ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-208/08 от 20.02.2008 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый торг, 4; тел.: (4842) 72-46-70; www. kaluga. arbitr.ru; E-mail: arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23 - 208/08А-14-21

21 февраля 2008 года г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Смирновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Смирновой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Боровск Калужской области

к отделу государственного пожарного надзора Боровского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области

об отмене постановления от 24.12.2007 № 1 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя ФИО1, по доверенности от 29.08.2007 № 217,

от ответчика – главного специалиста отдела ФИО2. по доверенности от 19.02.2008 № 95/3-10-10,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Боровск Калужской области (далее – заявитель, институт) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к отделу государственного пожарного надзора Боровского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (далее – ответчик, отдел ГПН Боровского района) об отмене постановления от 24.12.2007 № 1 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого постановления, мотивируя тем, что он своевременно обратился с жалобой к мировому судье.

Суд считает возможным удовлетворить заявленное Государственным научным учреждением Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук ходатайство и восстановить срок на обжалование постановления от 24.12.2007 № 1 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

В судебном заседании 19.02.2008 был объявлен перерыв до 20.02.2008 для предоставления сторонами дополнительных документов по делу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования, мотивируя тем, что в связи с привлечением 24.12.2007 к административной ответственности Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук не имело времени на проведение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в доме № 6 (общежитие) в поселке Институт в городе Боровске Калужской области, которые ранее было предложено устранить до 05.03.2008 года.

При составлении прокуратурой Боровского района Калужской области постановления о возбуждении административного дела от 10.12.2007 был нарушен срок составления указанного постановления, предусмотренный положениями части 1 статьи 28.2, ч, 2 ст. 28.4, ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми протокол об административном правонарушении или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составляется немедленно, после выявления совершения административного правонарушения (административное правонарушение было выявлено в период времени с 27.11.2007 по 03.12.2007).

При направлении 09.01.2008 года главным государственным инспектором Боровского района по пожарному надзору постановления заявителю, были нарушены требования ч. 2 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми копия постановления по делу об административном правонарушении должно быть выслано законному представителю юридического лица в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Таким образом, постановление должно было быть направлено в адрес института не позднее 27.12.2007.

Заявитель не имеет целевого финансирования для производства ремонтно-строительных работ и проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в доме № 6 (общежитие) в поселке Институт г. Боровска Калужской области, в связи с чем не имело возможности для соблюдения в полном объеме требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), и не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, считает, что при вынесении оспариваемого постановления ответчиком не учтены смягчающие ответственность обстоятельства: правонарушение по данному объекту совершено впервые, а также то, что заявитель является государственным учреждением.

Представитель ответчика требование заявителя не признал, мотивируя тем, что административное наказание на Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук было наложено правомерно, высказал мнение о невозможности уменьшения административного наказания в связи с тем, что имел место факт грубых нарушений действующих норм и правил пожарной безопасности, значимость объекта - здание общежития с массовым пребыванием людей и отказ руководителей института в представлении,\ каких либо документов, необходимых для проведения проверки отделом ГПН Боровского района.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024000536361 (л.д. 28).

В адрес отдела ГПН Боровского района Калужской области поступило заявление от жильцов общежития, расположенного по адресу: Калужская область, г. Боровск, п. Институт, д. 6, с просьбой осуществить проверку общежития, принадлежащего Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук, в связи с полным отсутствием на выше перечисленном объекте обеспеченности в области пожарной безопасности. Проверка была проведена на основании распоряжения от 27.11.2007 № 534.

При проведении проверки с 27.11.2007 по 23.12.2007 государственным инспектором по пожарному надзору был выявлен факт нарушения действующих норм и правил пожарной безопасности, данные нарушения отражены в предписании № 327, директор института ФИО3 отказался от получения предписания, в связи с чем предписание и акт проверки были направлены заказным письмом с уведомлением о вручении, в установленные сроки.

В связи с проверкой прокуратурой Боровского района объектов с массовым пребыванием людей расположенных на территории Боровского района, на основании информации отдела ГПН Боровского района Калужской области, заместителем прокурора Боровского района Калужской области было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, о чем было вынесено постановление от 10.12.2007.

Однако, в связи с тем, что данное административное правонарушение предусмотрено ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не относится в соответствии со ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к подведомственности прокурора, материалы проверки были направлены в отдел государственного пожарного надзора Боровского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области.

На основании постановления заместителя прокурора Боровского района от 10.12.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении 24.12.2007 главным государственным инспектором отдела Государственного пожарного надзора Боровского района ФИО4 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности о привлечении Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб..

Не оспаривая факт совершения вменяемого административного правонарушения, но не согласившись с назначенным наказанием, а также усмотрев процессуальные нарушения со стороны ответчика Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук обратилось с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 кодекса – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок девяноста суток.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности 01-03 собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение противопожарной безопасности, должны своевременно обеспечивать и выполнять требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 38 указанного закона институт несет ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности как титульный владелец имущества.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2007 следует, что в соответствии с п.15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.

Согласно п. 16 указанных Правил, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Как предусмотрено п. 129 Правил, обслуживающий персонал здания для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.

В соответствии с п.14 Правил, правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

Пунктом 7 Правил установлено, что все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Согласно п.108 Правил, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3.

Пункт 10 правил устанавливает, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы.

