ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-2075/2021 от 17.09.2021 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел. (4842) 505-902, факс: (4842) 599-457

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-2075/2021

24 сентября 2021 года                                                                             г.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2021 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сахаровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вега» (ОГРН 1194027002256, ИНН 4027139254, г.Калуга, ул.Вилонова, д.23, этаж/офис 1/2)

к Центральной административной комиссии муниципального образования «Город Калуга» (г.Калуга, ул.Ленина, д.93)

о признании незаконными и отмене постановления от 10.03.2021 №174 по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя Крючковой М.В. на основании приказа №24 от 29.04.2021,

от заинтересованного лица - представителя Смильгиной Ю.С. по доверенности от 11.05.2021, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной административной комиссии муниципального образования «Город Калуга» (далее – заинтересованное лицо, комиссия) от 10.03.2021 №174 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» №122-ОЗ от 28.02.2011 (далее - Закон №122-ОЗ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В обоснование заявления общество указало, что оно предприняло исчерпывающие меры для соблюдения Правил благоустройства, а также приняло меры по устранению нарушения в день составления оспариваемого протокола; вменяемое правонарушение не несет общественной опасности, угрозы жизни и здоровью; просило ограничиться устным замечанием.

От заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв, в котором оно возражало против удовлетворения требований.

Определением суда от 25.03.2021 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 19.05.2021 суд перешел к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Комиссией 09.02.2021 в период времени с 15 час. 10 мин.  по 15 час. 20 мин. проведен осмотр прилегающей территории многоквартирного жилого дома по адресу: г.Калуга, ул.Луначарского, д.6 и д.10/15.

В ходе осмотра установлено непринятие мер по очистке кровли жилых домов от снега, сосулек, по ул.Луначарского, д.6 со стороны подъездов, не установлено ограждение опасных для жизни пешеходных участков, по ул.Луначарского, д.10/15 со стороны тротуара.

По данному факту составлен акт осмотра от 09.02.2021 с приложением фототаблицы.

Согласно договорам управления от 08.11.2019 №1 юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г.Калуга, ул.Луначарского, д.6 и д.10/15 является ООО «Вега».

Уведомлением комиссия сообщила обществу о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Центральной административной комиссии муниципального образования «Город Калуга»  26.02.2021 в отношении ООО «Вега», в присутствие генерального директора общества Сушко И.В., представителя общества Крючковой М.В. по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области от 28.02.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области».

Опрошенные 26.02.2021 представители общества в объяснениях указали, что обстоятельства, выявленного правонарушения были устранены 09.02.2021, в день составления протокола. Между ООО «Вега» и ООО «Спецпроект» заключен договор на альпинистские работы. Заявка была сделана 5.02.2021, но ввиду загруженности подрядчика, в связи с погодными условиями до 9.02. выехать они не смогли. Все устранили своевременно.

В протоколе от 26.02.2021 сообщено о рассмотрении дела 10.03.2021 в                  14 час. 00 мин. по адресу: г.Калуга, ул.Ленина, д.93, каб.411.

Указанный протокол вручен представителю общества                         Крючковой М.В. в день его составления.

Центральной административной комиссией муниципального образования «Город Калуга» 10.03.2021 за №174 вынесено постановление о привлечении ООО «Вега» к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области от 28.02.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области» в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Калужской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Калужской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Калужской области, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон Калужской области от 28.02.2011 №122-0З «Об административных правонарушениях в Калужской области» (далее - Закон №122-ОЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.1 Закона №122-ОЗ нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.

Порядок благоустройства территорий муниципального образования «Город Калуга» установлен в Правилах благоустройства, утвержденных постановлением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 04.08.2006 №204-п.

В соответствии с пунктом 3.1 указанных Правил благоустройства, содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которым объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

В силу пункта 4.2.2 Правил благоустройства зимняя уборка улиц города включает в себя следующие операции: обработку тротуаров, дворовых территорий и проездов, парков, скверов, бульваров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежных валов; выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, пешеходных переходах, у остановок общественного транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов, внутриквартальных проездов; погрузку и вывоз снега; очистку дорожных лотков после вывоза снега; удаление снежно-ледяных образований путем скалывания и рыхления уплотненного снега и льда, погрузки и вывоза.

Снег, счищаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, разрешается складировать на территориях дворов, в местах, не препятствующих свободному проезду автотранспорта и движению пешеходов. Не допускается повреждение зеленых насаждений при складировании снега. Складирование снега на дворовых территориях должно предусматривать отход талых вод.

