АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
г. Элиста
28 июня 2019 года Дело № А22–732/2019
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2019 года.
Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Хазикова В.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалхиковым О.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Прокурора Республики Калмыкия в интересах Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия к Администрации Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальному предпринимателю- главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), сельскохозяйственному производственному кооперативу/колхоз- племзавод/ «Путь Ленина» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо – Управление Росреестра по РК, о признании сделок недействительными,
при участии в судебном заседании: от Прокурора Республики Калмыкия – старшего помощника прокурора Лиджиевой В.П., от СПК «Путь Ленина» – представителя по доверенности от 03.04.2019 ФИО2,
у с т а н о в и л:
Прокурор Республики Калмыкия (далее – прокурор, истец) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – ответчик, администрация), индивидуальному предпринимателю- главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель), сельскохозяйственному производственному кооперативу/колхоз- племзавод/ «Путь Ленина» (далее – ответчик, кооператив) о признании недействительными в силу ничтожности заключенных между Администрацией Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1:
- договора аренды от 19.05.2017 № 1 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:766 общей площадью 1240000 кв. м, расположенного примерно в 13,3 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договора аренды от 25,05.2017 № 2 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:759 общей площадью 1211000 кв. м, расположенного примерно в 9,9 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договора аренды от 25.05.2017 № 3 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:760 общей площадью 2797600 кв. м, расположенного примерно в 11,1 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании недействительными заключенных между индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 и СПК «Путь Ленина»:
- договора от 20.10.2017 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 19,05.2017 № 1;
- договора от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №2;
- договора от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №3;
обязании СПК «Путь Ленина» вернуть Администрации Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия земельные участки с кадастровыми номерами 08:02:170101:766, 08:02:170101:759, 08:02:170101:760.
В ходе производства по делу от истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) поступили уточнения исковых требований. В итоге истец просил суд признать недействительными в силу ничтожности заключенные между Администрацией Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем- главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1:
- договор аренды от 19.05.2017 № 1 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:766 общей площадью 1240000 кв. м, расположенного примерно в 13,3 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договор аренды от 25.05.2017 № 2 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:759 общей площадью 1211000 кв. м, расположенного примерно в 9,9 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договор аренды от 25.05.2017 № 3 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:760 общей площадью 2797600 кв. м, расположенного примерно в 11,1 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
применить последствия недействительности ничтожной сделки и признать недействительными заключенные между индивидуальным предпринимателем- главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Путь Ленина»:
- договор от 20.10.2017 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 19.05.2017 № 1;
- договор от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №2;
- договор от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №3;
обязать сельскохозяйственный производственный кооператив/колхоз- племзавод/ «Путь Ленина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) передать по акту приема-передачи земельные участки с кадастровыми номерами 08:02:170101:766, 08:02:170101:759, 08:02:170101:760 Администрации Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Согласно ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
На основании ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд принимает уточненные исковые требования, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В судебном заседании представитель Прокурора РК уточненные требования поддержала.
Представитель кооператива требования истца не признал.
Предприниматель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Администрацией Кевюдовского СМО Республики Калмыкия в лице главы Кевюдовского СМО РК ФИО3 (далее - глава СМО) и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 (далее - глава КФХ) сроком на 10 лет заключены следующие три договора аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Кевюдовского СМО РК:
- от 19 мая 2017 года № 1 аренда земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:766 общей площадью 1240000 кв. м, расположенного примерно в 13,3 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района;
- от 25 мая 2017 года № 2 аренда земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:759 общей площадью 1211000 кв. м, расположенного.
примерно в 9,9 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района;
- от 25 мая 2017 года № 3 аренда земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:760 общей площадью 2797600 кв. м, расположенного примерно в 11,1 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района;
Данные договоры аренды зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 13.10.2017 г. за №08:02:170101:766 -08/015-2017-1, №08:02:170101:760 -08/015-2017-4 и 24.01.2018 за №08:02:170101:759 -08/015-2018-4.
