ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-8288/19 от 29.07.2020 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-8288/2019

5 августа 2020 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2020

Полный текст решения изготовлен 05.08.2020

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бубновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Самсунг Электроникс Рус Калуга" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 249002, <...> северный, д. 1)

к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>,  ИНН <***>, 248000, <...>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) ФИО1 (248000, г. Калуга);

2) ФИО2 (249160, Калужская обл., Жуковский р-н, г. Белоусово);

3) ФИО3 (249190, Калужская обл., г. Жуков);

4) ФИО4 (249032, Калужская обл., г. Обнинск);

5) ФИО5 (249007, Калужская обл., Боровский р-н, дер. Кривское);

6) ФИО6 (249091, Калужская обл., г. Малоярославец);

7) ФИО7 (249000, Калужская обл., Боровский р-н,
г. Балабаново);

8) ФИО8 (249000, Калужская обл., Боровский р-н,
г. Балабаново-1),

о признании недействительным решения,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 16.09.2019 № 650/ПДС в части возложения на страхователя обязанности в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом фонда социального страхования в связи с недостоверностью предоставленных страхователем сведений для начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком: за 2016 год - 92 510,93 руб., за 2017 год – 739 580,48 руб., за 2018 год – 568 963,49 руб.

В обоснование требования в заявлении и дополнениях к нему указано, что общество не нарушало закон при приеме заявлений от застрахованных лиц и направлении в фонд необходимых сведений, не предоставляло в фонд недостоверные сведения; решение о назначении выплат принимает фонд. Кроме того, полагает, что вступившим в законную силу судебным актом установлена добросовестность ФИО7, что опровергает доводы фонда.

Фонд представил материалы проверки и отзыв с дополнениями, в которых полагает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Третьи лица отзывов не представили.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 АПК РФ заявление рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года    № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) страховщиками по обязательному социальному страхованию являются коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им социального страхового обеспечения, права и обязанности субъектов, а также условия, размеры и порядок обеспечения граждан, подлежащих указанному виду обязательного социального страхования закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Согласно статье 2.2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 01 июля 2016 года в связи с вступлением в пилотный проект «прямые выплаты» на территории Калужской области действует Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 (далее - Положение). Согласно Положению изменился порядок выплаты пособий застрахованным гражданам, в том числе по временной нетрудоспособности. В связи с чем, пособия получателям выплачивает непосредственно региональное отделение при предоставлении работодателями (страхователями) документов, необходимых для назначения и исчисления размера пособия.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» с 30 июля 2007 года и по настоящее время состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в региональном отделении.

В региональное отделение от страхователя ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» поступили электронные реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по уходу за ребенком следующим получателям:

- Араканцевой Ольге Анатольевне

реестр 368BA02C9CCF80ECE0530713E00AEC44, за период с 01 июля по 10 декабря 2016 года;

- Милькерене Татьяне Владимировне

реестр 57F12A3FF98E2E6BE0530713E00A858D, за период с 28 августа 2017 года по 30 ноября 2018 года

- ФИО5

1) реестр 5E05F9F83E7CF8D1E0530713E00AFD48, за период со 02 ноября 2017 года по 01 декабря 2018 года;

2) реестр 70BA370ADA71AD37E0530813E00A3374, за период с 09 июля 2018 года по 01 декабря 2018 года;

3) реестр 7647B0ABA6717909E0530613E00A3B44, за период с 18 сентября 2018 года по 01 декабря 2018 года;

- ФИО6

1) реестр 4B28A3DB100AB3E1E0530813E00A9345, за период с 01 марта 2017 года по 23 июля 2018 года;

2) реестр 54CF5A603C1F01BEE0530713E00A57C1, за период с 12 июля 2017 года по 23 июля 2018 года;

3) реестр 62F89C002B9F540FE0530813E00A3E78, за период с 09 января по 23 июля 2018 года;

