АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А23-8045/2018
30 января 2019 года г. Калуга
Резолютивная часть решения опубликована 17 января 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2019 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению закрытого акционерного общества "УграКерам" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)
к Калужской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)
об отмене постановления от 22.10.2018 №10106000-782/2018 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество "УграКерам" (далее - заявитель, ЗАО "УграКерам", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Калужской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) об отмене постановления от 22.10.2018 №10106000-782/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО "УграКерам" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.
17.01.2019 судом в порядке ч. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение по делу, путем подписания резолютивной части решения.
23.01.2019 в Арбитражный суд Калужской области ответчиком направлено заявление о составлении мотивированного решения.
Согласно ч. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
В обоснование требования заявитель указывает на то, что первоначально статистическая форма за август 2018 года была представлена 10.09.2018 посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", считает, что правонарушение является малозначительным, срок просрочки минимальный (1 день).
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление возражало против удовлетворения требований заявителя, считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Таможней при осуществлении контроля за своевременностью предоставления статистических форм учета перемещения товаров (далее - СФ) был выявлен факт несвоевременного предоставления обществом в таможню СФ за август 2018 года, а именно 13.09.2018.
Повесткой от 17.09.2018 №10-21/12192 общество извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Повестка получена заявителем 24.09.2018, что подтверждается почтовым отправлением с отметкой о вручении.
Старшим государственным таможенным инспектором по таможенной статистике Калужской таможни в отношении общества, в отсутствие его представителей, составлен протокол об административном правонарушении от 08.10.2018 №10106000-782/2018, согласно которому при осуществлении контроля, проводимого на основании пункта 2 части 2 статьи 254, части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абз. 4 пункта 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), в отношении ЗАО "УграКерам", в помещении отделения таможенной статистики Калужской таможни по адресу <...>, 08.10.2018 в 12 часов 00 минут установлено, что ЗАО "УграКерам" в Калужскую таможню 13.09.2018 нарочно представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 12100180910-16310941, которой присвоен регистрационный номер 10106000/140918/С938313.
Согласно указанной статистической форме ЗАО "УграКерам" в августе 2018 года осуществлен вывоз товара в рамках договора от 08.02.2018 №1801/03, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО1, 220025, Беларусь, <...> с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
Из представленной обществом СФ от 10.09.2018 с системным номером 12100180910-16310941 следует, что продажа товаров продавцом ЗАО "УграКерам" и покупка товаров покупателем индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялась в августе 2018 года.
С учетом изложенного общество было обязано предоставить в таможню СФ за август 2018 с системным номером 12100180910-16310941 в срок до 12.09.2018 включительно.
Фактически СФ с системным номером 12100180910-16310941 за август 2018 года представлена обществом в таможню 13.09.2018, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 7 Правил, на 1 день.
И.о. заместителя начальника Калужской таможни 22.10.2018 в отношении общества вынесено постановление №10106000-782/2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами и специальной таможенной статистики.
Согласно пункту 1 статьи 49 ТК ТС для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закона №311-ФЗ) установлено, что функцией таможенных органов является ведение таможенной статистики внешней торговли, статистика взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС и специальной таможенной статистики.
Частью 1 статьи 104 Закона №311-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистических формах учета перемещения товаров, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона №311-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым на основании статьи 104 Закона № 311-ФЗ определены правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, а также правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Каждая статистическая форма учета носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах.
В соответствии с пунктом 5 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Исходя из пункта 7 Правил российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представить таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе статистические формы учета перемещения товаров.
Материалами дела установлено, что фактически СФ от 10.09.2018 с системным номером 12100180910-16310941 за август 2018 года представлена ЗАО "УграКерам" в Калужскую таможню 13.09.2018, то есть с нарушением срока на 1 день.
В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения - в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, ЗАО "УграКерам" несвоевременно представило в Калужскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров от 10.09.2018 с системным номером 12100180910-16310941 за отчетный период август 2018 года, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В действиях ЗАО "УграКерам" были установлены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Субъектомадминистративного правонарушенияявляетсяЗАО "УграКерам", 249200, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>.
