АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул.Ленина, д.90; тел: (4842) 505-902; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А23-5745/2020
24 июня 2021 годаг.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021
Полный текст решения изготовлен 24.06.2021
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ушаковой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248017, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "СофтЭксперт" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 300013, <...>"а", пом. 47, оф. 1-4),
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО1, доверенность от 24.09.2020 № 30/2020, паспорт; представитель ФИО2, доверенность от 14.12.2020 № 38/2020, паспорт,
от заинтересованного лица - представитель ФИО3, доверенность от 12.01.2021 № 16д, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужскому УФАС России (далее – антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2020 по делу № 040/04/14.32-714/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявления указано на недоказанность события правонарушения, отсутствие вины.
Управление представило копии материалов дела об административном правонарушении и отзыв, в котором полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Устное ходатайство представителей учреждения об отложении судебного заседания, мотивированное подготовкой жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 № 310-ЭС21-6716 (по делу № А23-9484/2019), судом отклонено, поскольку данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела в настоящем судебном заседании (ч. 5 ст. 158 АПК РФ).
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Решением Калужского УФАС России от 04.09.2019 по делу № 05-04к/2019 установлено нарушение учреждением п.п. 1, 4 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По данному факту Калужским УФАС России возбуждено дело № 040/04/14.32-714/2020 об административном правонарушении.
В отношении учреждения с участием его представителя (ФИО4, доверенность от 12.11.2019 № 64/2019) составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому решением Калужского УФАС России от 04.09.2019 по делу № 05-04к/2019 установлено нарушение учреждением п.п. 1, 4 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашений, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Софтэксперт».
07.11.2018 в адрес Калужского УФАС России поступило заявление УМВД России по Калужской области о возможных нарушениях антимонопольного законодательства при проведении процедуры закупок и заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ (оказания услуг) для нужд ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям.
В рамках рассмотрения обращения Калужским УФАС России проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям, по результатам которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. По результатам проведенной проверки составлен акт от 27.12.2018.
Из материалов заявления и проведенной проверки следует, что между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» заключены государственные контракты №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88 и №89 от 11.12.2017 предметом которых являлись услуги по разработке механизмов хранения информации и формирования отчетов. Вышеуказанные контракты заключались без проведения конкурентных процедур на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ «О контрактной системе»). Стоимость каждого из контрактов составляла не более 99 000 руб.
При этом до заключения каждого из контрактов Заказчик получил три коммерческих предложения от ООО «Мобильные технологии», ООО «Комплексные решения» и ООО «Альянс-Т». Минимальное ценовое предложение, исходя из коммерческого предложения ООО «Мобильные технологии», составило 94 000 рублей. Между тем контракты были заключены по более высокой цене.
Между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» заключены государственные контракты №3 и №4 от 27.02.2017 предметом которых являлись услуги по технологическому сопровождению программных продуктов. Вышеуказанные контракты заключались без «проведения конкурентных процедур на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе». Стоимость каждого из контрактов составляла 99 000 руб.
Кроме того при подготовке и проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015) начальная максимальная цена контракта формировалась на основании предложений о цене ООО «СофтЭксперт». Также указанной организацией осуществлялась подготовка технического задания к аукционам. Таким образом, ООО «СофтЭксперт» было поставлено в преимущественные условия, по отношению к иным потенциальным участникам аукционов, о чем свидетельствует тот факт, что никто, кроме ООО «СофтЭксперт» не принял участие в аукционах.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления УМВД России по Калужской области, а также проведенной проверки в действиях ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» усматривались признаки нарушения пунктов 1 и 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении государственных контрактов №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88 и №89 от 11.12.2017, государственных контрактов №3 и №4 от 27.02.2017, а также пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения между заказчиком и участником торгов, которые привели к созданию преимущественных условий для такого участника при проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015).
Приказом Калужского УФАС России № 23 от 06.02.2019 в отношении ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» возбуждено дело №05-04к/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 1 и 4 статьи 16, а также пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Калужского УФАС России установила следующие фактические обстоятельства дела.
1. 27.02.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №3 на оказание услуг по технологическому сопровождению программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» в информационной базе «BUH», для ведения материального учета для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Срок оказания услуги по 31.03.2017 года (пункт 13.2 контракта). Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 19 мая 2017 года.