- ФИО1

1) реестр 422F98658A98A73BE0530813E00A15E8, за период с 14 ноября 2016 года по 17 сентября 2017 года;

2) реестр 54CF233C78180A0EE0530713E00AF880, за период с 10 июля 2017 года по 01 мая 2018 года;

- Тену Николаю Витальевичу

реестр 4B2888A23E13F9ABE0530813E00A6475, за период с 17 апреля по 17 октября 2017 года;

- ФИО4

 1) реестр 4422F2909721B5ADE0530813E00A0E2A, за период с 20 декабря 2016 года по 10 апреля 2018 года;

 2) реестр 56DF95153752BCFE0530613E00A09CF, за период с 14 августа 2017 года по 10 апреля 2018 года;

- Сазонову Евгению Викторовичу

реестр 41DDE0CAEBEFAE97E0530813E00A4475, за период с 28 ноября 2016 года по 06 апреля 2018 года.

Поступающие электронные реестры в региональном отделении автоматизировано проходят форматный контроль программой «АРМ ввода» для выявления ошибок, содержащихся в данных, необходимых для назначения пособий.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом № 255-ФЗ и Федеральным законом от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона       № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

Пунктом 4 части 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, с учетом положений Закона № 255-ФЗ, определено, что Фонд социального страхования, как страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязан обеспечивать контроль за расходами на данный вид страхования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, пунктам 1, 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам и не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, региональное отделение 12-16 августа 2019 года провело выездную (плановую) проверку, в ходе которой установлено следующее.

1. Получатель ФИО2 Условия:

1) Получатель является бабушкой ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Ребенок проживает по месту жительства матери; у получателя пособия иное место проживания;

4) Сокращение рабочего времени на 1 час в неделю (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 39 часов в неделю).

2. Получатель ФИО8 Условия:

1) Получатель является бабушкой ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Ребенок проживает по месту жительства матери; у получателя пособия иное место проживания;

4) Сокращение рабочего времени на 1 час в день (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 35 часов в неделю).

3. Получатель ФИО5 Условия:

1) Получатель является отцом ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Сокращение рабочего времени - два дня в неделю на 4 часа (среда и пятница неполное рабочее время по 4 часа; остальные дни – полный рабочий день).

4. Получатель ФИО6 Условия:

1) Получатель является бабушкой  ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Сокращение рабочего времени на 1 час в неделю (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 39 часов в неделю).

5. Получатель ФИО1 Условия:

1) Получатель является бабушкой ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает; учится в колледже, в котором находится в академическом отпуске, совпадающем по времени с отпуском по уходу за ребенком, предоставленным получателю;

3) Сокращение рабочего времени на 1 час в неделю (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 39 часов в неделю).

6. Получатель ФИО7 Условия:

1) Получатель является отцом ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Сокращение рабочего времени на 1 час в неделю (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 39 часов в неделю).

7. Получатель ФИО4 Условия:

1) Получатель является бабушкой ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать и отец ребенка не работают;

3) Сокращение рабочего времени на 1 час в неделю (при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сокращение до 39 часов в неделю).

8. Получатель ФИО3 Условия:

1) Получатель является отцом ребенка, за которым осуществляется уход;

2) Мать ребенка не работает;

3) Сокращение рабочего времени на один день в неделю (пятница – не рабочий день; остальные дни – полный рабочий день).

Сокращение рабочего времени от 1 часа в неделю (сокращение рабочего времени только в пятницу на 1 час) до 8 часов в неделю (сокращение только в среду и пятницу по 4 часа, либо установление дополнительного выходного дня только в пятницу) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

В рассматриваемых случаях, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в результате исследования карточек сотрудников и расчетных листов получателей пособий.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении заявителем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств регионального отделения.

Направляя в региональное отделение электронные реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты вышеуказанным получателям социальных пособий, страхователь представил недостоверные сведения о наличии права на получение пособия по уходу за ребенком лицам, фактически не осуществляющим уход за ребенком, а следовательно, не имеющим право на получение пособия, согласно нормам действующего законодательства.