Согласно пункту 4.2.12 Правил благоустройства, в зимнее время владельцами объектов благоустройства должна быть организована незамедлительная очистка кровель от снега, наледи и сосулек. Очистка кровель зданий и строений на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, от наледеобразований должна производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных для жизни пешеходов участков и с соблюдением работающими правил техники безопасности. При этом должны приниматься меры, обеспечивающие сохранность зеленых насаждений, воздушных сетей, светильников, вывесок, рекламных установок.

Сброшенные с крыш зданий и строений снег и сосульки должны убираться владельцами зданий незамедлительно по завершении работы.

В рассматриваемом случае, как следует из акта осмотра от 09.02.2021, протокола об административном правонарушении от 26.02.2021 и постановления о привлечении к административной ответственности от 10.03.2021 обществу фактически вменяется не принятие мер по очистке кровель от снега и сосулек, а также не установки ограждения опасных для жизни пешеходов участков, то есть нарушение пункта 4.2.12 Правил благоустройства.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Соответственно, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка придомовой территории от снега входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

ООО «Вега» по договорам от 08.11.2019 №1 оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, расположенных по адресам: г.Калуга, ул.Луначарского, д.6 и д.10/15.

Следовательно, общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.

Имеющимися в материалах административного дела актом осмотра (объекта) территории от 09.02.2021 с приложенной иллюстрационной таблицей  достоверно подтвержден факт несоблюдения обществом п.п. 3.1, 4.2.12 Правил благоустройства. Данный факт по сути обществом не оспаривается и подтверждается договорами управления от 08.11.2019 №1, протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статей 28.2, 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований законодательства, в том числе законодательства Калужской области.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Между тем, последним не представлены доказательства, подтверждающие то, что им предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения рассматриваемого административного правонарушения.

Довод общества о произведенной очистке кровель от снега в день составления акта осмотра,  как основание для освобождения общества от ответственности, не может быть судом принят во внимание, поскольку обществом не представлено в материалы дела доказательств, что у него отсутствовала реальная возможность произвести данную уборку до момента обнаружения комиссией данных нарушений.

Суд критически относится к представленным обществом при рассмотрении административного дела, а так же в суд документам, свидетельствующим по мнению общества, о соблюдении пункта 4.2.12 Правил благоустройства в ввиду следующего.

Так Акт о сдаче-приемки выполненных работ от 09.02.2021 №1 содержит в себе информацию о необходимости оплаты работ по уборке снег, однако реально установить где были выполнены данные работы из акта не представляется возможным.

При этом в данном случае обществу вменяется неисполнение обязанности по очистке кровли жилых домов и установке ограждений опасных для жизни пешеходов участков, а не уборки снега. 

Кроме того, из договора на оказание услуг от 27.11.2020 №1 следует, что ООО «Спецпроект»  обязалось выполнять работы по очистке кровель от снега, наледи и сосулек; уборке снега на придомовых территориях МКД; устранению протечек кровли; герметизации межпанельных швов. Таким образом, каждая услуга поименована отдельно.

Согласно пунктам 5.2 и 5.3 данного договора заявка передается на электронную почту исполнителя и дублируется по электронной почте; исполнитель приступает к оказанию услуг по заявке заказчика не позднее 3 часов с момента получения.

Обществом пояснено, что заявка на проведение работ направлялась ООО «Спецпроект» письмом от 05.02.2021 №145. Однако доказательств ее направления (по электронной почте) в материалы дела не представлено; данная заявка не соответствует условиям договора; работы проводились 09.02.2021.

Из представленных обществом фотографий дома №6 по ул.Луначарского очевидно следует, что при проведении фотосъемки была безоблачная, солнечная погода. На фотографиях административного органа усматривается явная густая облачность. При этом разница во времени проведения съемки составляет всего 35 минут.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановлением комиссии на общество правомерно возложена административная ответственность по пункту 1 статьи 1.1 Закона №122-ОЗ за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений.

Соблюдение процедуры и срока давности привлечения общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протоколов об административных правонарушений и принятие постановлений о привлечении к административной ответственности установлено судом на основании имеющихся в материалах дела документов.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела
не подтверждено.

С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание характер общественных отношений, на которые оно посягает, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.

Так же суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, устанавливающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности постановлениями Центральной административной комиссии муниципального образования «Город Калуга» от 21.07.2020, от 09.09.2020, от 20.10.2020 по делам об административных правонарушениях к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» №122-ОЗ от 28.02.2011.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае, такое условие отсутствует.

Административной комиссией обществу наказание назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией пункта 1 статьи 1.1 Закона №122-ОЗ – в сумме 50 000 руб.

Данный размер административного штрафа отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности наказания, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований, указанных в части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Вега» (ОГРН 1194027002256, ИНН 4027139254) о признании незаконным и отмене постановления Центральной административной комиссии муниципального образования «Город Калуга» от 10.03.2021 №174 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                 Л.В. Сахарова