ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-3172/14 от 07.08.2014 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А23-3172/2014

07 августа 2014 года г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2014 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ипатова А.Н.,при ведении протокола судебного заседания секретарём Хлопиковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению коммандитного товарищества «Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект» (ИНН 4025042602, ОГРН 1024000946122), Калужская область, г.Обнинск, ул.Гагарина, д.22,

к Прокуратуре г.Обнинска Калужской области, Калужская область, г.Обнинск, пр.Ленина, д.127,

Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, г.Калуга, ул.Заводская, д.57,

о признании незаконным представления Прокуратуры г.Обнинска Калужской области от 10.04.2014 №7-02-14, о признании незаконными действий Прокуратуры г.Обнинска Калужской области и Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя - представителя Кулебякина Н.И. по доверенности от 21.05.2014,

от прокуратуры г.Обнинска - старшего помощника прокурора Разуваевой И.А. по доверенности от 17.07.2014 №8-01-14,

от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - представителя Зеленцова Ю.Л. по доверенности от 09.01.2014 №ВЖ-2-14,

У С Т А Н О В И Л:

Коммандитное товарищество «Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Прокуратуре г.Обнинска Калужской области и Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области о признании незаконным представления Прокуратуры г.Обнинска Калужской области от 10.04.2014 №7-02-14, о признании незаконными действий Прокуратуры г.Обнинска Калужской области и Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое представление не основано на законе и не мотивировано, обращение министерства с просьбой провести проверку выходит за рамки его компетенции, прокуратура при проверке подменила собой министерство без достаточных оснований проведя проверку, что привело к нарушению требований закона 294-ФЗ.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения требований.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании поступившего обращения министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области прокуратурой города Обнинска совместно с главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области проведена проверка исполнения коммандитным товариществом «Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект» (далее – КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ») требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего правоотношения в названной сфере.

Установлено, что КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.1995 и поставлено на учет в налоговом органе.

КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» осуществляет деятельность по проектированию для строительства жилых и общественных зданий, объектов промышленности и инженерной инфраструктуры (инженерные сети и объекты сетей), сдаче в аренду помещений.

Для этого КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» эксплуатируются (используются):

- нежилые помещения №№ 1, 2, 4, 6, 7 в строении № 1, расположенные по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Гагарина, д. 22;

- земельный участок для эксплуатации административного здания общей площадью 1511 кв.м. (доля в праве 1877/4602), расположенный по адресу: Калужская обл., г.Обнинск, ул. Гагарина, д.22;

- транспортное средство (легковой автомобиль) марки «Сузуки».

В процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности у КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» образуются отходы 1-го класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО: 3533010013011), отходы 4-го класса опасности «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код по ФККО: 9120040001004), а также отходы электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники) (класс опасности не определен).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ № 7 отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (ч. 2 ст. 67 ФЗ № 7).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ № 89 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды от 01.09.2011 № 721.

Проведенная проверка показала, что в нарушение вышеназванных требований закона в течение 1-го, 2-го, 3-го, 4-го кварталов 2013 года, 1-го квартала 2014 года КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» осуществлялось накопление отходов 1-го класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак», в том числе с превышением предельного срока их накопления (более чем шесть месяцев), и при этом КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не обеспечивалась своевременная (по истечении шести месяцев со дня начала их накопления) передача специализированной организации указанных отходов для их использования (обезвреживания).

КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не обеспечено ведение учета образовавшихся, переданных другим лицам, размещенных отходов электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники) в порядке, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721.

Кроме того, КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не обеспечено представление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами, а именно: отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» была направлена на бумажном носителе в Управление Росприроднадзора по Калужской области только 29.01.2014, то есть после истечения срока, установленного для ее представления (до 15.01.2014). В Отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не отражены данные об образовавшихся у товарищества в течение 2013 г. и (или) накопленных на последний день отчетного периода (31.12.2013) отходах электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники). КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не обеспечено представление в Управление Росприроднадзора по Калужской области электронной версии отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год на магнитном носителе (с помощью программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора).

КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не представлено в установленный срок (до 20.01.2014) в орган исполнительной власти (министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области), уполномоченный осуществлять государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ», отчетности по результатам проведения в КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» производственного экологического контроля в области обращения с отходами производства и потребления за 2013 год, то есть, КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» не обеспечено представление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами.

Результаты проверки министерства зафиксированы в акте от 09.04.2014, справке о результатах проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды КТ «ТАМП ОБНИНСКАРХПРОЕКТ», на основании проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.06.2014.

Также по результатам проведенной проверки 10.04.2014 заместителем прокурора города Обнинска в адрес исполнительного директора КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, в котором прокуратура потребовала безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора; незамедлительно принять необходимые и достаточные меры к устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды в КТ «ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ», причин и условий, им способствующих, а также недопущению подобных нарушений впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона. Копии соответствующих документов представить в прокуратуру г.Обнинска; о результатах рассмотрения и принятых мерах прошу сообщить в прокуратуру г.Обнинска в установленные законом сроки в письменном виде.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в главе 2 раздела 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон).

В соответствии с частью 1 статьи 26 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор, согласно требованиям статьи 27 Закона, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 вышеназванного Закона.

В силу статьи 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно статье 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному исполнению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого представления, доказательства обратного в материалы дела не представлено.

Доводы заявителя о незаконности проведенной проверки не основаны на действующем законодательстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Так, статьей 21 этого же закона установлено, что предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В числе полномочий прокурора в пункте 1 статьи 22 названного закона предусмотрено, что он при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информациейо фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.Пунктом 2 упомянутой статьи также установлено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В статье 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.

Таким образом, прокуратура действовала в рамках предоставленных ей полномочий, доказательств иного, в том числе противоправного вмешательства в действия органов прокуратуры, на которое ссылается заявитель, в материалы дела не представлено и заявителем не доказано.

Доводы Заявителя о проведении министерством внеплановой проверки и о нарушении министерством статей 10 и 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ суд считает основанными на неверном толковании норма права.

Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения указанными органами документарных проверок.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

При этом суд учитывает, что проверка в отношении заявителя министерством не проводилась.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через арбитражный суд Калужской области.

Судья подпись А.Н. Ипатов