Согласно спецификации (Приложение №1 к контракту), скрепленной подписью ФИО5 и ФИО6, решение осуществить закупку услуги именно у данного исполнителя принято в связи с тем, что цена, предложенная данной организацией является наименьшей.
27.02.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №4 на оказание услуг по технологическому сопровождению программного продукта «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения» в информационной базе «ZPALL», для ведения расчетов заработной платы для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Срок оказания услуги по 31.03.2017 года (пункт 13.2 контракта). Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 19 мая 2017 года.
Согласно спецификации (Приложение №1 к контракту), скрепленной подписью ФИО5 и ФИО6, решение осуществить закупку услуги именно у данного исполнителя связано с тем, что цена, предложенная данной организацией, является наименьшей.
До заключения каждого из контрактов Заказчик получил три коммерческих предложения от ООО «Мобильные технологии», ООО «Комплексные решения» и ООО «СофтЭксперт», согласно выписок из ЕГРЮЛ учредителями всех трех организаций являются ФИО7 и ФИО6.
Указанные коммерческие предложения и техтребования для прямых договоров направлены в адрес Заказчика на адрес электронной почты 586476@mail.ru (ФИО8, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям») от ФИО9 адрес электронной почты 134@sfx-tula.ru (руководитель отдела сопровождения бюджетных учреждений ООО «СофтЭксперт») 25.01.2017 в 16:17:23. Данная информация содержится на DVD-R диске, приложенном к объяснениям ФИО8, полученных заместителем начальника отдела УЭБиПК УМВД России по Калужской области подполковником полиции ФИО10, представлены в Калужское УФАС России письмом УМВД России по Калужской области от 13.02.2019 №3/732.
Вышеуказанные контракты заключались без проведения конкурентных процедур на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе». Стоимость каждого из контрактов составляла не более 99 000 руб. По факту данные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренного специальными нормами Закона о контрактной системе, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что данным законом регулируется отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Исходя из требований части 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при выборе способа определения поставщика не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссией Калужского УФАС России установлено, что фактически заключенные между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными контрактами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренного специальным законом, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе», а действия сторон направлены на ограничение конкуренции с целью не допустить других участников для размещения заказа, что, исходя из положений названного Закона, недопустимо.
Из изложенного следует, что заключение Ответчиками указанных контрактов фактически преследовало цель обхода проведения конкурентной процедуры заключения контракта, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе». Особенность заключения государственного (муниципального) контракта состоит в том, что в силу указанного Закона во всех случаях размещение заказа должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, за исключением отдельных случаев, предусмотренных данным Законом. Заключение вышеназванных контрактов в обход проведения конкурентной процедуры свидетельствует о нарушении требований закона.
Кроме того, данные контракты были заключены, согласно Возражениям на акт проверки (письмо ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» №07/227 ОТ 23.01.2019) на время проведения электронного аукциона реестровый номер закупки 0337100019917000015, объект закупки: оказание услуг по технологическому, информационно-техническому и сервисному сопровождению, обновлению и доработкам комплекса программных средств для ведения бюджетного, кадрового, материального учета и расчета заработной платы, приобретение, установка, настройка и сопровождение лицензионного ПО:«Дело». Согласно пункта 2.2 Приложения №2 к документации об электронном аукционе, выполнение работ и оказание услуг осуществляется поэтапно, на четвертом этапе предусмотрено «Технологическое, информационно-техническое и сервисное сопровождение, обновления и доработки ПО 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения в информационной базе "ZPALL", на шестом этапе Технологическое, информационно-техническое и сервисное сопровождение, обновления и доработки ПО 1С:Бухгалтерия государственного учреждения в информационной базе "BUH". То есть, в случае заключении договоров стоимостью до 100 000рублей, проводится раздельная закупка, а контракты заключаются для совершенно разных баз программного продукта 1С, а в случае проведения аукциона, предметы закупки по двум договорам, объединяются в комплекс программ.
Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
При этом, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №82 на оказание услуг по переносу данных из информационной базы по расчету заработной платы в информационную систему кадрового учета для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по переносу данных из информационной базы по расчету заработной платы в информационную систему кадрового учета для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №83 на оказание услуг по разработке механизма хранения дополнительной информации по сотрудникам и механизма хранения номера сводного приказа в типовых кадровых документах для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке механизма хранения дополнительной информации по сотрудникам и механизма хранения номера сводного приказа в типовых кадровых документах для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям»», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №84 на оказание услуг по разработке механизма формирования единого ежедневного сводного приказа по строевой части для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке механизма формирования единого ежедневного сводного приказа по строевой части для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №85 на оказание услуг по разработке механизма формирования выписок из сводных приказов по строевой части для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке механизма формирования выписок из сводных приказов по строевой части для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 98 400 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №86 на оказание услуг по разработке механизма формирования уведомлений на отпуск для сотрудников для нужд федерального казенного учреждения ««Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке механизма формирования уведомлений на отпуск для сотрудников для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №87 на оказание услуг по разработке механизма автоматического формирования отчета «Количество гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в разрезе возрастных категорий, стажа, уровня образования» в информационной системе кадрового учета для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке механизма автоматического формирования отчета «Количество гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в разрезе возрастных категорий, стажа, уровня образования» в информационной системе кадрового учета для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №88 на оказание услуг по разработке процедур автоматического формирования печатных форм по командировкам сотрудников организации для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по разработке процедур автоматического формирования печатных форм по командировкам сотрудников организации для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 99 000 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» заключен государственный контракт №89 на оказание услуг по обучению сотрудников отделения (административного и документационного обеспечения) для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» в 2017 году. В соответствии с пунктами 2.1.-2.2. контракта Исполнитель обязуется оказать, а Заказчик принять и оплатить услуги, установленные контрактом и спецификацией (Приложение №1 к контракту). Согласно спецификации наименование услуги – «Оказание услуг по обучению сотрудников отделения (административного и документационного обеспечения) для нужд федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям», срок оказания услуги до 20.12.2017 года. Цена контракта – 58 865 рублей (пункт 4.1. контракта). Пунктом 6.1. контракта установлено место оказания услуг: по адресу Заказчика:248017, <...> этаж. Срок действия контракта: с момента подписания контракта по 31 декабря 2017 года.
До заключения каждого из контрактов Заказчик получил три коммерческих предложения от ООО «Мобильные технологии», ООО «Комплексные решения» и ООО «Альянс-Т». Минимальное ценовое предложение, исходя из коммерческих предложений, предложено ООО «Мобильные технологии» (94 000 рублей). Между тем контракты были заключены с иным лицом - ООО «СофтЭксперт» и по более высокой цене.
Кроме того, как установлено Калужским УФАС России коммерческие предложения направлялись с адреса электронной почты ФИО9 134@sfx-tula.ru (руководитель отдела сопровождения бюджетных учреждений ООО «СофтЭксперт») в адрес 586476@mail.ru (ФИО8, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям») электронное письмо от 24.11.2017 09:36:04.
Материалами дела также подтверждается, что проекты контрактов и технические задания подготавливались сотрудником ООО «СофтЭксперт» о чем свидетельствуют телефонные переговоры между ФИО11 (начальник отдела (организационно-плановый, финансирования и сопровождения контрактов) ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» ) и ФИО9 (детализация телефонных переговоров от 13.11.2017, в 09 часов 21 минуты, от 13.11.2017, в 17 часов 27 минуты, от 14.11.2017, в 14 часов 31 минуты от 15.11.2017, в 17 часов 51 минуты).
Кроме того, согласно Справки по ОРМ «Наблюдение» с использование НАЗ, НВД, дата записи 30.10.2017 следует, что финансирование по указанным контрактам запрашивалось исходя из расчета, сделанного сотрудниками ООО «СофтЭксперт».
Согласно пункту 8 выписки из Распоряжения №9-р от 04.08.2017 следует, что срок для подготовки и направления документов для истребования денежных средств на приобретение и внедрение программного продукта по автоматизации кадрового делопроизводства был установлен не позднее 11.11.2017. Установление такого срока свидетельствует о том, что финансирование под вышеуказанные контракты запрашивалось без намерения их реализовать путем проведения конкурентных процедур.
