ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-7328/20 от 08.11.2021 АС Калужской области

     АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: arbitr@kaluga.ru

   Именем Российской Федерации

       Р Е Ш Е Н И Е

           Дело № А23-7328/2020

15 ноября 2021 года                                                                                  г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 15  ноября 2021 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ивановой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирдяшкиным А.С. (до перерыва) и помощником судьи Герасимовым Р.В. (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «СмолВторСталь», 214031, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5, офис -, ОГРН 1166733058557, ИНН 6732124140,

к Городской Управе города Калуги, 248000, г. Калуга, ул. Кутузова, д. 2/1, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947,

при участии в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Нефтехим – Калуга», 248001, г. Калуга, ул. Суворова, д. 13, кв. 33, ОГРН 1024001176121, ИНН 4027046722,

о признании права собственности,

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя Мироновой Н.Н. по доверенности от 16.09.2020 сроком действия на 1 года,

от третьего лица – генерального директора Ермака Е.В. по приказу от 30.09.2019 (после перерыва),

У С ТАН О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «СмолВторСталь» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Городской Управе города Калуги (далее – ответчик, Управа) о признании права собственности на сооружение – подъездной железнодорожный путь (6,13), протяженностью 280 м., расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д. б/н.

Определением от 20.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Нефтехим – Калуга».

Определением Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2021 производство по делу №А23-7328/2020 было приостановлено до получения заключения экспертов по результатам назначенной судебной экспертизы.

Определением от 08.10.2021 производство по делу возобновлено.

07.09.2021 от истца поступило ходатайство об уточнении заявленных исковых требований, в соответствии с которым просил суд признать право собственности за ООО «СмолВторСталь» на сооружение - подъездной железнодорожный путь (6,13), с кадастровым номером 40:26:000001:1723, протяженностью 157м., расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н. Также истец указал, что судебная экспертиза ООО «Фактор НК» № 1/05-2021 от 05.06.2021 года является надлежащим, допустимым и достоверным доказательством того, что сооружение - подъездной железнодорожный путь (6,13) с кадастровым номером 40:26:000001:1723, протяженностью 157м по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д. б/н, соответствует действующим строительным, техническим, противопожарным, экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам, является безопасным, не приводящим к угрозе жизни и здоровью людей, прибывающих на прилегающей территории, отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Таким образом, сооружение подъездного железнодорожного пути протяженностью 157м., по адресу: Калужская область, г. Калуга, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н, соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует всем необходимым нормам, является вспомогательным по отношению к основному подъездному железнодорожному пути с кадастровым номером 40:26:000001:1356, принадлежащему на праве собственности ООО «Нефтехим-Калуга»; сооружение подъездного железнодорожного пути находится в границах земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:1524, принадлежащего ООО «Нефтехим-Калуга» и земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:1554, принадлежащего истцу на праве собственности.

27.10.2021 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя; в удовлетворении исковых требований ответчик просил отказать по ранее изложенным доводам.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей  ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании 27.10.2021 был объявлен перерыв до 08.11.2021до 10 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей ответчика.

Представитель истца поддержал заявленные исковые требования с учетом ранее заявленного ходатайства об уточнении заявленных исковых требований, просил признать право собственности на сооружение - подъездной железнодорожный путь (6,13), с кадастровым номером 40:26:000001:1723, протяженностью 157м., расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н, согласно данным технического плана, подготовленного ООО «БГТИ» 28.06.2021; пояснил, что исковые требования изменены с учетом выводы представленного экспертного заключения.

Судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что спорное сооружение является вспомогательным к основному подъездному железнодорожному пути с кадастровым номером 40:26:000001:1356, собственником которого он является, истец произвел реконструкцию вспомогательного сооружения, ООО «Нефтехим-Калуга» не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Исследовав материалы дела, заслушав выступление представителей истца и третьего лица, суд установил следующее.

Обществу с ограниченной ответственностью «СмолВторСталь» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000001:1554, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под одноэтажным кирпичным зданием насосной (строение 34), одноэтажным кирпичным зданием склада мазутного хозяйства (строение 35), общая площадь 8082 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.25, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 99/2020/336420413 от 03 июля 2020 года.

Обществу с ограниченной ответственностью «СмолВторСталь» на праве собственности принадлежит сооружение, назначение: 7.1 сооружения железнодорожного пути, наименование: подъездной железнодорожный путь (6,13), протяженностью 206 м., с кадастровым номером 40:26:000001:1723, расположенное по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, что выпиской из ЕГРН  от 05 июня 2020 года.

