ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-3495/09 от 02.09.2009 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый Торг, 4; тел./факс: (4842) 50-59-41; http://www.kaluga.arbitr.ru; e-mail: arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-3495/09А-21-113 

07 сентября 2009 года г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Аникиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарасовой А.О., рассмотрев дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области

к Государственному учреждению – Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании недействительным решения от 05.06.2009 № 226,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ведущего специалиста-эксперта ФИО1 по доверенности от 25.02.2009 № 03-19/4355,

от ответчика – главного специалиста ФИО2 по доверенности от 09.06.2009 № 01-17/05/16393,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области (далее – заявитель, налоговый орган, МИФНС России № 7 по Калужской области) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственному учреждению – Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ответчик, ГУ КРО ФСС) о признании недействительным решения от 05.06.2009 № 226 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал заявленные требования; пояснил, что ответчиком не учтены положения статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательства, регулирующего вопросы государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относится и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Таким образом, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что включение заявителем в расчет среднего заработка для выплаты пособий единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - ошибочно, и является следствием неправильного толкования статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку данная выплата не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей и достижением ими определенных трудовых результатов.

Кроме того, исходя из определений, содержащихся в статьях 129 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации, указанные выше виды помощи являются фондообразующей составляющей денежного содержания гражданского служащего, но не являются оплатой труда, поскольку их выплата не связана с трудовой деятельностью и производится на основании заявления работника.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Государственным учреждением – Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. Результаты проверки оформлены актом от 14.05.2009 № 172с/с (л.д. 9-18).

По результатам рассмотрения акта проверки управляющим отделения ГУ КРО ФСС принято решение от 05.06.2009 № 226 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования. Указанным решением не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 5 947 руб. 67 коп., произведенные МИФНС России № 7 по Калужской области в связи с выявленными нарушениями частей 1, 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и пункта 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375. По мнению ответчика, страхователем неправомерно при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в составе заработка учитывались единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, заявителю предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ, раздел 1) и представить в территориальный орган ФНС России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Не согласившись с данным решением, МИФНС № 7 по Калужской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Из анализа статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации усматривается, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Социальные выплаты, упомянутые в этой же статье кодекса, не отнесены к оплате труда.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной данным Федеральным законом.

Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, следовательно законом предусмотрено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе и в Фонд социального страхования РФ, а также взносы на обязательное пенсионное страхование.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предусмотрена служебным контрактом.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004
 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации; особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, в заработок исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с главой 24 НК РФ, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относится, в том числе, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Из анализа приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих входит в систему оплаты труда, на нее начисляется единый социальный налог, следовательно единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего не является выплатой социального характера и включена заявителем в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам обоснованно.

Довод ответчика о том, что рассматриваемая выплата является выплатой социального характера судом, не связана с выполнением работником трудовых обязанностей во внимание не принимается, как противоречащая действующему законодательству.

Руководствуясь статьями 110, 167, 169-170, 201  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 05.06.2009 № 226, принятое Государственным учреждением – Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области.

Обязать Государственное учреждение – Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья подпись Е.А. Аникина