Таким образом, 11.12.2017 между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» заключено 8 контрактов, предметом которых являлся комплекс услуг в сфере кадровой работы (услуги по переносу данных из информационной базы по расчету заработной платы в информационную систему кадрового учета; услуги по разработке механизма хранения дополнительной информации по сотрудникам и механизма хранения номера сводного приказа в типовых кадровых документах; услуги по разработке механизма формирования единого ежедневного сводного приказа по строевой части; услуги по разработке механизма формирования уведомлений на отпуск для сотрудников; услуги по разработке механизма автоматического формирования отчета «Количество гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в разрезе возрастных категорий, стажа, уровня образования» в информационной системе кадрового учета; услуги по разработке процедур автоматического формирования печатных форм по командировкам сотрудников организации; услуги по обучению сотрудников отделения (административного и документационного обеспечения), начиная с переноса данных, разработки механизмов хранения информации и формирования отчетов, заканчивая обучением сотрудников для работы с нововведениями. Все контракты имеют единый срок действия с момента подписания контракта 11 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года, единый срок выполнения работ до 20.12.2017 года, единое место оказания услуг – место нахождения Заказчика. Цена всех контрактов составляет 751 265рублей.
При этом ООО «Мобильные технологии» предложило цену по контрактам ниже, чем цена, по которой данные контракты были заключены с ООО «СофтЭксперт».
Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1).
28.02.2017 с последующими изменениями от 06.03.2017 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» было размещено извещение и документация к электронному аукциону, объект закупки: оказание услуг по технологическому, информационно-техническому и сервисному сопровождению, обновлению и доработкам комплекса программных средств для ведения бюджетного, кадрового, материального учета и расчета заработной платы, приобретение, установка, настройка и сопровождение лицензионного ПО:«Дело».
Дата и время начала подачи заявок 28.02.2017 12:09
Дата и время окончания подачи заявок 14.03.2017 09:00
Дата проведения аукциона 20.03.2017
Начальная максимальная цена контракта составила 1 242 000, 00рублей.
Извещение и документация (реестровый номер закупки 0337100019917000015) о проведении запроса котировок было размещено на Официальном сайте в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru. Аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке в сети Интернет: http://www.sberbank-ast.ru.
Для участия в аукционе поступила единственная заявка, ООО «СофтЭксперт», которая, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.03.2017, признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
По итогам проведенного аукциона между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» заключен контракт №15 от 29.03.2017 сроком действия до 22 декабря 2017 года.
В рамках подготовки к проведению данной закупки, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» были запрошены коммерческие предложения, с целью обоснования установления начальной максимальной цены контракта. Коммерческие предложения были получены от трех организаций: ООО «Организатор – Сервис»» (г. Москва), ООО «СофтЭксперт» (г. Тула) и ООО «СистемаСофт» (г. Тула). Однако, как установлено Калужским УФАС России, данные коммерческие предложения были направлены с адреса электронной почты ФИО12 <187@sfx-tula.ru> (Руководитель отдела продаж и внедрения систем электронного документооборота ООО «СофтЭксперт») в адрес 586476@mail.ru (ФИО8, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям») электронное письмо от 01.02.2017 13:20:49. Также посредством электронной переписки между ФИО9 и ФИО12 с ФИО8 до проведения аукциона происходил обмен информацией и доработка технического задания.
Кроме того исходя из Предложения о проведении закупки от 31.01.2017, подготовленного ФИО8, начальная максимальная цена контракта по данному аукциону установлена в размере 1 242 000 руб. При этом коммерческие предложения от ООО «Организатор – Сервис»», ООО «СофтЭксперт» и ООО «СистемаСофт» датированы 01.02.2017. В свою очередь коммерческое предложение ООО «СофтЭксперт» содержало наименьшую стоимость оказания услуг и равную стоимости, определенной в Предложении о проведении закупки от 31.01.2017. Указанное свидетельствует, что коммерческое предложение ООО «СофтЭксперт» подготавливалось под доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, выделенные на данную закупку.
15.09.2017 года ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» было размещено извещение и документация к электронному аукциону, объект закупки: передача неисключительных прав и методологическое сопровождение программного продукта «ДЕЛО» и программного продукта «Астрал-Отчетность», а также технологическое, информационно-техническое и сервисное сопровождение, обновления и доработки программного продукта 1С: Бухгалтерия государственного учреждения и 1С: Зарплата и кадры.
Дата и время начала подачи заявок 15.09.2017 14:56.
Дата и время окончания подачи заявок 24.09.2017 09:00.
Дата проведения аукциона 29.09.2017.
Начальная максимальная цена контракта составила 1 561 406,90рублей.