Согласно акта проверки органом государственного (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № 103 от 07.06.2019г. железнодорожные вспомогательные пути необщего пользования №6,№13 и стрелочные переводы №2 и №4 не обеспечивают маневровую и сортировочную работу, стрелочные переводы частично разукомплектованы. Также  железнодорожные пути необщего пользования №6,№13 и стрелочные переводы №2 и №4 являются вспомогательным сооружением к подъездному железнодорожному пути с кадастровым номером 40:26:000001:1356, протяженностью 888м., использование без основного подъездного пути невозможно. Требуется закрытие движения.

В соответствии с указанным актом в 2020 году ООО «СмолВторСталь» за свой счет с привлечением организации, имеющей допуски и разрешения для проведения данных работ, произведена реконструкция (капитальный ремонт) подъездного железнодорожного пути. Технические характеристики указанного подъездного железнодорожного пути содержатся в техническом плане, изготовленном  ООО «БГТИ» 28.06.2021.

В состав работ по реконструкции подъездного железнодорожного пути входили:

- демонтаж старого и монтаж нового стрелочного перевода;

- демонтаж части тупикового участка;

- монтаж тупикового участка протяженностью 74 м. на земельном участке с кадастровым номером 40:26:000001:1554.

В результате реконструкции общая протяженность железнодорожного пути необщего пользования составила 157м.

ООО «СмолВторСталь» обратилось в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги с заявлением об узаконивании реконструкции сооружения подъездного железнодорожного пути (6,13), расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:1524 и 40:26:000001:1554, по адресу: Калужская область, г. Калуга, г. Калуга, ул. Светлая.

Согласно ответа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги №7182/06-20 от 15.07.2020 года рекомендовано по вопросу признания права собственности на объект обратиться в суд.

Мотивировав невозможностью осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект, предприниматель обратился в суд с настоящим иском.

Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, в силу следующих обстоятельств.

Согласно п. 1 ст. 8  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания права, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 31 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.

 В п. 3  ст. 222 ГК РФ закреплено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. По общему правилу, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных, указанных в статье 222 ГК РФ обстоятельствах, признать право собственности на самовольную постройку.

В пункте 25 постановления Постановление № 10/22 разъяснено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник или иной титульный владелец земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с п.3 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п.4.1 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.

Исходя из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом ВС РФ 19.03.2014 г., при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади.

В соответствии с пунктом 26 Постановления №10/22, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа  в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Железнодорожный путь необщего пользования (6,13) с кадастровым номером 40:26:000001:1723 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 40:26:000001:1524 и 40:26:000001:1554.

ООО «Нефтехим-Калуга» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000001:1524 площадью 3 093 кв.м., расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н.

Ранее сооружение, назначение: 7.1 сооружения железнодорожного пути, наименование: подъездной железнодорожный путь (6,13), протяженностью 206 м., с кадастровым номером 40:26:000001:1723 на праве собственности принадлежало ООО «Нефтехим-Калуга» на основании договора купли-продажи земельного участка под существущими объектами недвижимого имущества и технического плана сооружения.

Сооружение, назначение: 7.1 сооружения железнодорожного пути, наименование: подъездной железнодорожный путь (6,13), протяженностью 206 м., с кадастровым номером 40:26:000001:1723 является вспомогательным к основному подъездному железнодорожному пути с кадастровым номером 40:26:000001:1356.

Основной подъездной железнодорожный путь с кадастровым номером 40:26:000001:1356, протяженностью 888м, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, на праве собственности принадлежит ООО «Нефтехим-Калуга».

Ранее согласно договора № Б-53 долгосрочной аренды с правом выкупа от 01.10.1994 года, заключенного между Обнинским строительно-промышленным акционерным обществом (арендодатель) и АОЗТ «КСМАО» (арендатор), арендодатель предоставил арендатору в долгосрочную аренду с правом выкупа имущество, перечисленное в приемо-передаточном акте.

