ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-2129/15 от 10.07.2015 АС Калужской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел.: (4842)505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

httр://kaluga.arbitr. ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-2129-2015

17 июля 2015 года

г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2015 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Кретовой И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником заместителя председателя суда Петрачковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калуга-Заказчик" (ОГРН <***>, ИНН <***>) <...>,

к Управлению административно-технического контроля Калужской области (территориальный отдел № 1) <...>,

о признании незаконным и отмене постановления № 1-К-4045-2015 от 06.04.2015,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя ФИО1 по доверенности от 31.03.2015

от административного органа - представителя ФИО2 по доверенности от 12.01.2015 №ПК-4-15,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Калуга-Заказчик" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела № 1 административно-технического контроля Управления административно-технического контроля Калужской области № 1-К-4045-2015 от 06.04.2015.

Определением суда от 20.04.2015 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, сторонам предложено представить отзыв в срок до 15.05.2015, дополнительные документы до 01.06.2015.

Определением от 16.06.2015 суд перешел к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

10.07.2015 года завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в порядке ч.4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал, просил признать постановление незаконным и отменить его, мотивировав тем, что административное правонарушение неправильно квалифицировано по ст. 5.2 Закона Калужской области № 122-ОЗ, поскольку подлежала применению ч.1 ст.19.5 КоАП РФ .

Представитель административного органа поддержал доводы отзыва на заявление, возражал против удовлетворения  требований заявителя.

Исследовав представленные доказательства, доводы сторон, судом установлено следующее.

Экспертом территориального отдела административно-технического контроля №1 УАТК Калужской области, 24.02.2015 обществу с ограниченной ответственностью «Калуга-Заказчик» выдано предписание №1-К-3749-2015 об устранении выявленных нарушений в части ненадлежащего состояния инженерных коммуникаций многоквартирных жилых домов по ул. Дзержинского, <...> ФИО3, д. 68, г. Калуги, выразившихся в повреждении целостности водосточных труб, отсутствие колен и воронок. Установлен срок для устранения недостатков до 15.03.2015.

Предписание вручено 24.02.2015 года (л.д. 37).

Экспертом территориального отдела административно-технического контроля №1 УАТК Калужской области 16.03.2015, произведена проверка исполнения выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено, инженерные коммуникации - водосточные трубы, расположенные на фасадах многоквартирных жилых домов по адресам: <...>  имеющие повреждение целостности труб, отсутствие колен и стоков, а также отсутствие сливных воронок не приведены в надлежащий вид. Работы по ремонту водосточных труб на указанных домах не производились.

По вышеуказанным фактам составлен акт от 16.03.2015 №595 проверки, с приложением фотографических снимков.

Письмом от 18.03.2015 представитель ООО "Калуга-Заказчик" приглашен на 23.03.2015 года для составления протокола об административном правонарушении. Согласно отметки на письме, оно вручено 18.03.2015 секретарю общества (л.д. 44).

Экспертом территориального отдела административно-технического контроля №1 Управления административно-технического контроля Калужской области ФИО4, 23.03.2015, в отсутствии представителя общества в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калуга-Заказчик», составлен протокол №1-К-4045-2015 об административном правонарушении, согласно которому ООО "Калуга-Заказчик" вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.2 Закона Калужской области от 28.02.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области», выразившееся в том, что не исполнено в установленный срок законное предписание  от 24.02.2015 №1-К-3749-2015 должностного лица органа административно-технического контроля.

Протокол направлен в адрес общества 24.03.2015, о чём свидетельствует отметка о вручении на протоколе и штамп общества с входящим номером 592 (оборот л.д. 45).

Определением от 23.03.2015 №1-К-4045-2015 назначено время и место рассмотрения дела об  административном правонарушении на 06.04.2015 года.

На копии определения имеется подпись секретаря общества и штамп организации, подтверждающие получение определения 24.03.2015 (л.д. 46).

Постановлением от 06.04.2015 №1-К-4045-2015 главным специалистом территориального отдела административно-технического контроля №1 УАТК Калужской области, общество привлечено к административной ответственности по статье 5.2 Закона Калужской области от 28.20.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области», по факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица органа административно-технического контроля осуществляющего контрольные функции об устранении нарушений законодательства, назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Постановление вручено обществу 09.04.2015 о чём свидетельствует штамп о вручении от 09.04.2015 № 708 и подпись секретаря общества (оборот л.д. 47).

Не согласившись с постановлением общество в установленный законом срок обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и  отмене.

Статьей 5.2 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля Калужской области, органа административно-технического контроля, органа местного самоуправления, органа муниципального финансового контроля, их должностных лиц, осуществляющих контрольные функции, об устранении нарушения законодательства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - восьмидесяти тысяч рублей.

Таким образом, одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является установление законности предписания, что предполагает проверку наличия законных полномочий административного органа на выдачу предписания . 

