ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-630/19 от 15.05.2019 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Элиста

22 мая 2019 года                                                                           Дело №А22-630/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года. Полный текст решения изготовлен  22 мая 2019 года.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шептыревой Л.Г., рассмотрев материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957) к обществу с ограниченной ответственностью «Зерновая компания» (ИНН 7731576900, ОГРН 10777760978118) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии представителей сторон:

от заявителей – Долдаев С.В., доверенность от 09.01.2019 № 12,       

от ответчика – Моисеева О.Н., доверенность от 01.02.2019,

у с т а н о в и л :

Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Зерновая компания» (далее - Общество, ООО «Зерновая компания») виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).  При этом в заявлении указанно, что  Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований за нарушение п.п. 1, 6, 7 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».

В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал в полном объеме и просила привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, При этом представитель Управления пояснил, что  ответчик вину признал; выявленные нарушения устранил, данные о привлечении Общества ранее к административной ответственности отсутствуют; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В судебном заседании представитель Общества факт совершения правонарушения и вину признал, при этом пояснил, что Общество к административной ответственности привлекается впервые; Общество является субъектом малого предпринимательства, выявленные нарушения устранены.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд установил, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество состоит на налоговом учете в инспекции за основным государственным регистрационным номером 1077760978118.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия от 17.01.2019 № ВПП-0015 в отношении ООО «Зернова компания» проведена внеплановая выездная проверка исполнения законодательства о зерне, качестве и безопасности продуктов его переработки.

По результатам проверки деятельности ООО «Зернова компания» должностным лицом Управления составлен Акт проверки от 07.02.2019 № ВПП-0015 согласно которому Управлением выявлены нарушения Обществом требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 (л.д.80-20-46).

Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Зерновая компания» по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, Северная промышленная зона 2, № 22, 01.02.2019 проведено обследование территории ООО «Зерновая компания», пункта автоприема, рабочей башни и силосных корпусов.

При обследовании установлено, что на весах, в пункте автоприема, силосных корпусах и 2-х очередях элеватора выявлены многочиленные просыпи зерна; в подсилосном этаже в силосных корпусах под транспортерными лентами транспортеров выявлено наличие не убранных остатков зерна, асперационной пыли (зерновая пыль и органические частицы), которая не полностью осаждается в накопительных бункерах и часть асперационной пыли распространяется по территории, прилегающею к элеватору, тем самым загрязняя ее, становясь источником возможного возникновения заражения вредителями хлебных запасов; в надсилосном этаже силосного корпуса Литер 4 Г имеется разбитое окно, что обеспечивает доступ попадания атмосферных осадков, залету голубей внутрь силосного корпуса, о чем свидетельствует наличие самих птиц в количестве 2 шт; загрязнение зернохранилища и оборудования продуктами их жизнедеятельности (пером и пометом и мертвым голубем).

Кроме того, на территории ООО «Зерновая компания» отсутствует печь или оборудование для сжигания отходов зерна и продуктов его переработки, сметок и мусора или фитосанитарная яма.

Отходы зерна и продуктов его переработки, не представляющие хозяйственной ценности, подлежат уничтожению методом сжигания в местах выгрузки, хранения и переработки. Оставшийся от сжигания материал подлежит захоронению в фитосанитарных ямах или закапывается на глубину не менее 50 см.

Кроме того в ходе проведения внеплановой выездной проверки в ООО «Зерновая компания», отобран 1 образец от партии пшеницы продовольственной в количестве 12704,2 тонны для проведения испытаний на соответствие качества и безопасности требованиям технического регламента TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна». Составлен акта отбора проб (образцов). Отобранный образец направлен для проведения испытаний в Ростовский филиал ФГБУ «Федеральный центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки».

07.02.2019 при рассмотрении протокола испытаний ФГБУ «Федеральный центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки» №1252 от 06.02.2019 установлено, что пшеница продовольственная не соответствует требованиям TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна» по зараженности вредителями: СПЗ-0,5 экз/кг (рисовый долгоносик I степень), что является нарушением TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна».

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Управление направило Обществу извещение от 07.02.2018 № 06/44 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данное извещение получено Обществом 07.02.2019  (л.д. 46-49).

 По результатам рассмотрения материалов проверки Общества должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении от 08.02.2019 № 06/3-075-230/2019.

В соответствии с протоколом  об административном правонарушении от 08.02.2019 № 06/3-075-230/2019 в ходе проверки по контролю за соблюдением требований законодательства в области качества и безопасности зерна в отношении ООО «Зерновая компания», выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».

Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления при участии генерального директора Общества Дарсамова М.Д. оставлен протокол № 06/3-075-230/2019 об административном правонарушении от 08.02.2019, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (л.д.50-54).

В соответствии с протоколом № 06/3-075-230/2019 об административном правонарушении от 08.02.2019 Управлением установлено, что хранение зерна в зернохранилищах не обеспечивают безопасность и сохранность его потребительских свойств, в связи с несоблюдением установленных требований к процессам и условиям хранения зерна.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 201 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица, в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № 06/3-075-230/2019 от 08.02.2019 и материалы по делу об административном правонарушении направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела,  на основании Акта отбора  проб (образцов) партии пшеницы продовольственной на элеваторе Общества от 25.01.2019 № 1 и протокола испытаний № 1252 от 06.02.2019 установлено, что пшеница продовольственная не соответствует требованиям TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна» по зараженности вредителями: СПЗ-0,5 экз/кг (рисовый долгоносик I степень), что является нарушением TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (л.д.43-45).

В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза т 09.12.2011 № 874 (далее - Технический регламент  ТР ТС 015/2011), показатели токсичных элементов, микотоксинов, бенз(а)пирена, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на пищевые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 2, 3 к настоящему техническому регламенту (зараженность вредителями не допускается);

- хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза;

- поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ; материалами дела полностью подтверждаются: событие административного правонарушения, факт его совершения именно Ответчиком, его виновность в совершении правонарушения.

Ответственность за нарушение требований технических регламентов предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.

Таким образом, материалами дела подтверждаются: событие административного правонарушения, факт его совершения именно Ответчиком, его виновность в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Кроме того из материалов дела установлено, что Ответчик заявленные требования признал в полном объеме, возражений не заявил.

Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения, воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

При назначении Ответчику административного наказания суд учитывает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: отсутствие данных о привлечении ответчика к административной ответственности (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено) и признание Ответчиком выявленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено и управлением в материалы дела не представлены.

Решая вопрос о применении меры ответственности, арбитражный суд приходит к выводу о возможности применения административного наказания в виде предупреждения по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 2 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что  ответчик вину признал; данные о привлечении ранее предпринимателя к административной ответственности отсутствуют; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Общество является субъектом малого предпринимательства и ранее  к административной ответственности не привлекалось; совершенное  ответчиком правонарушение не повлекло причинение либо угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам  животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, руководствуясь целями административного наказания, определенными статьей 3.1 КоАП РФ, а также на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде предупреждения, что не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

            Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ :

Заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской  и Волгоградской областям и Республике Калмыкия удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственность «Зерновая компания» (ИНН 7731576900, ОГРН 10777760978118) к административной ответственности по части 1 статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), но может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья                                                            Д.В. Челянов