ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-107/2018 от 20.03.2018 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А23-107/2018

20 марта 2018 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2018

Полный текст решения изготовлен 20.03.2018

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Харитоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лермонтова, д.19А, <...>)

к Управлению Россельхознадзора по Калужской области (248012, <...>)

к Управлению Росреестра по Калужской области (248000, <...>)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства экономического развития Калужской области (248000, <...>)

об обязании снять запрет на регистрационные действия и внесении записи о погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя - представителя ФИО1 по доверенности от 25.02.2016 №4-10/3755, паспорт;

от Управления Росреестра по Калужской области - представителя ФИО2 по доверенности от 29.12.2017 №153-03-оз, удостоверение;

от министерства экономического развития Калужской области - представителя ФИО3 по доверенности от 24.05.2017 №27-Д-17, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Горстройзаказчик" (далее - заявитель, ЗАО "Горстройзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Калужской области, Управлению Росреестра по Калужской области и министерству экономического развития Калужской области об обязании Управления Россельхознадзора по Калужской области снять запрет на регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55, 40:07:011801:152 (запись №40/001/002/2017-169) и об обязании Управления Росреестра по Калужской области внести запись о погашении в Едином государственном реестре недвижимости записи №40/001/002/2017-169, а также о взыскании судебных расходов об уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя уточнила заявленные требования, просила обязать Управление Россельхознадзора по Калужской области снять запрет на регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151 (регистрационная запись №40/001/002/2017-170), 40:07:011801:54 (регистрационная запись №40/001/002/2017-171), 40:07:011801:55 (регистрационная запись №40/001/002/2017-169), обязать Управление Росреестра по Калужской области погасить в Едином государственном реестре недвижимости записи о запрете на регистрационные действия в отношении: земельного участка с кадастровым №40:07:011801:151 (регистрационная запись №40/001/002/2017-170), земельного участка с кадастровым №40:07:011801:54 (регистрационная запись №40/001/002/2017-171), земельного участка с кадастровым №:07:011801:55 (регистрационная запись №40/001/002/2017-169), и взыскать с заинтересованных лиц в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрены и приняты судом.

По ходатайству министерства экономического развития Калужской области, в отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации из числа заинтересованных лиц исключено министерство экономического развития Калужской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании заявитель отказался от заявленных требований в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исследовав материалы дела, суд считает, что отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины не противоречит закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает права других лиц, в связи с чем, в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Указанное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу в части заявленного требования о взыскании с заинтересованных лиц в пользу общества судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала уточненные заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Калужской области не возражал против удовлетворения уточненных заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства экономического развития Калужской области не возражал против удовлетворения уточненных заявленных требований.

Заинтересованное лицо - Россельхознадзор по Калужской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, в поступившем в суд заявлении возражало против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании 14.03.2018 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.03.2018, после перерыва судебное заседание объявлено продолженным.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ЗАО "Горстройзаказчик" принадлежит на праве собственности следующие земельные участки:

- с кадастровым №40:07:011801:151, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 448 301 кв.м., расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, западнее, северо-западнее, юго-западнее д.Инино;

- с кадастровым №40:07:011801:54, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 15 000 кв.м., расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, в 460 м к западу от д.Инино;

- с кадастровым №40:07:011801:55, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 72 000 кв.м., расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, в 400 м к юго-западу от д.Инино.

16.01.2017 на основании поступивших из Управления Россельхознадзора по Калужской области материалов проверок соблюдения земельного законодательства в отношении ЗАО "Горстройзаказчик" министерством экономического развития Калужской области в Арбитражный суд Калужской области было подано исковое заявление об изъятии вышеуказанных земельных участков и продаже данных объектов недвижимости с публичных торгов (дело №А23-168/2017).

Управлением Россреестра по Калужской области на основании заявления Управления Россельхознадзора по Калужской области от 01.02.2017, предписания от 14.07.2015 №109-Р/15 Управления Россельхознадзора по Калужской области, акта проверки от 20.06.2016 №088-Р/16 Управления Россельхознадзора по Калужской области в отношении земельных участков с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55 были внесены записи в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельные участки из земель сельхозназначения.

При рассмотрении дела №А23-168/2017 категория земель земельных участков с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55 была изменена с "земли сельхозназначения" на "земли населенных пунктов".

