АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел. (4842) 505-902,факс: (4842) 599-457
http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
4 декабря 2020 годаг.Калуга
Решение вынесено 16 ноября 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2020 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Мила" (ОГРН 1174027016680, ИНН 4004020284, 249103, Калужская обл., Тарусский р-н, дер. Сивцево, ул. Илюхинская, д. 5)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области (ОГРН 1044004427708, ИНН 4029030703, 248000, г.Калуга, пер. Воскресенский , д. 28)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.09.2020 № 37 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 63 750 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мила" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МИФНС № 7 по Калужской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) от 02.09.2020 № 37 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 63 750 рублей.
В обоснование общество просит учесть, что правонарушение негативных последствий не повлекло, а инспекцией не применены положения статьи 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ с целью смягчения наказания, просит отменить постановление.
Инспекция в отзыве указывает, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований законодательства и является законным и обоснованным, в удовлетворении требований просит отказать, представило материалы административного дела.
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, степени обоснованности возражений.
Судом 16.11.2020 в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления МИФНС № 7 по Калужской области от 02.09.2020 № 37 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 63 750 рублей.
Общество 27.11.2020 заявило о составлении мотивированного решения.
Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Единственным учредителем общества Фетисовым А.А. 19.08.2019 утверждено решение № 7 о принятии на основании заявления от 19.08.2019 в общество гражданина Республики Вьетнам Нгуен Куанг Чунга и увеличении уставного капитала общества путем принятия дополнительного вклада в уставный капитал Общества в размере 85 000 рублей.
Денежные средства в размере 85 000 рублей внесены в кассу общества наличными Нгуен Куанг Чунгом 19.08.2019 и, согласно приходному кассовому ордеру № 3 от 19.08.2019, денежные средства в размере 85 000 рублей приняты в кассу должностным лицом общества Фетисовым А.А.
На дату внесения денежных средств в кассу Нгуен Куанг Чунг паспорта гражданина Российской Федерации либо вида на жительство в Российской Федерации не имел, таким образом, Нгуен Куанг Чунг имел статус нерезидента, что подтверждается справкой УМВД России по Калужской области.
Общество, получив 19.08.2019 денежные средства в размере 85 000 рублей от нерезидента Нгуен Куанг Чунг наличными в кассу, нарушило п. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле".
Главным государственным налоговым инспектором 25.08.2020 за № 40292019815879700002 в отношении общества в присутствии его представителя Фетисова А.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ согласно которому 19.08.2019 единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью "Мила" Фетисовым Артемом Александровичем утверждено Решение № 7 о принятии на основании заявления от 19.08.2019 в общество гражданина Республики Вьетнам Нгуен Куанг Чунга и увеличении уставного капитала общества путем принятия дополнительного вклада в уставный капитал общества в размере 85 000 рублей. Денежные средства в размере 85 000 рублей внесены в кассу общества наличными Нгуен Куанг Чунгом 19.08.2019. Согласно приходному кассовому ордеру № 3 от 19.08.2019, денежные средства в размере 85 000 рублей приняты в кассу должностным лицом общества Фетисовым А.А.
Как следует из пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются резидентами. Согласно пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 ч. 1, являются нерезидентами.
В соответствии с пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Таким образом, осуществление нерезидентом Нгуен Куанг Чунгом платежа в размере 85 000 рублей в качестве вклада в уставный капитал общества и принятие денежных средств в кассу общества, является валютной операцией.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Указанной нормой Федерального закона № 173-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться резидентами с нерезидентами помимо счетов в уполномоченных банках: юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами -резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку валютная операция в виде взноса нерезидента в уставный капитал не предусмотрена указанным перечнем, ее осуществление, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Следовательно, приняв в кассу 19.08.2019 наличные денежные средстве от нерезидента Нгуен Куанг Чунга на сумму 85 000 рублей в качестве вклада в уставный капитал, общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ - осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках; расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.2. КоАП РФ общество совершило указанное административное правонарушение по неосторожности, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
Факт нарушения подтверждается следующими документами: копия Решения № 7 от 19.08.2019 единственного учредителя Общества; копия приходного кассового ордера № 3 от 19.08.2019; копия заявления от 19.08.2019 о принятии Нгуен Куанг Чунга в общество путем увеличении Уставного капитала Общества; копия карточки счета 50.01 за 01.08.2019-30.09.2019; ответ УМВД России по Калужской области № 38/8711 от 31.12.2019 (вх. 00062 от 10.01.2020) на запрос Межрайонной ИФНС России № 7 по Калужской области № 10-61/07148 от 10.12.2019; протокол об административном правонарушении №40292019815879700002 от 25.08.2020.