Кроме того, в нарушение п. 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, а также Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323 общежития не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре соответствующего типа.

Между тем, как установлено проверкой, в нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности, в общежитии, принадлежащему заявителю и находящему по адресу: Калужская область, г. Боровск, п. Институт не разработана инструкция по мерам пожарной безопасности для объекта (п. 14 ППБ 01-03); не обеспечено обучение ответственных лиц за пожарную безопасность, мерам пожарной безопасности (постановление Губернатора Калужской области № 66, п. 7 ППБ 01-03); не организовано проведение противопожарного инструктажа с вахтерами общежития под роспись в журнале (п. 7 ППБ 01-03); не установлено распределительным документом по общежитиям соответствующий пожарной опасности противопожарный режим (п.15 ППБ 01-03); не обеспечены помещения общежития первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм положенности (п. 108 прил. 3 ППБ 01-03); не разработаны поэтажные планы схемы эвакуации людей на случай возникновения пожара (п.16 ППБ 01-03); не обеспечено индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания обслуживающий персонал общежития (п. 129 ППБ 01-03); допущено загромождение эвакуационных выходов в коридорах горючими материалами (мебелью) (п. 40 ППБ 01-03); не оборудована электро-щитовая противопожарной сертифицированной дверью с пределом огнестойкости не менее ЕI-60 (п. 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97*); общежитие не оборудовано установками пожарной автоматики и системой оповещения людей о пожаре (п. 14 табл. № НПБ 110-03); не произведен замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 57 ППБ 01-03, ПТЭЭП); этажи не обеспечены двумя эвакуационными выходами (п.6.13 СНиП 21-01-97); не оборудовано здание общежития внутренним противопожарным водоснабжением (табл. 1*, п.6.1 СНиП 21-01-97*); не укомплектовано общежитие знаками пожарной безопасности (п. 3 ППБ 01-03), таким образом заявитель совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения Государственным научным учреждением Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук Правил пожарной безопасности Российской Федерации подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем. Более того, почти все нарушения на момент рассмотрения дела заявителем устранены, о чем свидетельствуют копия сметы доходов и расходов бюджетных средств на 2007 год, копия поэтажных планов эвакуации жильцов при пожаре, копия удостоверения на ФИО5, копия товарной накладной от 23.01.2008, копия тетради о проведении инструктажа, копия инструкции о мерах пожарной безопасности в общежитии, технический отчет об измерении, копия тетради о выдаче противогазов обслуживающему персоналу общежития, копия приказа от 03.06.2005 о назначении ответственных за противопожарную безопасность, в том числе и по общежитию.

Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Довод заявителя о том, что в связи с привлечением 24.12.2007 к административной ответственности Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук не имело времени на проведение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в доме № 6 (общежитие) в поселке Институт в городе Боровске Калужской области, которые ранее было предложено устранить до 05.03.2008 года, судом во внимание не принимается, поскольку заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, а не по ч.1 ст. 19.5 – за неисполнение предписания.

Довод заявителя о том, что при составлении прокуратурой Боровского района Калужской области постановления о возбуждении административного дела от 10.12.2007 был нарушен срок составления указанного постановления, предусмотренный положениями части 1 статьи 28.2, ч, 2 ст. 28.4, ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми протокол об административном правонарушении или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составляется немедленно, после выявления совершения административного правонарушения (административное правонарушение было выявлено в период времени с 27.11.2007 по 03.12.2007), судом во внимание не принимается, поскольку сроки, установленные ст. 28.4, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являются пресекательными, и, следовательно, данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения заявителя от административной ответственности.

Довод заявителя о том, что при направлении 09.01.2008 года главным государственным инспектором Боровского района по пожарному надзору постановления заявителю были нарушены требования ч. 2 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми копия постановления по делу об административном правонарушении должно быть выслано законному представителю юридического лица в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления, постановление должно было быть направлено в адрес института не позднее 27.12.2007, судом во внимание не принимается по тем же основаниям.

В соответствии с п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенные характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Рассматриваемые процессуальные нарушения не повлекли для заявителя последствий, нарушающих его права.

Довод заявителя о том, что отсутствует его вина в совершении административного правонарушения судом во внимание не принимается, поскольку согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено судом, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, о чем свидетельствуют представленные в арбитражный суд документы, подтверждающие, что практически все нарушения после проверки были устранены.

В связи с изложенным, суд считает доказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Между тем, из оспариваемого постановления усматривается, что при привлечении заявителя к административной ответственности ответчиком не исследовались указанные обстоятельства. Суд считает, что у заявителя имелись смягчающие ответственность обстоятельства: правонарушение по данному объекту совершено впервые и то, что заявитель является государственным учреждением.

По мнению суда, ответчиком не представлено документов, свидетельствующих об отягчающих обстоятельствах при совершении заявителем рассматриваемого административного правонарушения. Суд считает возможным изменить размер административного штрафа, назначенного заявителю в пределах санкции установленной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

На основании изложенного заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и изменить постановление отдела государственного пожарного надзора Боровского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области от 24.12.2007 года № 1 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности в части размера назначенного административного штрафа.

В остальной части заявленных требований отказать.

Назначить Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Российской академии сельскохозяйственных наук, г Боровск Калужской области административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья подпись Н.Н. Смирнова