ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-4749/18 от 26.09.2018 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-4749/2018

03 октября 2018 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2018 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сахаровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бараненковой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Калуги, 248002, <...>

к обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский консилиум», 248033, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель ФИО1,

от ООО «Медицинский консилиум» - ФИО2 по доверенности от 20.09.2018,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура города Калуги обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медицинский консилиум» к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителей сторон , суд 26.09.2018 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель общества поддержал доводы отзыва, не отрицал факт совершения правонарушения, указав на его устранение.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский консилиум» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.05.2012 за ИНН <***>, ОГРН <***>, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-40-01-001187 от 22.04.2016, выданную Министерством здравоохранения Калужской области (серия КЖ-40 0044483) бессрочно, с приложением №1 от 22.04.2016.

В связи с обращением ФИО3 от 21.06.2018 первым заместителем прокурора города Калуги принято решение №382 от 22.06.2018 о проведении проверки в отношении ООО «Медицинский консилиум» с целью проверки соблюдения законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг в части оформления договоров на оказание платных медицинских услуг, размещения информации на информационных стендах (стойках) медицинской организации, соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Срок проверки установлен с 25.05.2018 по 03.07.2018.

Решение о проведении проверки направлено ООО «Медицинский консилиум» по электронной почте 25.06.2018, его получение подтверждено генеральным директором общества ФИО4

Письмом от 22.06.2018 №8-43-2018 прокуратура уведомила общество о проведении 25.06.2018 в 14 час. 30 мин. проверки соблюдения вышеуказанного законодательства.

По результатам проверки 25.06.2018 в присутствии генерального директора общества составлен Акт, в котором отражено, что в ходе проверки договоров на оказание платных медицинских услуг, заключенных между ООО «Медицинский консилиум» и потребителями, установлено, что в договорах с ФИО5 от 25.06.2018, ФИО6 от 25.06.2018, ФИО7 от 25.06.2018, ФИО8 от 25.06.2018, ФИО9 от 25.06.2018, ФИО10 от 25.06.2018, ФИО11 от 25.06.2018 отсутствует следующая информация: данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа, выдавшего медицинской организации лицензию на осуществление соответствующей деятельности. На стенде организации отсутствует информация о порядке оплаты услуг потребителями. Сайт medmaster.ru является официальным сайтом ООО «Медицинский консилиум», на сайте размещена информация о предоставлении данной организацией платных медицинских услуг. На момент проверки на сайте отсутствовала информация о порядке оплаты услуг потребителями, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Замечаний и дополнений на Акт не поступило.

Опрошенный 25.06.2018 генеральный директор ООО «Медицинский консилиум» ФИО12 пояснил, что с актом проверки прокуратуры №2 от 25.06.2018 общество согласно, обязуется устранить нарушения.

Письмом от 28.09.2018 №8-43-2018 законный представитель общества вызван в прокуратуру города Калуги на 29.06.2018 в 15 час. 00 мин. Для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медицинский консилиум» по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

29.06.2018 в присутствии генерального директора общества первым заместителем прокурора города Калуги в отношении ООО «Медицинский консилиум» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в котором зафиксированы факты, изложенные в акте от 25.06.2018.

С данным постановлением законный представитель общества ознакомлен 29.06.2018.

В объяснениях к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении генеральный директор общества указал, что обязуется устранить правонарушения в короткий срок.

Заявление о привлечении ООО «Медицинский консилиум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы административного дела направлены прокуратурой города Калуги в Арбитражный суд Калужской области.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности, определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Пункт 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Согласно подпункту «в» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из главных лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее - Правил) определяет порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

В подпунктах «б», «г», «е», «ж», «з» пункта 11 Правил установлено, что исполнитель обязан размещать на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а так же на информационных стендах (стойках) медицинской организации следующую информацию:

- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно пункту «а» пункта 17 Правил договор на оказание платных медицинских услуг должен содержать сведения об исполнителе:

- наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.

В ходе проверки прокуратурой города Калуги установлено, что в договорах с ФИО5 от 25.06.2018, ФИО6 от 25.06.2018, ФИО7 от 25.06.2018, ФИО8 от 25.06.2018, ФИО9 от 25.06.2018, ФИО10 от 25.06.2018, ФИО11 от 25.06.2018 отсутствует информация о данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; адресе места нахождения и телефон лицензирующего органа, выдавшего медицинской организации лицензию на осуществление соответствующей деятельности. На стенде организации отсутствует информация о порядке оплаты услуг потребителями. На официальном сайте общества medmaster.ru отсутствует информация о порядке оплаты услуг потребителями, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Вышеназванные нарушения подтверждены актом проверки от 25.06.2018, скриншотами страниц с интернет сайта http://medmaster.ru, копиями договоров на оказание платных медицинских услуг, заключенных с ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; а так же признаны в объяснении генерального директора общества от 25.06.2018.

Таким образом, ООО «Медицинский консилиум» осуществляло деятельность с нарушением лицензионных условий, предусмотренных специальным, разрешением (лицензией), что образует в его действиях событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя экономическую деятельность, общество должно было в силу публичности и доступности нормативных, правовых актов не только знать о существовании обязанностей, предусмотренных законодательством о лицензировании медицинской деятельности, но и обеспечить их выполнение.

При этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Факт правонарушения обществом не оспорен и подтверждается материалами дела.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.06.2018 соответствует требованиям статей 28.2, 28.4, 28.5 КоАП РФ.

Вменяемые ООО «Медицинский консилиум» правонарушения затрагивают права граждан как потребителей в сфере оказания медицинских услуг; проверка проведена административным органом по жалобе на нарушение обществом прав потребителя стоматологических услуг.

Исходя из существа допущенного правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, проведения проверки по жалобе потребителя, можно сделать вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за такое нарушение в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения, применительно к обстоятельствам настоящего дела.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление №10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18 названного Постановления).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления №10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления №10).

Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела не подтверждено.

С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание характер общественных отношений, на которые оно посягает, учитывая ненадлежащее отношение общества к соблюдению установленных законодательством запретов, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Согласно части 1 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 названной статьи).

Существо правонарушения заключается в нарушении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012), а именно отсутствие предусмотренной действующим законодательством необходимой информации в договорах на оказание платных медицинских услуг, на информационном стенде и в сети «Интернет».

Суд с учётом положений статьи 1.6 КоАП РФ применительно к обстоятельствам данного конкретного дела приходит к выводу о том, что данные нарушения не несут угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3. КоАП РФ, не установлено.

В связи с чем, учитывает требования статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, требования части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, отсутствие возражений прокурора о возможности применения санкции статьи в виде предупреждения, руководствуясь принципом соразмерного деянию справедливого наказания, суд считает возможным назначить ООО «Медицинский консилиум» наказание в виде предупреждения, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Медицинский консилиум» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248033, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья Л.В. Сахарова