ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-422/2018 от 23.04.2018 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А23-422/2018

24 апреля 2018 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2018 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Харитоновой Е.В., помощником судьи Симаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Бизнес-Актив» (ОГРН 1103256000143, ИНН 3250517245, 241019, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 136, корп. Б)

к Министерству финансов Калужской области (ОГРН 1044004404058, ИНН 4027064190, 248018, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 48)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Гражданпроект» (241050, г. Брянск, пр-кт Ленина, д. 99), Государственного казенного учреждения Калужской области «Управление капитального строительства» (248001, г. Калуга, ул. Плеханова, д. 45), министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (248000, г. Калуга, пер. Красноармейский 2-й, д. 2, корп. А)

о признании незаконным бездействия и об обязании Министерства финансов Калужской области осуществить все требуемые действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представителя Поповой Т.С., по доверенности от 26.01.2018;

от заинтересованного лица - представителя Бондарева А.А., по доверенности от 25.12.2017 №09/8792-17,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Бизнес-Актив» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству финансов Калужской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства по неосуществлению предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительных действий по исполнительному листу серии ФС №015266388, выданному Арбитражным судом Калужской области 29.05.2017 в части задолженности по государственному контракту №0137200001214007889 от 31.10.2014 в размере 487 500 руб. (в том числе по не получению данной суммы ЗАО «Бизнес-Актив» в рамках принудительного исполнения предъявленного листа и по не приостановлению до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника), а также об обязании Министерства осуществить все требуемые действия, обеспечивающие получение кредитором - ЗАО «Бизнес-Актив» данной денежной суммы ирамках предъявленного на принудительное взыскание исполнительного листа серии ФС №015266388, выданному Арбитражным судом Калужской области 29.05.2017.

Определением суда от 26.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Гражданпроект», Государственное казенное учреждение Калужской области «Управление капитального строительства», министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

В судебном заседании, представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Третьи лица, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

В судебном заседании 16.04.2018 на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 23.04.2018, после перерыва судебное заседание объявлено продолженным.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 АПК РФ дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.

Выслушав выступления представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.04.2017 по делу №А23-6907/2016 с ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства» в пользу ООО «Проектный институт «Гражданпроект» взысканы денежные средства в сумме 487 500 руб., пени в сумме 44 520 руб. 94 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

11.04.2017 между ЗАО «Бизнес-актив» и ООО «Проектный институт «Гражданпроект» заключен договор уступки прав требования №11/04-01, по условиям которого цедент уступает цессионарию право требования оплаты в полном объеме, в котором оно существует и будет существовать в будущем (в том числе на уплату основной задолженности, пеней, штрафов, финансовых санкций, убытков, судебных издержек) с должника - ГКУ КО «Управление капитального строительства» в связи с надлежащим выполнением цедентом работ по заключенным между цедентом и должником контракту на выполнение проектных и изыскательных работ для государственных нужд Калужской области - по объекту: «Уличные газовые сети д. Долина Хвастовичского района» №1372000012140078889 от 31.10.2014 на сумму основной задолженности 487 500 руб., сумму пени 44 520 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины (пункт 1 договора, л.д.16-17).

Письмом от 11.04.2017 ответчик был извещен об уступке права требования -21.04.2017 (л.д.18-20).

02.05.2017 ЗАО «Бизнес-Актив» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве в порядке процессуального правопреемства ООО «Проектный институт «Гражданпроект» на ЗАО «Бизнес-Актив», в связи с заключением между указанными лицами договора уступки прав требований от 11.04.2017 №11/04-01.

29.05.2017 года выдан исполнительный лист серии ФС №015266388.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 06.06.2017, вступившим в законную силу - 07.07.2017, произведена замена истца (взыскателя) по делу №А23-6907/2016 ООО «Проектный институт «Гражданпроект» на ЗАО «Бизнес-Актив.

28.07.2017 ЗАО "БизнесАктив" направило в Министерство финансов Калужской области исполнительный лист от 29.05.2017 серии ФС №015266388 для принудительного исполнения, который был получен последним - 03.08.2017.

Ссылаясь на то, что в настоящее время исполнение по вышеуказанному исполнительному листу не произведено в полном объеме, а именно в части взыскания с ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства» в пользу ЗАО "БизнесАктив" задолженности по государственному контракту №0137200001214007889 от 31.10.2014 в размере 487 500 руб., последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его основании исполнительный документ являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению.

Согласно пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 242.2 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).

В силу пункта 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.08.2017 Министерством от ЗАО "БизнесАктив" был принят к исполнению исполнительный лист серии ФС №015266388 от 29.05.2017 по делу №А23-6907/2016 о взыскании с ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства» в пользу ООО «Проектный институт «Гражданпроект» денежных средств в сумме 487 500 руб., пени в сумме 44 520 руб. 94 коп. и расходов по государственной пошлине в размере 2 000 руб., с приложением определения Арбитражного суда Калужской области от 06.06.2017 по делу А23-6907/2016 о замене взыскателя ООО «Проектный институт «Гражданпроект» на ЗАО «Бизнес-Актив».

