АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 апреля 2019 года г.Калуга
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2019 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сахаровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Симаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области, 248000, <...>,
к обществу с ограниченной ответственностью «Калужский завод по производству альтернативного топлива», 248030, <...>, о. 9, ИНН <***>, ОГРН <***>
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя ФИО1 по доверенности от 21.01.2019 №01- 13/143,
от лица, привлекаемого к административной ответственности – представителя ФИО2 по доверенности от 10.10.2018 №71,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Калужский завод по производству альтернативного топлива» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований.
Представитель общества в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснил, что в настоящий момент общество деятельность по захоронению отходов ТБО не осуществляет.
В судебном заседании 21.03.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 25.03.2019.
После окончания перерыва, суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство по данному делу в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание после перерыва не явились.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» на основании лицензии от 05.05.2017 серии 040 №00158 П осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности.
На основании распоряжения заместителя руководителя Росприроднадзора по Калужской области от 11.07.2018 №106-ГК в период с 13.07.2018 по 09.08.2018 в отношении ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания №03-38/2018-2 от 31.01.2018.
Уведомлением от 11.07.2018 №01-13/2064 общество извещено о проведении внеплановой проверки.
Старшим государственным инспектором управления при участии представителя общества по доверенности от 26.12.2017 №25 ФИО3 при проверке выявлено, что предписание не выполнено. При эксплуатации полигона допущены отклонения от проектных решений, получивших положительное заключение экологической экспертизы в том числе: полигон не оборудован водоотводными канавами, а также специальными местами для отбора проб для наблюдений за качеством поверхностных вод; на территории полигона захоронение отходов производится в одну рабочую карту, выполненную в виде котлована (согласно проекту отходы должны захораниваться в 8 параллельно располагаемых траншеях длиной 144 м и глубиной 2 м.), чем нарушены пункт 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пункт 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062. ООО «КЗПАТ» проводит работы по реконструкции полигона и приступило к захоронению отходов 4-5 классов опасности без наличия разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после завершения работ по реконструкции полигона, без включения объекта в государственного реестра объектов размещения отходов после проведения работ по реконструкции полигона, чем нарушены статья 48.1, статья 51, статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ, пункты 6,7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, пункт 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062.
По результатам проверки составлен акт от 09.08.2018 №03-527/2018.
Акт проверки вручен представителю общества ФИО3
Старшим государственным инспектором управления 09.08.2018 в отношении общества при участии представителя общества по доверенности от 26.12.2017 №25 ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №03-527/2018-2.
В данном протоколе отражено, что в период с 13.07.2018 с 09 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин. 09.08.2018 Управлением Росприроднадзора по Калужской области проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания №03-38/2018-2 при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в районе пос. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области, эксплуатируемого ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива». В соответствии со статьей 51 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 к грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а именно: лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. Учитывая, что ООО «КЗПАТ» производит захоронение отходов на объекте, которым произведены работы по реконструкции без наличия разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также учитывая что данным предприятием продолжается захоронение отходов с отклонениями от проектных материалов рабочего проекта «Полигон твердых бытовых отходов на территории Полотнянозаводского карьероуправления, пос.Полотняный Завод», на который было получено Положительное заключение государственной экологической экспертизы (заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Комитета природных ресурсов по Калужской области по РП «Полигон твердых бытовых отходов на территории Полотнянозаводского карьероуправления, пос.Полотняный Завод, Дзержинского района» от 28.04.2001), ООО «КЗПАТ» допускаются нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида при размещении отходов на полигон ТБО. Кроме того ООО «КЗПАТ» разработана проектная документация по реконструкции полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером 40:04:232201:14, которая получила положительное заключение государственной экспертизы №90 от 20.07.2018 (приказ Управление Росприроднадзора по Калужской области от 20.07.2018 №2994). В соответствии со статьей 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ объекты, используемые для обезвреживания и (или) захоронения отходов I-V классов опасности, являются объектами государственной экспертизы. Согласно статье 51 указанного Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешения на реконструкцию данного полигона, заключение государственной экспертизы проектной документация полигона отсутствуют. Согласно статье 55 указанного Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Нарушены: статья 51 ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 48.1, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Представитель общества в объяснениях указал, что с нарушениями не согласен. Возражения будут предоставлены при рассмотрении дела.
Названный протокол, материалы административного дела и заявление о привлечении ощества к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Калужской области.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.
При этом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.
Привлечение к административной ответственности, установленной части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗотходыпроизводстваипотребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение № 1062) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В силу пункта 4 Положения № 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно части 11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В ходе проведении проверки административным органом выявлено, что ООО «КЗПАТ» производит захоронение отходов на объекте, на котором произведены работы по реконструкции без наличия разрешения на строительство (реконструкцию) положительного заключения государственной экспертизы, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, также общество продолжает захоронение отходов с отклонениями от проектных материалов рабочего проекта «Полигон твердых бытовых отходов на территории Полотнянозаводского карьероуправления, пос.Полотняный Завод, на который было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Комитета природных ресурсов по Калужской области по РП «Полигон твердых бытовых отходов на территории Полотнянозаводского карьероуправления, пос.Полотняный Завод. Дзержинского района» от 28.04.2001).
Данные обстоятельства подтверждаются, актом проверки от 09.08.2018, протоколом от 09.08.2018 №03-527/2018-2.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт захоронению отходов ТБО на момент проверки обществом не оспаривается.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения общества требований законодательства, а также о принятии им всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения, не установлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении указанного правонарушения.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, лицом, привлекаемом к административной ответственности, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вина ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива», как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, – по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Статья 14.1 КоАП РФ регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2019 № 3-П, привлечение к административной ответственности по названной выше статье предполагает привлечение именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть – в том числе применительно к срокам давности – от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
Вменяемое обществу правонарушение (нарушение лицензионных требований и условий) является длящимся, выявлено административным органом в ходе проверки и зафиксировано в акте от 09.08.2018.
Следовательно, срок привлечения к ответственности должен исчисляться с 09.08.2018 и истекает 09.11.2018.
Таким образом, на момент принятия судом решения трехмесячный срок давности привлечения общества к вмененной ему административной ответственности, истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Калужский завод по производству альтернативного топлива» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Л.В. Сахарова