Извещение и документация (реестровый номер закупки 0337100019917000077) о проведении запроса котировок было размещено на Официальном сайте в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru. Аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке в сети Интернет: http://www.sberbank-ast.ru.
Для участия в аукционе поступила единственная заявка, ООО «СофтЭксперт», которая, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.09.2017, признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
По итогам проведенного аукциона между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» заключен контракт №78 от 11 октября 2017года сроком действия до 31 декабря 2017года.
В рамках подготовки к проведению данной закупки, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» были запрошены коммерческие предложения, с целью обоснования установления начальной максимальной цены контракта. Коммерческие предложения были получены от трех организаций: ООО Центр автоматизации «ПРОМАВТОМАТИКА» (г. Рязань), ООО «СофтЭксперт» (г. Тула) и ООО «ЦентрПрограммСистем» (г. Белгород). Однако, как установлено Калужским УФАС России, данные коммерческие предложения были направлены с адреса электронной почты ФИО9 134@sfx-tula.ru (руководитель отдела сопровождения бюджетных учреждений ООО «СофтЭксперт») в адрес 586476@mail.ru (ФИО8, ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям») электронное письмо от 22.08.2017 15:33:22. Также посредством электронной переписки между ФИО9 и ФИО8 до проведения аукциона происходил обмен информацией и доработка технического задания.
Кроме того исходя из Предложения о проведении закупки от 28.08.2017, подготовленного ФИО8, начальная максимальная цена контракта по данному аукциону установлена в размере 1 561 406,90 руб. При этом коммерческие предложения от ООО Центр автоматизации «ПРОМАВТОМАТИКА», ООО «СофтЭксперт» и ООО «ЦентрПрограммСистем», на основании которых формировалась НМЦК, поступили в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» только 04.09.2017. Указанное свидетельствует, что Заказчик при формировании НМЦК уже знал, какие цены будут предложены в коммерческих предложениях, что также свидетельствует о наличии связи между лицом, подготовившим и направившим коммерческие предложения и заказчиком.
Предметом закупок по указанным аукционам является:
аукцион № 0337100019917000015 | аукцион №0337100019917000077 | |
Программный продукт 1С | оказание услуг по технологическому, информационно-техническому и сервисному сопровождению, обновлению и доработкам комплекса программных средств для ведения бюджетного, кадрового, материального учета и расчета заработной платы | технологическое, информационно-техническое и сервисное сопровождение, обновления и доработки программного продукта 1С: Бухгалтерия государственного учреждения и 1С: Зарплата и кадры. |
Программный продукт «Дело» | приобретение, установка, настройка и сопровождение лицензионного ПО:«Дело» | передача неисключительных прав и методологическое сопровождение программного продукта «ДЕЛО» |
Программный продукт «Астрал-Отчетность» | передача неисключительных прав и методологическое сопровождение программного продукта «Астрал-Отчетность» |
При этом программный продукт «Дело» был включен в предмет закупок, с целью уменьшения круга лиц, которые смогут принять участие в данных закупках.
Указанные выводы Калужского УФАС России также подтверждаются Справкой по ОРМ «Наблюдение» с использование НАЗ, НВД, дата записи 30.10.2017, согласно которой ООО «СофтЭксперт» подготавливало контракты по установке программного продукта «Дело», и данный программный продукт по сути включен в предмет аукциона для того, чтобы одна и та же фирма обслуживала и 1С.
Кроме того об отсутствии необходимости осуществления закупки программного продукта «Дело» свидетельствует тот факт, что с 2018 года ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» не провело ни одной закупки по приобретению или обслуживанию данного программного продукта, о чем свидетельствует письмо ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» №б/н от 24.07.2019. При этом за указанный период закупки программного продукта 1С проводились неоднократно, о чем свидетельствует электронный аукционы (реестровые номера закупок 0337100019919000014, 0337100019918000020).
В свою очередь программные продукты «Дело» и 1С, установленные в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» не взаимосвязаны между собой, о чем свидетельствует письмо ООО «СофтЭксперт» от 19.06.2018 №ИСХ-Ю/54, согласно которому в период с 01.06.2015 по настоящее время поставка программных модулей «Интеграция «Дело» и «1С:БГУ» организациями, входящими в группу компаний «СофтЭксперт», не осуществлялась.
