ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-5630/17 от 07.02.2018 АС Республики Калмыкия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

14  февраля  2018 годаДело №А22-5630/2017

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2018

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2018

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Шевченко В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ланцыновой Ю.Н.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра  и картографии по Республике Калмыкия  о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от  заявителя – представителея ФИО2 (доверенность от 09.01.2018),

ответчика - ФИО1,

установил:

Управление Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра  и картографии по Республике Калмыкия  (далее-Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о  привлечении арбитражного управляющего  ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее-КоАП РФ).

Ответчик представила отзыв на заявление, в котором факт нарушения требований законодательства о банкротстве не отрицала, просила суд применить малозначительность, ссылаясь на то, что правонарушения не носят умышленных действий или злостности, а также не несут тяжких последствий, в виде причинения убытков, кредиторам и должнику и не повлекли существенных нарушений их интересов.

В судебном заседании представитель Управления предъявленные требования поддержала  в полном объеме  и просила суд  привлечь арбитражного управляющего   к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Ответчик в судебном заседании просила суд применить малозначительность или предупреждение по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав пояснения представителя Управления и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, определена Федеральная регистрационная служба.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих.

На основании п. 4 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315, Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее-Закон о банкротстве) орган по контролю (надзору): возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.12, частями 1-3 статьи 14.13, статьей 14.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

В силу Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.05.2010 N 178 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях", должностные лица территориальных органов, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.02.2016 в отношении ОАО «Джангр-1» введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим ОАО «Джангр» была утверждена ФИО1, член ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 в отношении ОАО «Джангр-1» введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена ФИО1

В ходе процедуры конкурсного производства поступило обращение Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, содержащее информацию о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей,  установленных Законом о банкротстве.

13.09.2017 заявитель вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответчика по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Определением от 13.09.2017 заявитель истребовал у ответчика сведения, необходимые для разрешения дела.

В ходе административного расследования Управление выявило следующие нарушения:

- конкурсным управляющим ФИО1 отчет по результатам процедуры наблюдения в отношении ОАО «Джангр-1» опубликован в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее-ЕФРСБ) 12.08.2016, т.е. количество просроченных дней составляет 47 (пункт 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве);

-  первое собрание кредиторов ОАО «Джангр- 1» состоялось 08.06.2016, т.е. срок нарушения составил пять дней (абзац 2 пункта 1 статьи 72 Закона о банкротстве);

- конкурсным управляющим ФИО1 инвентаризация дебиторской задолженности не проведена, в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации дебиторской задолженности не включены (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве);

- у ОАО «Джангр-1» отсутствует открытый счет (пункт 1 статьи 133 Закона о банкротстве);

- в представленном отчете конкурсного управляющего ФИО1 от 16.08.2017 в разделе «Сведения о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов)» не содержится информация о направлении в суд заявления о привлечении генерального директора ОАО «Джангр-1» ФИО3 к субсидиарной ответственности (абзац 12 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве).

20.11.2017 в отсутствие ответчика, надлежаще извещенного Управлением, был составлен протокол №00110817 об административном правонарушении в отношении ответчика, в котором действия конкурсного управляющего признаны нарушающими пункт  6.1 статьи 28, пункт  4 статьи 13, статьи 129, 133, 143 Закона о банкротстве и квалифицированы как административное правонарушение по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении  ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, за невыполнение правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) в период конкурсного производства.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Согласно пункту 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).

Пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве первоочередной обязанностью конкурсного управляющего установлено принять в ведение имущества должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.

Абзацем 11 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения в том числе о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, из назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.

Абзацем 12 пункта 2 ст. 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения в том числе о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

В протоколе об административном правонарушении и в заявлении Управление указало, что ответчиком в нарушение требований пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве не проведена в инвентаризация имущества должника, не включены сведения о ее результатах в ЕФРСБ.

Данный вывод Управления суд считает ошибочным по следующим основаниям.

Денежные средства в сумме 5 250 000  руб., поступившие на расчётный счёт ОАО «Джангр-1» и впоследствии перечисленные со счёта и отраженные в бухгалтерской отчетности предприятия как дебиторская задолженность, были перечислены на расчётный счёт должника в преступных целях. Указанный факт поступления денежных средств на счёт должника в сумме 5 250 000  руб. и перечисления с расчётного счёта с целью «обналичивания» денежных средств, был отражен и доказан в рамках уголовного дела №1-2/2016. Исходя из этого, следует, что у ОАО «Джангр-1» отсутствует дебиторская задолженность и как следствие отсутствует необходимость проводить её инвентаризацию.

При этом, остальные нарушения требований Закона о банкротстве суд считает установленными и доказанными, что не отрицалось самим ответчиком.

 Материалами дела подтверждается, что ответчиком не были соблюдены требования пункта  6.1 статьи 28, пункта  4 статьи 13, 133, 143 Закона о банкротстве, что образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Суд считает, что совершенное ответчиком  административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, поскольку характеризуется пренебрежительным отношением к требованиям действующего законодательства о банкротстве.

Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения.

Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ответчиком суду не представлено.

Процессуальных нарушений при составлении протокола судом не установлено. Срок привлечения к ответственности с учетом положений части 3 статьи 14.13 КоАП РФ не пропущен.

Суд считает,  что допущенное ответчиком правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, из материалов дела не следует, что  оно повлекло причинение ущерба кредиторам должника и (или) бюджету. 

В материалах дала отсутствуют сведения о привлечении ранее ответчика к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Руководствуясь частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ суд считает, что вышеназванные обстоятельства являются смягчающими административную ответственность ответчика.

С учетом изложенного суд считает возможным применить в отношении ФИО1 административное наказание, предусмотренное санкцией статьи, в виде предупреждения.

 Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление  Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра  и картографии по Республике Калмыкия -  удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в 10-дневный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

   Судья                                                         Шевченко В.И.