Положение и действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности проверки при поступлении от страхователей всех сведений, необходимых для исчисления и выплаты пособий застрахованным. Поэтому пунктом 16 Положения предусмотрено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с недостоверностью представленных сведений и, в этой связи, неправомерной выплатой пособий лицам, не имеющим права на их получение, региональным отделением была произведена переплата общей суммой (по всем вышеуказанным получателям): за 2016 год – 92510,93 рублей; за 2017 год – 739580,48 рублей; за 2018 год – 568963,49 рублей.

Данное обстоятельство было установлено в ходе проведенной проверки, в реализацию материалов которой фондом принято решение от 16.09.2019 № 650/ПДС.

Таким образом, фонд по совокупности фактических обстоятельств пришел к выводу о том, что вышеприведенное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая утрату заработка.

Не согласившись с данным решением фонда, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ), в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон №81-ФЗ), закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии со статьей 11.1 Закона №255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времениили на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона №255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Из совокупности положений статей 13, 14 Закона №81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

С 01.07.2016 в связи с вступлением в пилотный проект «прямые выплаты» на территории Калужской области действует Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 (далее - Положение). Согласно Положению изменился порядок выплаты пособий застрахованным гражданам, в том числе по временной нетрудоспособности. В связи с чем, пособия получателям выплачивает непосредственно региональное отделение при предоставлении работодателями (страхователями) документов, необходимых для назначения и исчисления размера пособия.

Из части 2 статьи 11.1 Федерального закона №255-ФЗ следует, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Таким образом, предусмотренное части 2 статьи 11.1 Закона №255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

В силу статьи 93 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

Такая обязанность исходя из совокупности положений части 1 статьи 93 и статьи 256 ТК РФ возникает у работодателя в случае, если с заявлением об установлении неполного рабочего времени обращается, в том числе, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отец ребенка, бабушка, дед, другой родственник или опекун, фактически осуществляющий уход за ребенком и желающий работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является государственной гарантией работнику, предусмотренной Федеральным законом от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», где ежемесячное пособие по уходу за ребенком является материальной компенсацией утраченного заработка в размере 40 процентов за нормальную продолжительность рабочего времени.

Трудовым законодательством установлена общая норма рабочего времени (нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов в день), соответственно работнику должно оставаться время для осуществления ухода за ребенком, за которое он получает ежемесячное пособие в размере 40% от заработка.

Вышеприведенное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, априобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа по делу № А23-2276/2019, Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу № А43-14545/2019, Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А73-23216/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А21-1329/2019, Арбитражного суда Уральского округа по делу № А76-9268/2018, Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А23-3507/2019 и др.

Осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение возможно, в том числе в рамках обязательного социального страхования, целями которого являются компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе и в случаях ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

При указанном незначительном сокращении продолжительности рабочего дня, не являющемся достаточным для осуществления ухода за малолетними детьми (а также в совокупности с иными установленными фондом обстоятельствами, свидетельствующими о фактическом осуществлении ухода за детьми иными лицами), в период получения пособия доход застрахованных лиц существенно превысил ранее получаемый, то есть в данном случае в результате злоупотребления правом пособие по уходу за ребенком вместо должной компенсаторной функции приобрело характер дополнительного материального стимулирования работника.

Отделение Фонда правомерно расценило указанное обстоятельство как злоупотребление правом, поскольку страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Закону №165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Страхователь в электронном виде предоставляет реестр на выплату соответствующих пособий. Фактически реестр формируется из данных, которые вносит в программу работодатель. Для формирования реестра работодатель заполняет электронное заявление, в котором указывает необходимые данные для назначения и получения пособия.

