республики Калмыкия заключены следующие Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: - в 2018 году с Министерством образования и науки Российской Федерации от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038 (с изменениями от «25» октября 2018 г. № 074-09-2018-038/1, от «16» мая 2019 г. № 074-09-2018-038/2, от «25» июля 2019 г. № 074-09-2018-038/3) (далее - Соглашение от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038); - в 2019 году с Министерством просвещения Российской Федерации от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 (с изменениями от «01» апреля 2019 г. № 073-09- 2019-052/1, от «06» мая 2019 г. № 073-09-2019-052/2) (далее - Соглашение от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052).

В соответствии с Соглашениями от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038, от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 Правительство Республики Калмыкия обязуется достигнуть результата по созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия (всего) в 2019 году в количестве 360 мест.

Дата достижения результата 31.12.2019 (Приложение № 1 к Соглашению № 073-09-2019- 052 от «10» февраля 2019 года).

В соответствии с Соглашениями от «03» августа 2018 г. № 074-09-2018-038, от «10» февраля 2019 г. № 073-09-2019-052 объем финансового обеспечения достижения результата регионального проекта по созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия (всего) в 2019 году в количестве 360 мест составляет 342 428 700,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 321 882 891,77 рублей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил № 1642 Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, которые включают в себя одно или несколько из следующих мероприятий: а) модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристрой к зданиям) общеобразовательных организаций, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, проведение капитального ремонта, реконструкция), возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного 4 места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее - приказ Министерства образования и науки № 336) утверждены: - перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (далее - средства обучения и воспитания.

Перечень средств обучения и воспитания); - критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания; - норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения в объеме 178000,00 рублей.

Расчет стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания; 360 мест  178,00 тыс. рублей= 64 080 000,00 рублей.

Учреждением в целях приобретения средств обучения и воспитания были приобретены средства обучения и воспитания по государственным контрактам (договорам) на общую сумму 64 080 004,00 рублей.

Управлением (Истец) на основании приказа от «07» августа 2020 г. № 182 в период с «05» октября 2020 года по «13» ноября 2020 года в отношении казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени Оки Ивановича Городовикова» проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (идентификатор контрольного мероприятия 2020-ВВ.000.0006-0500.006, акт выездной проверки от «13» ноября 2020 г., проверяемый период: 2018 - 2019 гг.

В ходе настоящей проверки, путем сверки сопоставления данных бухгалтерского учета, товарных накладных (счетов-фактур), спецификаций к государственным контрактам (договорам), приобретенного Учреждением средств обучения и воспитания с Перечнем средств обучения и воспитания, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 336.

Проверкой установлено, Учреждением в проверяемом периоде были приобретены следующие средства обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания.

Итого приобретенные q)eACTBa обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания, составили в сумме 1 632 042,79 рублей.

Таким образом, в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенными в приложении 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, Перечня перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.03.2016 № 336, Учреждением неправомерно приобретены и оплачены средства обучения и воспитания, несоответствующие Перечню средств обучения и воспитания, на общую сумму 1 534 120,22 рублей.

Предписанием Управления от 14.07.2021 № 05-09-04/17-5261 Учреждению предписано обеспечить возврат средств субсидий в доход федерального бюджета в сумме 1 534 120, 22 руб. в срок до 10 сентября 2021 года. Информацию о результатах исполнения настоящего предписания, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 22 сентября 2022 года.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации регулирует и определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при санкционировании операций являются, в том числе, контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств; контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета; контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

В пределах своих полномочий Управление издает ненормативные акты, обязательные для исполнения, в числе прочих предписания (часть 3 статья 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно пункту 76 Правил N 1092 в случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.

В соответствии с пунктом 7 Правил N 1092 объектами контроля в финансово- бюджетной сфере являются наряду с прочими главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

От имени казны субъекта Российской Федерации по возмещению вреда в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта федерации по ведомственной принадлежности.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом.

Как ранее отмечено судом, в силу нормы части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации является основанием для взыскания в судебном порядке ущерба.

Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ). Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Порядок предоставления данного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг пред оставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ОГРН 1020800766094, ИНН 0814055778) удовлетворить.

Взыскать с Казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени Оки Ивановича Городовикова» (ОГРН: 1020800508651, ИНН: 0801900910) в доход федерального бюджета сумму ущерба в размере 1 534 120, 22 руб.

Взыскать с Казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени Оки Ивановича Городовикова» (ОГРН: 1020800508651, ИНН: 0801900910) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 28341 руб.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительные листы.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) через Арбитражный суд Республики Калмыкия в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

        Судья                                                                                Джамбинова Л.Б.