В связи с изменением категории земель вышеуказанных земельных участков министерство экономического развития Калужской области прекратило процедуру изъятия данных земельных участков.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2017 по делу №А23-168/2017 исковое заявление министерства экономического развития Калужской области к ЗАО "Горстройзаказчик" оставлено без рассмотрения, в силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельные участки с кадастровыми №№40:07:011801:151 (регистрационная запись №40/001/002/2017-170), 40:07:011801:54 (регистрационная запись №40/001/002/2017-171), 40:07:011801:55 (регистрационная запись №40/001/002/2017-169) не погашены, в связи с необходимостью регистрации перехода права собственности на них на основании заключенного между ЗАО "Горстройзаказчик" и ООО "Первая инвестиционная компания" договора купли-продажи земельных участков, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Согласно пункту 6 статьи 6 Закона об обороте земель в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание: 1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 16.01.2017 на основании поступивших из Управления Россельхознадзора по Калужской области материалов проверок соблюдения земельного законодательства в отношении ЗАО "Горстройзаказчик" министерством экономического развития Калужской области в Арбитражный суд Калужской области было подано исковое заявление об изъятии вышеуказанных земельных участков и продаже данных объектов недвижимости с публичных торгов.

Управлением Россреестра по Калужской области на основании заявления Управления Россельхознадзора по Калужской области от 01.02.2017, предписания от 14.07.2015 №109-Р/15 Управления Россельхознадзора по Калужской области, акта проверки от 20.06.2016 №088-Р/16 Управления Россельхознадзора по Калужской области в отношении земельных участков, принадлежащих обществу, с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55 были внесены записи в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельные участки из земель сельхозназначения.

В соответствии с частью 1 статьи 36.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации в отношении зарегистрированного права на такой земельный участок вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

Согласно части 4 статьи 36.1 Закона о регистрации наличие указанной в настоящей статье записи в Едином государственном реестре недвижимости является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или его законным представителем на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права на соответствующий земельный участок или обременения соответствующего земельного участка.

Частью 2 статьи 36.1 Закона о регистрации установлено, что запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации погашается на основании обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и судебного акта об отказе в удовлетворении требования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии такого земельного участка в связи с его неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, либо одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности лица, приобретшего такой земельный участок по результатам публичных торгов, либо одновременно с государственной регистрацией права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок.

В связи с изменением категории земель вышеуказанных земельных участков с "земли сельхозназначения" на "земли населенных пунктов", министерство экономического развития Калужской области прекратило процедуру изъятия данных земельных участков.

В силу части 3 статьи 36.1 Закона о регистрации запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации также погашается без заявления его правообладателя на основании заявления любого заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного акта о погашении этой записи.

Между тем, в рассматриваем случае, дело об изъятии земельных участков с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55 не было рассмотрено по существу, поскольку исковое заявление министерства экономического развития Калужской области к ЗАО "Горстройзаказчик" об изъятии земельных участков и продаже их с публичных торгов определением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2017 по делу №А23-168/2017 оставлено без рассмотрения, в силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что министерство экономического развития Калужской области прекратило процедуру изъятия данных земельных участков, в связи с изменением категории земель вышеуказанных земельных участков с "земли сельхозназначения" на "земли населенных пунктов", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета на регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55.

При таких обстоятельствах, заявленные требования к Управлению Росреестра по Калужской области о погашении в Едином государственном реестре недвижимости записи о запрете на регистрационные действия в отношении: земельного участка с кадастровым №40:07:011801:151 (регистрационная запись №40/001/002/2017-170), земельного участка с кадастровым №40:07:011801:54 (регистрационная запись №40/001/002/2017-171), земельного участка с кадастровым №40:07:011801:55 (регистрационная запись №40/001/002/2017-169) подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в удовлетворении заявленных требований к Управлению Россельхознадзора по Калужской области следует отказать, поскольку последнее устанавливает надзор за землями сельскохозяйственного назначения, при этом в настоящее время земельные участки с кадастровыми №№40:07:011801:151, 40:07:011801:54, 40:07:011801:55 относятся к землям населенных пунктов.

В связи с чем, Управление Россельхознадзора по Калужской области не обладает полномочиями по снятию запрета на регистрационные действия в отношении вышеуказанных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу №А23-107/2018 в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей - прекратить.

Заявленные закрытым акционерным обществом "Горстройзаказчик" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Лермонтова, д.19А, <...>) требования удовлетворить частично.

Обязать Управление Росреестра по Калужской области (248000, <...>) погасить в Едином государственном реестре недвижимости записи о запрете на регистрационные действия в отношении: земельного участка с кадастровым №40:07:011801:151 (регистрационная запись №40/001/002/2017-170), земельного участка с кадастровым №40:07:011801:54 (регистрационная запись №40/001/002/2017-171), земельного участка с кадастровым №40:07:011801:55 (регистрационная запись №40/001/002/2017-169).

В удовлетворении заявленных требований к Управлению Россельхознадзора по Калужской области (248012, <...>) отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья О.А. Масенкова