Министерством 08.08.2017 было направлено уведомление должнику №09/5527-17 о поступлении исполнительного листа, в ответ на которое от должника письмом от 22.08.2017 №2209-17 поступила информация об оплате в добровольном порядке суммы основного долга в размере 487 500 руб. платежным поручением от 06.06.2017 №407.

Из представленных в материалы дела документов следует, что министерством финансов Калужской области 30.05.2017 в программном продукте "Смарт-Бюджет" были получены от ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" сведения №42482 о бюджетном обязательстве, учетный №37А8987201700253, в отношении контрагента ООО «Проектный институт «Гражданпроект», с приложением копии решения Арбитражного суда Калужской области от 17.04.2017 по делу №А23-6907/2016 о взыскании с ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства» в пользу ООО «Проектный институт «Гражданпроект» денежных средств в сумме 487 500 руб., пени в сумме 44 520 руб. 94 коп. и расходов по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

На основании указанных сведений о бюджетном обязательстве ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" в программном продукте "Смарт-Бюджет" было сформировано платежное поручение от 06.06.2017 №407, в соответствии с которым Министерством был санкционирован платеж в пользу ООО «Проектный институт «Гражданпроект» в сумме 487 500 руб.

21.06.2017 в программном продукте "Смарт-Бюджет" ООО «Проектный институт «Гражданпроект» была сформирована заявка №6097 на внесение изменений в бюджетное обязательство №37А8987201700253, в соответствии с которой был добавлен новый контрагент ЗАО "БизнесАктив", с приложением копии определения Арбитражного суда Калужской области от 06.06.2017 по делу №А23-6907/2016, копии договора уступки права требования (цессии) от 11.04.2017 №11/04-01, копии исполнительного листа 29.05.2017 серии ФС №015266388.

На основании указанной заявки и измененного бюджетного обязательства ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" в программном продукте "Смарт-Бюджет" было сформировано платежное поручение №598 от 31.08.2017, в соответствии с которым Министерством был санкционирован платеж в пользу ЗАО "БизнесАктив" в общем размере 46 520,94 руб.

Посчитав, что исполнительный лист от 29.05.2017 серии ФС №015266388 исполнен в полном объеме, до истечении трехмесячного срока для его исполнения, 31.10.2017 министерство, руководствуясь пунктом 10 статьи 242.2 БК РФ, направило его в Арбитражный суд Калужской области.

Из материалов дела следует, что согласно условиям договора ООО «Проектный институт «Гражданпроект» (первоначальный кредитор) уступило, а ЗАО «БизнесАктив» (новый кредитор) приняло право требования оплаты в полном объеме, в котором оно существует и будет существовать в будущем (в том числе на уплату основной задолженности, пеней, штрафов, финансовых санкций, убытков, судебных издержек) с должника - ГКУ КО «Управление капитального строительства» в связи с надлежащим выполнением цедентом работ по заключенным между цедентом и должником контракту на выполнение проектных и изыскательных работ для государственных нужд Калужской области - по объекту: «Уличные газовые сети д. Долина Хвастовичского района» №1372000012140078889 от 31.10.2014 на сумму основной задолженности 487 500 руб., сумму пени 44 520 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины.

В силу пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быт передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Пунктом 2 статьи 382 ГК РФ установлено, что для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу (пункт 3 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" письменно уведомлено о состоявшемся переходе права требования долга между ООО «Проектный институт «Гражданпроект» и ЗАО "БизнесАктив" в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 382 ГК РФ.

Факт уведомления должника подтверждается вручением последнему уведомления об уступке права требования долга - 21.04.2017 (л.д.76). В уведомлении ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" предлагалось производить уплату суммы задолженности ЗАО "БизнесАктив" по указанным в уведомлении реквизитам.

Пунктом 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 №120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что должник при предоставлении ему доказательств перехода права (требования) к новому кредитору в силу положений статей 312, 382, 385 ГК РФ не вправе не исполнять обязательство данному лицу.

Однако, основная задолженность в размере 487 500 руб. по государственному контракту на выполнение проектных и изыскательных работ для государственных нужд Калужской области - по объекту: «Уличные газовые сети д. Долина Хвастовичского района» №1372000012140078889 от 31.10.2014, уступленной по договору об уступке права требования от 11.04.2017 №21/2016, была оплачена должником платежным поручением от 06.06.2017 №407 первоначальному кредитору - ООО «Проектный институт «Гражданпроект».

Следовательно, действия должника по перечислению задолженности в адрес прежнего кредитора, после получения извещения о переходе права требования спорной суммы долга к новому кредитору, признаются как исполнение обязательства ненадлежащему лицу (кредитору).

Между тем, у Министерства не имелось правовых оснований для приостановления операций на всех лицевых счетах должника - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" в соответствии с пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ, поскольку должником было подтверждено осуществление платежей в полном объеме суммы задолженности по предъявленному к исполнению исполнительному листу.

При этом следует отметить, что отношения, возникшие в связи с перечислением должником денежных средств на счет первоначального кредитора после уведомления о переходе права требования к новому кредитору могут являться предметом самостоятельного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Калужской области.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Бизнес-Актив» (ОГРН 1103256000143, ИНН 3250517245) к Министерству финансов Калужской области (ОГРН 1044004404058, ИНН 4027064190) отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья О.А. Масенкова