Определением от 25.08.2020 назначены дата, время и место вынесения постановления об административном правонарушении, копия определения вручена представителю общества Фетисову А.А.
Руководителем инспекции 02.09.2020 за № 37 в отношении общества в присутствии его представителя по указанному факту вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 63 750 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В соответствии с пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон №173-ФЗ) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Как следует из пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях" являются резидентами.
Кроме того, согласно пп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются резидентами.
Согласно пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, физические лица,
не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 ч. 1, являются нерезидентами.
Следовательно, на дату внесения денежных средств (19.08.2019) Нгуен Куанг Чунг вид на жительство в Российской Федерации не имел, что подтверждается справкой УМВД России по Калужской области, таким образом, Нгуен Куанг Чунг имел статус нерезидента,
В соответствии со ст. 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Положениями ст. 14 Закона № 173-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться юридическими лицами - резидентами с физическими лицами - нерезидентами без использования счетов в уполномоченных банках: в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В соответствии со ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения обществом 19.08.2019 незаконной валютной операций, то есть валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации, а именно внесение физическим лицом - нерезидентом Нгуен Куанг Чунгом в кассу общества дополнительного вклада в уставный капитал общества в размере 85 000 рублей наличными, то есть минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации подтверждается решением № 7 от 19.08.2019 единственного учредителя общества; приходным кассовым ордером № 3 от 19.08.2019, заявления от 19.08.2019 о принятии Нгуен Куанг Чунга в общество путем увеличении Уставного капитала общества; карточкой счетом 50.01 за 01.08.2019-30.09.2019; справкой УМВД России по Калужской области № 38/8711 от 31.12.2019, протоколом об административном правонарушении № 40292019815879700002 от 25.08.2020 и иными доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей в сфере валютного законодательства Российской Федерации и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований валютного законодательства Российской Федерации.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а также доказательства, объективно препятствующие соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации.
Вина общества заключается в том, что оно имело реальную возможность для осуществления расчетов с физическим лицом - нерезидентом в наличной валюте Российской Федерации при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данного условия.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания инспекцией приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые), а также то обстоятельство, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, и наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ - в размере 63 750 рублей.
В заявлении общество отмечает, что относится к субъектам малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые, негативных последствий не повлекло, материального ущерба не наступило, в связи с чем общество просит применить положения статьи 4.1.1. КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
Действующие правовые нормы законодательства об административных правонарушениях не позволяют в данном случае заменить назначенное обществу наказание в виде административного штрафа на предупреждение, что следует из следующих положений.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество относится к категории субъекта малого и среднего предпринимательства - микропредприятие.
Между тем, нарушения законодательства о валютном регулировании создают угрозу устойчивости финансовой системы государства и его национальной безопасности. Высокая степень их общественной опасности подтверждается установленным законодателем повышенным размером штрафа за правонарушения в названной сфере, а также более продолжительным сроком давности привлечения к административной ответственности за их совершение.
Целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики.
Нарушение обществом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное его отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, его нарушение посягает на экономическую безопасность государства, ведет к неконтролируемому обороту валюты Российской Федерации, нарушению стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, в связи с чем отсутствует совокупность условий для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, правовые основания по применению статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом деле отсутствуют.
Составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о назначении административного наказания произведено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции должностных лиц.
Нарушений порядка рассмотрения материала об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание назначено в пределах установленной санкции, в минимальном размере.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 названного Постановления).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела
не подтверждено.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства допущенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, ввиду чего отказывает полностью в удовлетворении заявленного требования.
В отношении ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемого постановления суд отмечает следующее.
Частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В настоящем случае постановление обжаловано, следовательно, не вступило в законную силу, а потому не подлежит обращению к принудительному исполнению.
Ссылок на закон, позволяющий приостановить исполнение не вступившего в силу постановления о привлечении к административной ответственности, а равно доказательств возможности принудительного исполнения такого постановления до вступления его в законную силу заявитель не представил.
Руководствуясь статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать полностью в признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области от 02.09.2020 № 37 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мила" (ОГРН 1174027016680, ИНН 4004020284, 249103, Калужская обл., Тарусский р-н, дер. Сивцево, ул. Илюхинская, д. 5) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 63 750 рублей.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных 29 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи жалобы в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калужской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Д.В. Харчиков