ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-4254/09 от 01.10.2009 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый Торг, 4; тел./факс: (4842) 505-941; http://www.kaluga.arbitr.ru; e-mail:arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-4254/09А-13-204

07 октября 2009 года г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 07 октября 2009 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ипатова А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги

кгосударственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании недействительным решения от 11.08.2009 № 339,

при участии в заседании:

от заявителя - ведущего специалиста-эксперта Иванова А.В. по доверенности
 от 20.02.2009 № 04-03/17,

от ответчика - консультанта Жохова В.О. по доверенности от 09.06.2009 № 01-17/05/16390,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 11.08.2009
 № 339.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что ответчиком не учтены положения статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательства, регулирующего вопросы государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375,
 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому
 в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой
 24 Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относится
 и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Таким образом, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности
 и родам.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным
 в отзыве. Пояснил, что включение заявителем единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в расчет среднего заработка для выплаты пособий - ошибочно, и является следствием неправильного толкования статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку данная выплата не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей и достижением ими определенных трудовых результатов.

Кроме того, исходя из определений, содержащихся в статьях 129 и 164 Трудового кодекса Российской Федерации, указанные выше виды помощи являются фондообразующей составляющей денежного содержания гражданского служащего, но не являются оплатой труда, поскольку их выплата не связана с трудовой деятельностью и производится на основании заявления работника.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, суд установил следующее.

Государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию - Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги - по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд
 за период с 01.01.2008 по 31.12.2008. Результаты проверки оформлены актом
 от 20.07.2009 № 383с/с.

По результатам рассмотрения акта проверки управляющим государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение от 11.08.2009 № 339
 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Указанным решением не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 105  709,34 руб., произведенные инспекцией
 в связи с выявленными нарушениями частей 1, 7 статьи 14 Федерального
 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

По мнению ответчика, страхователем неправомерно при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в составе заработка учитывались единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, заявителю предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда
 (форма 4-ФСС РФ, раздел 1) и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Не согласившись с данным решением, налоговый орган обратился
 в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Из анализа статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации усматривается, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях
 и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Социальные выплаты, упомянутые в этой же статье кодекса, не отнесены к оплате труда.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации
 на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства
 и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется
 с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой,
 в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004
 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии
 с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004
 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
 к дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, следовательно законом предусмотрено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе
 и в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также взносы на обязательное пенсионное страхование.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предусмотрена служебным контрактом.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004
 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ
 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности
 и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»,
 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 Налогового кодекса
 Российской Федерации. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375,
 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, предусмотрено,
 что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относится, в том числе, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Из анализа приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих входит
 в систему оплаты труда, на нее начисляется единый социальный налог, следовательно, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего не является выплатой социального характера и включена заявителем в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам обоснованно.

Довод ответчика о том, что рассматриваемая выплата является выплатой социального характера и не связана с выполнением работником трудовых обязанностей, судом во внимание не принимается, как противоречащая действующему законодательству.

Довод ответчика о том, что они действовали в рамках разъяснений действующего законодательства, данных в письмах Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.06.2007 № 02-10/07-6163, от 08.08.2008 № 02-10/07-7677, также не может быть принят судом во внимание.

Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996
 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также
 по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем
 и телеграмм не допускается.

Следовательно, при решении вопроса о непринятии к зачету расходов
 по обязательному социальному страхованию орган социальной защиты должен
 был руководствоваться не данными в указанном письме разъяснениями, которые
 не влекут правовых последствий, а соответствующими нормативными правовыми актами.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение от 11.08.2009 № 339, принятое государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги.

Обязать государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Инспекции Федеральной налоговой службы
 по Московскому округу г. Калуги и сообщить об исполнении решения Арбитражному суду Калужской области в срок до 06.11.2009.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья подпись А.Н. Ипатов