В рамках определения возможности оказания услуг по установке и обслуживанию программного продукта «Дело» на территории Калужской области иными организациями кроме ООО «СофтЭксперт» и хозяйствующих субъектов образующих с ним одну группу лиц Калужским УФАС России была запрошена информация в ООО «Электронные Офисные Системы (Софт)» (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ, Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота («Дело») №2006614189, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 6 декабря 2006г.) об организациях, с которыми заключены лицензионные договоры на реализацию программного продукта «Дело». Данной организацией представлен перечень организаций-партнеров, которые работают с клиентами, зарегистрированными на территории Калужской области, представлены копии договоров. В данный список организаций были включены: ООО «Комплексные решения» (ИНН <***>), ООО СофтЭксперт» (ИНН <***>), ООО «Интелект технологии» (ИНН <***>), ООО «Система Софт» (ИНН <***>). Согласно выписок из ЕГРЮЛ учредителями всех трех организаций являются ФИО7 и ФИО6. Все общества составляют группу лиц по признаку, определенному пунктами 2 и 8 части 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции».
Калужским УФАС России проведен осмотр сайта ООО «Электронные Офисные Системы (Софт)» (https://www.eos.ru/)в целях установления организаций, имеющих лицензионный договор и осуществляющих деятельность на территории Калужской области, по результатам осмотра сайта установлена одна такая организация ООО «СофтЭксперт» (Акт осмотра сайта https://www.eos.ru/ от 17апреля 2019года).
Кроме того из указанных на официальном сайте ООО «Электронные Офисные Системы (Софт)» сведениях о клиентах, использующих программный продукт «Дело» в большинстве случаев (кроме ПАО «Приборный завод «СИГНАЛ») закупка программного продукта, обслуживание и обновление программного продукта «Дело» в период времени с 2016 по 2018 годы осуществлялась централизованно и дистанционно, т.е. не данными учреждениями, а головными организациями. Исходя из представленных ПАО «Приборный завод «СИГНАЛ» сведений поставщиком программного продукта «Дело» является ООО «Комплексные решения».
Таким образом, в рамках рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России установлено, что в период проведения электронных аукционов №0337100019917000015 и №0337100019917000077 единственным поставщиком программного продукта «Дело» на территории Калужской области являлось ООО «СофтЭксперт» либо хозяйствующий субъект, в ходящий с данной организацией в группу лиц. Документы и сведения, опровергающие указанный вывод, Ответчиками в материалы дела не представлены.
Также в рамках рассмотрения дела было установлено, что ООО «СофтЭксперт» принимало непосредственное участие в подготовке технического задания и расчете начальной максимальной цены контракта, представив Заказчику коммерческие предложения от трех разных организаций к каждому из аукционов, чем было поставлено в преимущественные условия, по отношению к иным потенциальным участникам аукционов, о чем свидетельствует тот факт, что никто, кроме ООО «СофтЭксперт», не принял участие в аукционах.
В свою очередь Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что в условиях осуществления государственных и муниципальных закупок никакие отношения между участником и заказчиком, до завершения процедуры определения поставщика, не могут существовать. Такое положение вещей противоречит целям законодательства о контрактной системе, основанным на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, предотвращения коррупции.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора о вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 (далее - Обзор Президиума Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Позиция ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» отражена в возражении на акт от 27 декабря 2018 года, в письменных пояснениях №07/1831 от 14.05.2019 иных письмах, направленных в Калужское УФАС России в рамках рассмотрения дела №05-04к/2019.
Организация считает, что государственные контракты №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88 и №89 от 11.12.2017 были заключены с единственным поставщиком, в связи с поздним поступлением лимитов бюджетных средств (расходное расписание №344 от 27.11.2017 года) при том, что бюджетная заявка была направлена 26.10.2018, таким образом, у организации не было времени на проведение конкурентной процедуры.
Государственные контракты №3 и №4 от 27.02.2017 были заключены для нужд управления, на время проведения аукциона, заключались для сопровождения совершенно разных баз программных продуктов, по мнению ответчика, данные контракты не образуют одну сделку, имеют разный предмет.
Ответчик считают, что нарушение антимонопольного законодательства в действиях ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» отсутствует.
Калужское УФАС России отмечает, что все приведенные доводы не опровергают обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дела.
Позиция ООО «СофтЭксперт» по делу в целом совпадает с позицией ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям».
