ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-682/11 от 22.06.2011 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 9

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста

29 июня 2011г. Дело №А22-682/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 29 июня 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Шевченко В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой В.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по г. Элиста Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лотос» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 22.03.2011 № 1/5975),

у с т а н о в и л:

Управление внутренних дел по г. Элиста Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Лотос» (далее - Ответчик) по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивировав это следующим.

В результате проверки 05.04.2011 установлено, что ООО «Лотос» в помещении, расположенном по адресу: РК, <...> «а», стр. 2 «а», осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр, с использованием игрового оборудования в количестве 8 штук, состоящего из 8 столов с вмонтированными кнопками и дисплеями с подключенными электронными платами, без специального разрешения (лицензии).

Определением от 29.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО «Программ Партнер».

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела без его участия не сообщил, отзывов, пояснений, возражений на заявление не представил.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии с п.3 ст. 156 АПК РФ, в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Заявителя поддержал заявленные требования, повторив доводы, изложенные в заявлении.

Выслушав пояснения представителя Заявителя и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, протоколом осмотра места происшествия от 05.04.2011 были изъяты 9 системных блоков, 16 игровых установок, документация, комплектующие к игровым автоматам с проводкой, инструмент для изготовления игровых установок, травматический пистолет, 2 телефона, печать, модем, сетевой модем, видеомодулятор, находящиеся в павильоне по адресу: <...> «а», стр. 2 «а».

11.04.2011 были отобраны объяснения у генерального директора ООО «Лотос» ФИО2, который пояснил, что 16.12.2010 между ООО «Лотос» и ООО «Программ Партнер» был заключен договор №ПП/29/12/10 на проведение стимулирующей лотереи «Охота за бонусами». ООО «Программ Партнер» предоставило в аренду ООО «Лотос» 39 единиц программно-развлекательных комплексов «Videogame-2». Данные программно-развлекательные комплексы были установлены для организации лотереи в помещении, расположенном по адресу: РК, <...> «а», стр. 2 «а», арендованном у ФИО3 25.03.2011 Ответчик подал в ОАО «ЮТК» заявку на подключение услуг на предоставление доступа к сети Интернет. 28.03.2011 между ООО «Лотос» и ООО «Пирит» был заключен субагентский договор № 236-СА/11, на основании которого Ответчик занимается организацией пунктов доступа к платежной системе, через сайт в сети Интернет. С 04.04.2011 по адресу: РК, <...> «а», стр. 2 «а» был открыт салон платежной системы, и установлены восемь столов с мониторами, на крышках которых были установлены кнопки от игровых автоматов. Кассир салона – ФИО4 принимала от посетителей денежные средства, после этого посетитель присаживался за любой выбранный стол. Кассир на полученную сумму заряжала устройство игральными кредитами, которые появлялись на экране монитора, и посетитель начинал свою компьютерную игру, в случае выигрыша кассир выдавала посетителю выигрышную сумму в соответствии с выигрышными кредитами.

В объяснениях от 11.04.2011, отобранных Заявителем у кассира-оператора салона игровых автоматов ФИО4, она пояснила, что изредка работает в салоне игровых автоматов по адресу: <...> «а», строение 2 «а» кассиром-оператором. Принцип игры в салоне заключается в том, что она принимала от посетителей денежные средства, после чего заряжала игровой аппарат, в случае выигрыша посетителем салона какой-то суммы она выдавала выигрышные денежные средства.

12.04.2011 Заявителем в присутствии генерального директора Ответчика в отношении ООО «Лотос» был составлен протокол об административном правонарушении о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса), и направлении дела в Арбитражный суд Республики Калмыкия для рассмотрения по существу. В протоколе ФИО2 собственноручно написал: «С протоколом ознакомлен и согласен».

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 28.3 Кодекса протокол об административном правонарушении, предусмотренный статьей 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Генеральный директор Ответчика в своих объяснениях от 11.04.2011 пояснил, что ими была организована лотерея, предоставив Заявителю Приказ ООО «Программ Партнер» от 17.12.2010 о формировании призового фонда стимулирующей лотереи «Охота за бонусами», договор с ООО «Программ Партнер» № ОП/25/12/10 от 16.12.2010 о проведении стимулирующей лотереи.

Данные доказательства суд оценивает критически по следующим обстоятельствам.

Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее – Закон № 138-ФЗ), лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закон № 138-ФЗ, лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд, которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Таким образом, стимулирующая лотерея должна оформляться выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Каких-либо доказательств соответствия своей деятельности Закону № 138-ФЗ Ответчик суду не представил.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 138-ФЗ проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 2, 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", содержащими понятийный аппарат, используемый в настоящем Законе, и классификацию лотерей по ряду их признаков, осуществляемая Ответчиком деятельность противоречит понятию стимулирующей лотереи, указанному в статье 3 Закона о лотереях, и носит явные признаки деятельности по проведению азартных игр.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006г. №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах.

Частью 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ, существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 № 5889/10 невозможность получения разрешений (лицензии) на организацию и проведение азартных игр на территории Российской Федерации, не вошедших в перечень, установленный статьей 9 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ, не отменяет обязанности субъектов предпринимательской деятельности осуществлять такую деятельность на основании разрешения (лицензии) в специальных зонах.

Утверждение Ответчика в объяснениях о том, что с 04.04.2011 по адресу: РК, <...> «а», стр. 2 «а» был открыт салон платежной системы не основано на соответствующих доказательствах и не подтверждено материалами дела.

Вследствие изложенного суд приходит к выводу, что административным органом правомерно возбуждено в отношении Ответчика дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик отзыв на заявление не представил. Доказательств, опровергающих доводы Заявителя, также не представил. При составлении протокола об административном правонарушении, а также в своих объяснениях генеральный директор Ответчика ФИО2 фактически подтвердил осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием 8 единиц игрового оборудования без специального разрешения (лицензии).

Руководствуясь общими правилами назначения наказания, суд учитывает отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и назначает Ответчику административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 05.04.2011 и объяснений генерального директора Ответчика ФИО2 9 системных блоков, 16 игровых установок, документация, комплектующие к игровым автоматам с проводкой, инструмент для изготовления игровых установок, травматический пистолет, 2 телефона, печать, модем, сетевой модем, видеомодулятор, находящиеся в павильоне по адресу: установленные: РК, <...> микр., юго-западнее д. 21, были изъяты Заявителем.

Согласно статье 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Учитывая изложенное, суд привлекает ООО «Лотос» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначает административное наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей с конфискацией игрового оборудования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Управления внутренних дел по г. Элиста Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия – удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Лотос» (ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией игрового оборудования в количестве 8 штук, состоящего из 8 столов с вмонтированными кнопками и дисплеями с подключенными электронными платами.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Об уплате штрафа сообщить в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Административный штраф следует перечислить по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по РК (МВД по РК) ИНН <***>, КПП 081601001, ОКАТО 85401000000, КБК 18811690040040000140, расчетный счет <***>, БИК 048580001; наименование банка – ГРКЦ НБ Республики Калмыкия Банка России г. Элиста; назначение платежа – оплата штрафа в г. Элисте.

Судья Шевченко В.И.