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс) к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

Постановлением Правительства Калужской области от 30.03.2011 № 170 "Об управлении административно-технического контроля Калужской области" утверждено Положение об Управлении административно-технического контроля Калужской области.

Согласно п. 1.1. и 1.3 Положения - Управление административно-технического контроля Калужской области (далее - управление) является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению.

Управление является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере административно-технического контроля в соответствии с законодательством Калужской области.

В соответствии с п. 2.1 и 2.2 положения основными задачами управления являются:

- осуществление в соответствии с законодательством административно-технического контроля на территории Калужской области.

- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет в рамках предоставленных законами Калужской области полномочий административно-технический контроль на территории Калужской области.

- в пределах своих полномочий составляет протоколы, возбуждает дела об административных правонарушениях в отношении физических, должностных и юридических лиц, допустивших нарушение действующего законодательства.

В пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях в отношении физических, должностных и юридических лиц, допустивших нарушение действующего законодательства, выносит постановления и определения по делам об административных правонарушениях, выдает обязательные для исполнения субъектами правонарушений предписания об устранении нарушений действующего законодательства, обращает постановления по делам об административных правонарушениях к исполнению.

В соответствии с п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 и 4.1.5 Положения для осуществления возложенных задач и полномочий управление имеет право:

- проводить проверки по вопросам, относящимся к его компетенции.

- проводить анализ состояния объектов благоустройства на территории Калужской области, вносить в установленном порядке предложения по улучшению работы по содержанию объектов благоустройства.

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, выносить постановления по результатам их рассмотрения, налагать в установленном порядке в пределах своей компетенции административные наказания, осуществлять рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

- выдавать обязательные для исполнения субъектами правонарушений предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Системное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что право на выдачу предписаний, проведение проверок  и составление протоколов ограничено пределами полномочий управления административно-технического контроля. Вышеприведенные нормы наделяют управление административно-технического контроля полномочиями по проведению проверок благоустройства и выдачи предписаний об устранении выявленных при этом нарушений.

Согласно разделу 2 Постановления Городского Головы городского округа "Г. Калуга" от 04.08.2006 № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" под благоустройством понимается деятельность по созданию, реконструкции, ремонту, реставрации, оборудованию, переоборудованию, модернизации объектов благоустройства, содержанию их в чистоте и порядке.

Объект благоустройства - элементы среды жизнедеятельности населения на территории муниципального образования "Город Калуга", объекты естественного или искусственного происхождения, предназначенные для осуществления социальных, бытовых, гигиенических, культурных, оздоровительных, информационных и иных потребностей населения.

Содержание объекта благоустройства - обеспечение чистоты, надлежащего состояния и безопасности объекта благоустройства.

Статьей  36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень имущества, который отнесен федеральным законодателем к понятию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности : крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Статьей 1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 также определен состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Указанными "Правилами" определены требования к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома и перечень работ по содержанию общего имущества.

В соответствии со ст. 20  Жилищного кодекса РФ выявление и пресечение нарушений нормативных требований в сфере использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах с правом проведения проверок и выдачи предписаний отнесено к компетенции органов, уполномоченных на осуществление государственного (регионального) жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.

Основываясь на вышеназванных нормах, суд приходит к выводу, что предписание № 1-К-3749-2015 от 24.02.2015 года, выданное должностным лицом управления административно-технического контроля Калужской области в адрес ООО "Калуга-Заказчик", содержащее требование об устранении ненадлежащего содержания инженерных коммуникаций многоквартирных жилых домов, а именно по устранению повреждений целостности водосточных труб, (находящихся на фасадах жилых домов, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов) вынесено при отсутствии установленных законом полномочий и компетенции.

При таких обстоятельствах административным органом не доказано наличие обязательного элемента состава административного правонарушения " законность предписания".

Представитель управления административно-технического контроля в судебном заседании не смогла обосновать на каком нормативном основании проводилась выдача предписания и проверка его исполнения по вопросу содержания водосточных труб, входящих в перечень общего имущества собственников многоквартирных жилых домов.

Вышесказанное свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения предусмотренного ст. 5.2 Закона Калужской области № 122-ОЗ в действиях ОАО "Калуга-Заказчик", поскольку отсутствует обязательный элемент состава административного правонарушения неисполнение законного предписания должностного лица органа административно-технического контроля осуществляющего контрольные функции об устранении нарушений законодательства.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование общества с ограниченной ответственностью "Калуга-Заказчик" удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление территориального отдела административно-технического контроля №1 Управления Административно-технического контроля Калужской области от 06.04.2015 № 1-К-4045-2015 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Калуга-Заказчик" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к административной ответственности по статье 5.2 Закона Калужской области от 28.02.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области» в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                              И.А.Кретова