20 октября 2017 года и 01 ноября 2018 года глава КФХ ФИО1 на основании трех договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей по вышеуказанным договорам аренды все права и обязанности переданы СПК «Путь Ленина».
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч. 19, 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, организатором торгов нарушены требования ч. 20 ст. 39.11 ЗК РФ об обеспечении опубликования извещения о проведении аукциона на праве аренды спорного земельного участка и ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, что привело к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации и, как следствие, к уменьшению круга участников торгов.
Несоблюдение приведенных требований нарушает законные интересы Кевюдовского СМО как собственника переданного в аренду имущества, заинтересованного в привлечении к аукциону как можно большего количества потенциальных арендаторов, что в свою очередь направлено на передачу муниципального имущества в аренду по наиболее высокой цене, предложенной в ходе аукциона. Затрагиваются в данном случае и права неопределенного круга лиц из числа субъектов предпринимательской деятельности, лишенных объективной возможности претендовать на спорные земли.
Ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. В частности, п. 12 ч. 2 указывает на заключение договора аренды без торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок, в редакции, действующей на момент заключения спорного договора, трех месяцев); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Между тем, доказательств законности возможности предоставления спорного земельного участка в аренду без проведения торгов в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Частью 4.1 ст, 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем т крытая доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.
Материалами дела подтверждается глава КФХ ФИО1 является родной сестрой супруги главы Кевюдовского СМО Республики Калмыкия ФИО3 - ФИО4
Таким образом, при заключении спорных договоров аренды у главы СМО ФИО3, как у должностного лица, возникла обязанность по урегулированию конфликта интересов, поскольку при получении заявления от ФИО1, возникла ситуация, при которой личная заинтересованность, выразившейся в возможности получения в аренду земельного участка лицом, с которым он состоит в близком родстве, могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ФИО3, как главой муниципального образования, обязанностей и возложенных законом полномочий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1). Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2).
Вместе с тем, главой СМО ФИО3 обязанность по уведомлению Собрания депутатов Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не исполнена, меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов приняты не были, о случае возникновения конфликта интересов Собранию депутатов Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, которому глава муниципального образования в силу требований ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подконтролен и подотчетен, не сообщено и соответственно конфликт интересов не урегулирован.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о коррупционных проявлениях при предоставлении в аренду ФИО1 спорного земельного участка, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ).
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что оспариваемые договоры аренды являются недействительными в силу ничтожности, и как следствие договоры уступки прав по аренде, заключенные между предпринимателем и кооперативом, также является недействительным в силу ничтожности.
Поскольку Прокурор на основании ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании ст. 110 АПК РФ сумма государственной пошлины подлежит взысканию в доход федерального бюджета с предпринимателя и кооператива.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать недействительными в силу ничтожности заключенные между Администрацией Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем- главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1:
- договор аренды от 19.05.2017 № 1 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:766 общей площадью 1240000 кв. м, расположенного примерно в 13,3 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договор аренды от 25.05.2017 № 2 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:759 общей площадью 1211000 кв. м, расположенного примерно в 9,9 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия;
- договор аренды от 25.05.2017 № 3 земельного участка с кадастровым номером 08:02:170101:760 общей площадью 2797600 кв. м, расположенного примерно в 11,1 км по направлению на юг от п. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки и признать недействительными заключенные между индивидуальным предпринимателем- главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Путь Ленина»:
- договор от 20.10.2017 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 19.05.2017 № 1;
- договор от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №2;
- договор от 01.11.2018 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 25.05.2017 №3.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив/колхоз- племзавод/ «Путь Ленина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) передать по акту приема-передачи земельные участки с кадастровыми номерами 08:02:170101:766, 08:02:170101:759, 08:02:170101:760 Администрации Кевюдовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с индивидуального предпринимателя- главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива/колхоз- племзавод/ «Путь Ленина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительные листы.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Судья Хазикова В.Н.