АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А23-6593/2019
30 июня 2020 годаг.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2020
Полный текст решения изготовлен 30.06.2020
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бубновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Боровское лесопромышленное предприятие" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 249000, <...>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>),
третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное казенное учреждение Калужской области "Боровское лесничество" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 249010, Калужская обл.,
<...>)
о признании недействительным решения,
при неявке лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
ООО "БЛП" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, содержащегося в письме от 30.04.2019 № 2532-19 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду в пределах горного отвода на основании лицензии № КЛЖ № 80292 ТЭ (уточненное требование).
В обоснование требования указано, что согласно лесохозяйственному регламенту на испрашиваемом участке допускается выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых. Кроме того, указано на возможность организации карьера в защитных лесах с категорией защитности «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов» (за исключением особо защитных участков лесов).
Министерство в отзыве считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Третье лицо поддержало позицию министерства.
Поданное 21.06.2020 в 21:07, а зарегистрированное и поступившее в суд 22.06.2020 ходатайство представителя заявителя об отложении судебного заседания не менее чем на 14 дней с проведением видеоконференц-связи ввиду повышения температуры тела у представителя ФИО1 11.06.2020 судом рассмотрено и отклонено. За период времени с повышения температуры тела представителя (документально не подтвержденного) до дня судебного заседания при разумном и добросовестном подходе заявитель и его представитель могли и должны были обеспечить возможность замены представителя. Суд учитывает также множественность заседаний по данному делу, в которых стороны имели возможность реализовать свои права быть услышанными судом и задавать вопросы друг другу, а также общую продолжительность рассмотрения данного дела, приближающуюся к неразумной. По тем же основаниям отклоняется аналогичное по сути, но мотивированное попросту «невозможностью явки представителя» ходатайство министерства об отложении судебного заседания.
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 АПК РФ дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.
Изучив материалы дела, суд установил следующие значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.
Общество обладает лицензией на пользование недрами от 29.06.2017 серии КЛЖ № 80292 ТЭ, вид работ «разведка и добыча песчано-гравийной смеси на участке недр, расположенном в 1,2 км. к северо-востоку от д. Тимашово, на территории МР «Боровский район».
На очередное заявление общества о предоставлении лесного участка в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых письмом от 30.04.2019 № 2532-19 министерство отказало обществу в предоставлении лесного участка в аренду.
Данный отказ мотивирован ссылками на статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), указанием на то, что часть испрашиваемого лесного участка расположена в границах водоохраной зоны р. Городянка, ссылкой на п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), согласно которой в границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, указано, что на испрашиваемом участке в квартале 83 выделах 3, 4, 9, 10, 14 произрастают наиболее ценные лесные насаждения – лесные культуры, тогда как в соответствии с Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (утвержден приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515) в целях размещения, в частности, карьеров, используются нелесные земли, при отсутствии таковых – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Также указано на несоответствие разрешенного использования лесного участка целям использования лесного участка, указанным в заявлении (ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)), и на нецелесообразность использования лесного участка, занятого лесными культурами, в целях разработки месторождения полезных ископаемых.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно материалам дела, обществу предоставлено право пользования участком недр на основании лицензия КЛЖ № 80292 ТЭ с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Кривского месторождения, расположенном в 1,2 км. к северо-востоку от дер. Тимашово на территории МР «Боровский район» Калужской области. Срок действия лицензии по 01.06.2032. Участок недр имеет статус горного отвода.
В соответствии с требованиями части первой статьи 25.1 Закона Российской Федерации «О недрах» лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Положениями пункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
В силу статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с представленной лицензией.
Согласно статье 43 ЛК РФ выполнение работ для разработки месторождений полезных ископаемых, связанных с использованием лесов, должно осуществляться на основании договора аренды лесного участка.
В соответствии со статьей 8 Закона о недрах решение вопросов о предоставлении лицензий на пользование участками недр осуществляется при наличии документально оформленного предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника, владельца земли на отвод в пределах выделенной ими территории земельного участка или участков для целей недропользования.
Департамент лесного хозяйства по ЦФО письмом от 19.07.2018 признал возможным предоставление лесного участка в аренду в целях осуществления работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых в квартале 83 Боровского участкового лесничества ГКУ КО «Борвоское лесничество». Предварительное согласование предоставления лесных участков в аренду дано согласно протоколу совещания от 03.08.2018.
Согласно статье 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 11).
В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Как предусмотрено пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Частью 1 статьи 102 ЛК определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ.
К таким лесам относятся, в частности, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а именно, леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт "а" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ).
В силу части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Данным Перечнем карьеры отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2), а также к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, не являющимся объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных, в частности, в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2.1).
Следовательно, размещение карьера недопустимо лишь в особо защитных участках лесов.
Доказательств, что испрашиваемый обществом лесной участок относится к таковым, суду не представлено. Напротив, проектная документация лесного участка, утвержденная министерством 06.08.2018 за № 642-18, в п. 8 содержит прямое указание на отсутствие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.
Следует заметить, что статья 106 ЛК РФ (в отличие от ст. 104 ЛК РФ) не содержала отсылок к положениям ВК РФ.
Лесохозяйственным регламентом Боровского лесничества на 2019-2028 годы квартал 83 Боровского участкового лесничества (без изъятий и выделения частей квартала, то есть всецело) включен в перечень кварталов, видом разрешенного использования которых является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Названный регламент содержит оговорки относительно необходимости учета наличия особо защитных участков лесов, режим которых ограничивает или полностью запрещает некоторые виды лесопользования. Однако, как указывалось выше, доказательств отнесения всего испрашиваемого лесного участка или его части к особо защитным участкам леса министерством суду не представлено.
Поэтому вывод министерства о несоответствии разрешенного использования лесного участка целям использования лесного участка, указанным в заявлении, несостоятелен.
Незаконное и необоснованное решение министерства нарушает права и законные интересы общества, в силу чего подлежит признанию недействительным.
Следует заметить, что согласовывая границы спорного участка и выделяя отвод при выдаче лицензии, цели которой в ней недвусмысленно обозначены, министерство могло и должно было исчерпывающе установить наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих добыче общераспространенных полезных ископаемых на испрашиваемом лесном участке. Предварительно согласовав границы участка, выдав лицензию с отводом конкретного участка и наделив тем самым общество разумно оправданными ожиданиями в части его предоставления в аренду, а впоследствии отказывая в его предоставлении по вышеприведенным основаниям, министерство допутило непоследовательное поведение, нарушающее принцип доверия граждан к органу публичной власти, что, по мнению суда, уже само по себе является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения.
Поскольку суд при вынесении решения не должен подменять уполномоченный орган по вопросам его компетенции, то применительно к пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд возлагает на министерство обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества путём повторного рассмотрения по существу его заявления от 04.04.2019 № 08-19 о предоставлении лесного участка в аренду с учётом выводов настоящего решения суда.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины (чек-ордер от 14.08.2019 № 63 УИП 10429086120086081408201907105340 на сумму 3 000 руб.) относятся на министерство.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Признать недействительным решение Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, содержащееся в письме от 30.04.2019 № 2532-19 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду в пределах горного отвода на основании лицензии № КЛЖ № 80292 ТЭ.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН <***>) в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Боровское лесопромышленное предприятие" (ОГРН <***>) путем повторного рассмотрения по существу его заявления от 04.04.2019 № 08-19 о предоставлении лесного участка в аренду.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Боровское лесопромышленное предприятие" (ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Д.В. Харчиков