Согласно дополнительного соглашения от 01.04.1998 года к договору № Б-53 между ООСПАО и ЗАО «КСМАО» из договора аренды с правом выкупа № Б-53 от 30.12.1994 года исключено следующее имущество: подъездные ж/д пути – 9,3; 1,2,6,11; инвентарные номера – 15150; 15147; стоимость имущества в ценах 1994 года – 79675,265 руб.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.10.2013 года по делу № А23-4248/2013 признано право собственности ЗАО «КСМАО» на здание колерной, инвентарный номер 25 687, общей площадью 409,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Глаголева, д.25, стр.1; на подъездной железнодорожный путь лит. V, протяженностью 224,2 п.м., инвентарный номер 34775, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, №б/н; на подъездной железнодорожный путь лит. IV, протяженностью 600,0  п.м., инвентарный номер 34775, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, №б/н.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013 года по делу № А23-4632/2013 признано право собственности ЗАО «КСМАО» на подъездной железнодорожный путь лит. III, протяженностью 887,95 п.м., инвентарный номер 34775, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, №б/н.

Согласно договора купли-продажи № 1/2015 от 23.04.2015 года ЗАО «КСМАО» передало в собственность за плату ООО «Нефтехим-Калуга» подъездной железнодорожный путь (лит. III), протяженностью 888 п.м., инв. № 34775, кадастровый номер 40:26:000001:1356, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н.

Согласно справки ЗАО «КСМАО» № 17-19/Б от 09.09.2019 года следует, что расчеты по Договору долгосрочной аренды с правом выкупа № Б-53 от 01.101.1994 года и дополнительных соглашений к нему произведены полностью, что подтверждается Актом сверки взаиморасчетов между ЗАО «КСМАО» и ОООСПАО по состоянию на 01.10.2002 года.

ООО «Нефтехим-Калуга» согласно ранее представленным пояснениям не возражает против прохождения железнодорожного пути необщего пользования (6,13), принадлежащего ООО «СмолВторСталь», по земельному участку с кадастровым номером 40:26:000001:1524. Более того, пояснили, что сооружение, назначение: 7.1 сооружения железнодорожного пути, наименование: подъездной железнодорожный путь (6,13) является вспомогательным к основному подъездному железнодорожному пути с кадастровым номером 40:26:000001:1356.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно ст.16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 №17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ железнодорожные линии являются линейными объектами.

В соответствии с п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Согласно п. 14.3 ст.1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

08.06.2020 года ООО «СмолВторСталь» в связи с реконструкцией подъездного железнодорожного пути (6,13), расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н, обратилось в Центральное управление государственного железнодорожного надзора.

Согласно ответа главного инспектора Центрального управления государственного железнодорожного надзора № 15/248-20 от 15.06.2020 следует, что для производства реконструкции подъездного железнодорожного пути (6,13) с кадастровым номером 40:26:000001:1723 необходимо подготовить проект на производство работ, предоставить действующий технический паспорт на подъездной железнодорожный путь (6,13) с кадастровым номером 40:26:000001:1723, заключить договор с организацией, имеющей допуски и разрешения для проведения данных работ.

30.06.2020 ООО «СмолВторСталь» заключило с ООО «ЖелдорТранс» договор подряда № 31/20 на производство работ по восстановлению рельсошпальной решетки и стрелочного переводов на железнодорожном пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д.25, ООО «СмолВторСталь».

Согласно приказа МПС РФ от 18 июня 2003г. №26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» на железнодорожный путь необщего пользования по окончанию строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт.

ООО «ЖелдорТранс» была выдана Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «СмолВторСталь», примыкающем к железнодорожной станции Азарово, Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»,

Затем в соответствии с типовым образцом, разработанным Главным управлением перевозок МПС и указанием Управления Московской ж.д. от 21.06.1994г. № д.т. 164/3И, распоряжением Московской железной дороги от 28.12.2010г. № 430р/НЗ-1, ООО «ОргСтрой» был изготовлен технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования ООО «СмолВторСталь», примыкающего к пути ООО «Нефтехим-Калуга», станция примыкания к путям общего пользования – Азарово.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ООО «СмолВторСталь» произвело капитальный ремонт (реконструкцию) подъездного железнодорожного пути (6,13), расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н.

В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ввод в эксплуатацию вспомогательного сооружения не предусмотрен.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

По ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Фактор НК» Пантелеевой Ольге Яковлевне, Ефремову Андрею Алексеевичу, Ефремову Кириллу Андреевичу, с постановкой перед экспертами  следующих вопросов:

Как следует из представленного экспертного заключения  железнодорожный путь необщего пользования ООО «СмолВторСталь» примыкает к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Нефтехим-Калуга» нецентрализованным стрелочным переводом №3, который примыкает к 1-ому соединительному пути АО «Калужское предприятие железнодорожного транспорта» (АО «КПЖТ») стрелочным переводом №22. путь необщего пользования АО «КПЖТ» в свою очередь примыкает централизованным стрелочным переводом №32 к выставочному пути №11 станции Азарово Московской железной дороги. Представитель ООО «СмолВторСталь» собственных локомотивов и вагонного парка не имеет.