Как следует из положений части 1 статьи 2.1КоАП РФадминистративным правонарушениемпризнается противоправное, виновноедействие (бездействие) физическогоили юридического лица, за которое настоящим кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическоелицо признается виновнымв совершенииадминистративногоправонарушения, если будет установлено, чтоу него имелась возможность длясоблюдения правил и норм, за нарушение настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность,но данным лицом не былиприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступаяв таможенные правоотношенияЗАО "УграКерам" должно не только знатьо существовании обязанностей,отдельно установленных для каждого видаправоотношений, но и обеспечить ихвыполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
У ЗАО "УграКерам" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, имелась возможность в установленные законом сроки представить в Калужскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров, но ЗАО "УграКерам" установленная обязанность не была исполнена, что образует субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
ЗАО "УграКерам" не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению таможенного законодательства Союза.
Таким образом, ЗАО "УграКерам" были нарушены требования части 2 статьи 104 Закона № 311-ФЗ и пункта 7 Правил, выразившееся в несвоевременном представлении в Калужскую таможню статистической формы учета перемещения товаров от 10.09.2018 с системным номером 12100180910-16310941 за отчетный период август 2018 года, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19. 7.13 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения - 13.09.2018.
В соответствии с частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 104 Закона №311-ФЗ Правительство Российской Федерации постановило определить Федеральную таможенную службу уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно части 2 статьи 104 Закона №311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Статистическая форма учета перемещения товаров утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым также определены и Правила.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Заявителем не оспаривается наличие в его действиях события административного правонарушения.
Судом не установлено обстоятельств, а заявителем за время рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности. Риск бездействия в данном вопросе лежит исключительно на самом заявителе.
При таких обстоятельствах вина заявителя является доказанной.
Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции, в минимальном размере.
Существенных нарушений процессуальных требований при проведении проверки и составлении административного материала суд не усматривает.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление №10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 названного Постановления).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления №10).
Обращаясь с заявлением в Арбитражный суд, общество просило признать административное правонарушение малозначительным и применить ст. 2.9 КоАП РФ. При этом заявителем не указано исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным. Заявитель ссылался только на отсутствие последствий нарушения, незначительный срок просрочки 1 день. Просило принять во внимание, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности.
Сами по себе эти обстоятельства не являются исключительными, дающими основание для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Ходатайство общества о применении статьи 2.9 КоАП РФ рассмотрено исполняющим обязанности начальника Калужской таможни в определении от 22 октября 2018 года, в удовлетворении ходатайства отказано мотивированно и обоснованно. Приведенные в таможне доводы общества о занятости сотрудников, о служебной командировке и поломке автомобиля 12 сентября 2018 года не являются исключительными обстоятельствами для признания правонарушения малозначительным. Приведенные обстоятельства являются внутренними проблемами общества и не свидетельствуют о невозможности своевременного предоставления статистической формы с таможню.
Довод заявителя о том, что статистическая форма изначально заполнена с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы и информационно-коммуникационной сети "Интернет" в установленный законом срок не свидетельствует о своевременном исполнении обязанности по предоставлении статистической формы.
В соответствии с пунктом 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В данном случае у заявителя электронная подпись отсутствовала, вследствие чего статистическая форма была представлена в таможню нарочным способом. Следовательно, датой подачи статистической формы считается дата ее поступления в таможню, то есть 13.09.2018, независимо от того, когда заявителем была заполнена форма с использованием программного обеспечения.
Таким образом, судом установлено, что общество не было лишено возможности отправить статистическую форму 12 сентября 2018 года, в том числе по почте заказным письмом из любого населенном пункта. Поломка автомобиля или нахождение в командировке не препятствует этому. При этом датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления.
Никаких иных доводов заявителем не указано.
Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела не подтверждено.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и формальным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
В связи с указанным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания указанного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Аналогичный правовой подход при аналогичных обстоятельствах, в том числе при просрочке предоставления статистической формы сроком на 1 день подтвержден Постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 года по делу №А62-8219/2017; в Постановлении от 12.09.2018 года по делу №А23-3101/2018.
Руководствуясь статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Калужской таможни от 22.10.2018 №10106000-782/2018 о привлечении акционерного общества "УграКерам" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи жалобы в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калужской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.А.Масенкова