Кроме того ООО «СофтЭксперт» представлены в материалы дела сведения о закупочных процедурах, согласно которым в одной закупке осуществлялось оказание услуг по обслуживанию программного продукта «1С:ФИО13» и программного продукта «Дело» либо иного сходного программного продукта.
В свою очередь Калужское УФАС России отмечает, что приведенные ООО «СофтЭксперт» закупки не опровергают изложенные в настоящем заключении обстоятельства, так как проводились не на территории Калужской области. Кроме того ООО «СофтЭксперт» не принимало в них участие.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» договоренности при заключении государственных контрактов №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88 и №89 от 11.12.2017, государственных контрактов №3 и №4 от 27.02.2017 , а так же при проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015), которая направлена на создание обществу преимущественных условий, в том числе на участие в данных закупках.
На основании изложенного Ответчиками созданы условия и (или) возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции при проведении вышеуказанных закупок.
Совокупность всех установленных фактов, свидетельствует о нарушении ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» запретов, установленных пунктами 1 и 4 статьи 16, а также пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции». Вина указанных лиц заключается в том, что они нарушили установленные ФЗ «О защите конкуренции» запреты на заключение недопустимых в соответствие с антимонопольным законодательством соглашений и не предприняли всех зависящих от них мер по их соблюдению.
30.07.2019года Комиссией Калужского УФАС России в соответствии с требованиями 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» было принято заключение об обстоятельствах дела.
В адрес Калужского УФАС России поступили письменные возражения ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» на заключение об обстоятельствах дела.
Комиссия Калужского УФАС России, рассмотрев доводы ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «СофтЭксперт» полагает, что указанные доводы не опровергают факты и доказательства, указанные выше в мотивировочной части решения.
Таким образом, в действиях ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» (248017, <...>; ИНН<***>; ОГРН<***>) и ООО «СофтЭксперт» (300013, <...>, оф. 1-4; ИНН<***>; ОГРН<***>) установлено нарушение пунктов 1 и 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при заключении государственных контрактов №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88 и №89 от 11.12.2017, государственных контрактов №3 и №4 от 27.02.2017 без проведения конкурентных процедур, а также нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения между заказчиком и участником торгов, которые привели созданию преимущественных условий для такого участника при проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015).
Частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом устанавливается событие административного правонарушения, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения между ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» и ООО «Софтэксперт», которое привело к созданию преимущественных условий для ООО «Софтэксперт» при проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является период с февраля по декабрь 2017 года.
Решением Калужского УФАС России от 04.09.2019 по делу № 05-04к/2019 установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям» по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО «Софтэксперт».
Устанавливается субъект административного правонарушения – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калужской и Тульской областям».
Таким образом, действия учреждения, выразившиеся в заключении с обществом антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий для общества при проведении электронных аукционов (реестровые номера 0337100019917000077, 0337100019917000015), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Представитель учреждения письменно выразила несогласие с протоколом.
Заместителем руководителя управления 28.07.2020 по делу № 040/04/14.32-714/2020 в отношении учреждения с участием его представителя (ФИО2, доверенность от 08.07.2020 № 17/2020) по указанным фактам вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Доводы заявителя об отсутствии события правонарушения судом отклоняются.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ, содержание разъяснений п. 10.2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, установленные судебными актами по делу № А23-9484/2019, имеют для настоящего дела преюдициальное значение. Доказательством совершения обществом деяний, образующих объективную сторону вмененного правонарушения, является решение антимонопольного органа от 04.09.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-04к/2019, законность которого подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу № А23-9484/2019.
Следовательно, событие правонарушения суд находит доказанным.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а также доказательства, объективно препятствующие соблюдению требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Вина учреждения заключается в том, что оно имело реальную возможность воздержаться от нарушения антимонопольного законодательства, однако не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению данного условия.
Все смягчающие обстоятельства следует считать учтёнными, поскольку на заявителя с учётом его финансового положения наложен штраф в размере одной второй от минимально предусмотренного законом. Дальнейшее снижение суммы штрафа законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, права заявителя, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 названного Постановления).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела
не подтверждено.
С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание его общественную опасность, характер общественных отношений, на которые оно посягает, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать полностью в признании незаконным постановления Калужского УФАС России от 28.07.2020 по делу № 040/04/14.32-714/2020 о привлечении Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248017, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Д.В. Харчиков