По функциональному назначению конструкция железнодорожного пути разделяется на верхнее строение пути, земляное полотно, его водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения, расположенные в полосе отвода; искусственные сооружения.

Фактическая протяженность объекта экспертизы железнодорожного пути (6,13) согласно замерам, выполненным экспертами ООО «Фактор НК», составляет 157 м, что не соответствует протяженности железнодорожного пути (6,13), указанной в первом вопросе суда – 280м; деформация земляного полотна отсутствует; толщина балластного слоя – 20 см (забалластировано щебнем), ширина плеча балластной призмы более 20 см, что соответствует требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации – для участков звеньевого железнодорожного пути.

Для проведения погрузочных работ на территории имеется открытая площадка, погрузка металлолома в вагоны производится с площадки. Соединение рельсов железнодорожного пути – стыковое; сварные стыки отсутствуют; скрепления рельсов в местах их соединения стыковыми накладками и болтам; техническое состояние соединений удовлетворительное.

На железнодорожном пути установлен ручной колесосбрасывающий башмак (сброс при движении в сторону примыкания налево) для предотвращения самопроизвольного ухода подвижного состава с пути необщего пользования ООО «СмолВторСталь» и его несанкционированного выезда на пути ООО «Нефтехим-Калуга».

Стрелка на железнодорожном пути 6,13 состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневого крепления остряков, переводного механизма, опорных, упорных и крепежных деталей. Техническое состояние – работоспособное.

Согласно проведенным замерам экспертами ООО «Фактор НК» ширины колеи ж/д пути, расстояние между рельсами составляет 1517-1520мм. согласно нормам ширина колеи должна составлять 1520 мм (плюс, минус 20мм). Кустовая гнилость шпал и брусьев стрелочных переводов не выявлена.

Экспертами сделан вывод о соответствии сооружения – подъездной железнодорожный путь (6,13) с кадастровым номером 40:26:000001:1723, расположенного на земельном участке с кадастровым номером  40:26:000001:1524, протяженностью 157м по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д. б/н, действующим строительным, техническим, противопожарным, экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Техническое состояние несущих конструкций железнодорожного пути, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д. б/н, согласно проведенному обследованию – работоспособное, объект соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, действующими на территории РФ (СП, СНиП, ГОСТ, др.).

Сооружение - подъездной железнодорожный путь (6,13), протяженностью 157м по адресу: г. Калуга, ул. Светлая, д. б/н, соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, действующей на территории РФ (СП, СНиП, ГОСТ, др.), является безопасным, не приводящим к угрозе жизни и здоровью людей, прибывающих на прилегающей территории, отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Выводы экспертов носят последовательный непротиворечивый характер, полномочия и компетентность эксперта не оспорены, иными доказательствами вышеуказанные выводы не опровергнуты.

Представленное в суд экспертное заключение признано судом надлежащим доказательством по делу. Заключение эксперта соответствует положениям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой его составной частью являются оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Таким образом, истец, осуществивший реконструкцию спорного объекта, обладал правами на земельный участок, произведенная реконструкция соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, а также санитарно-гигиеническим, противопожарным, экологическим нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Установив, что истцом проведении капительного ремонта (реконструкции) не допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, сооружение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истцом принимались надлежащие меры к легализации объекта, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования о признании права собственности.

Определением суда от 05.04.2021  по делу № А23-7328/2020 была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью экспертам ООО «Фактор НК». В определении суд установил стоимость экспертизы - 35 000 руб.

Денежные средства для оплаты экспертизы, внесены на депозитный счет Арбитражного суда Калужской области истцом по платежному поручению 24.12.2020 №4336.

В соответствии со статьей 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведение экспертизы подлежит оплате путем перечисления денежных средств на счет учреждения, вопрос об оплате будет разрешен отдельным судебным актом.

Расходы по государственной пошлине и на проведение экспертизы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению истца, относятся на истца.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

признать за обществом с ограниченной ответственностью «СмолВторСталь» право собственности на сооружение - подъездной железнодорожный путь (6,13), с кадастровым номером 40:26:000001:1723, протяженностью 157м., расположенный по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Светлая, д.б/н, согласно данным технического плана, подготовленного ООО «БГТИ» 28.06.2021.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

            Судья                                                                                                          Е.В. Иванова