Таким образом, вследствие представления недостоверных сведений заявителем пособие по уходу за детьми до полутора лет начислено и оплачено застрахованному лицу без учета отсутствия фактического ухода за детьми и компенсационного характера социального пособия, тем самым предоставив возможность работнику неосновательного обогащения за счет ежемесячного пособия, выплачиваемого из бюджета Фонда.

На основании части 2 статьи 15.1 Закона №255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Не принятые отделением Фонда расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона №255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 №304-КГ15-5176).

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2019 по делу №А48-5927/2018.

В опровержение доводов заявителя фондом правомерно указано, что сведения о продолжении работы на условиях неполного рабочего времени могут быть установлено только при изучении первичной документации, а именно – при ознакомлении с заявлениями и приказами о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и о работе на условиях неполного рабочего времени. Именно из данной первичной документации фондом установлено, что рабочее время получателей сокращено от 1 часа до 8 часов в неделю. В результате установления указанных обстоятельств региональным отделением был сделан вывод о невозможности осуществления фактического ухода за ребенком при работе в таком режиме.

Необходимо отметить, что страхователем в часть поданных электронных реестров некорректно внесены сведения о сокращении рабочего времени получателям пособия.

Так, раздел «Данные для расчета» вкладки «Расчет» электронного реестра содержит информацию о размере ставки получателя пособия, указанного в трудовом договоре получателя пособия, а не сокращение установленного рабочего времени в связи с нахождением застрахованного в отпуске по уходу за ребенком.

Данное пояснение следует из приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 июня 2012 года № 223 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения», действовавшего на момент предоставления заявителем спорных реестров в региональное отделение (Приложение № 6 к Приказу, пункт 2.14) (далее – Приложение № 6 к Приказу). Аналогичное пояснение имеется в приказе Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 ноября 2017 года (Приложение № 6 к Приказу, пункт 3.14), начало действия которого  - 29 января 2018 года.

В представленных электронных реестрах в вышеуказанном разделе страхователь указал размер ставки от 0,75 до 0,900. Однако, согласно трудовым договорам получателей пособий им устанавливается сорокачасовая рабочая неделя, то есть работникам установлена нормальная продолжительность рабочего времени; сокращение ставки трудовыми договорами не предусмотрено.

Таким образом, представленные страхователем в электронных реестрах сведения о выплате пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам являются недостоверными, поскольку права на получение указанного пособия при обстоятельствах, установленных выездной проверкой, они не имеют.

В электронный реестр, согласно Приложению № 6 к Приказу, сведения о наличии права на получение пособия по уходу за ребенком (в том числе, фактическое осуществление ухода) не вносятся. Наличие такого права предполагается страховщиком, поскольку, страхователь, отправляя указанный реестр, самостоятельно установил данное обстоятельство на основании представленных ему застрахованным лицом документов.  Если представленные страхователю документы не подтверждают наличие права на получение пособия, реестр в региональное отделение не направляется. Таким образом, руководствуясь принципом добросовестности страхователя, региональное отделение принимает заявление о выплате пособия и реестр к исполнению.

Вместе с тем, несмотря на то, что сведения, содержащиеся в электронных реестрах на выплату пособия застрахованным, являются недостоверными, их объем полный (полностью соответствует Приложению № 6 к Приказу) и достаточный для определения размера пособия по уходу за ребенком получателю. При наличии в электронном реестре полного объема сведений, необходимых для исчисления пособия, оснований для запроса дополнительных сведений у регионального отделения не имеется.

Так, в соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 извещение о предоставлении недостающих сведений направляются страхователю только в случае представления в территориальный орган Фонда сведений не в полном объеме. Необоснованный запрос сведений является незаконным и ведет к необоснованному затягиванию сроков выплаты пособия получателю.

Согласно пункту 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Ссылка заявителя на решение Боровского районного суда Калужской области от 31.01.2020 по делу № 2-260/2020, которым обществу отказано во взыскании с ФИО7 излишне выплаченной суммы пособия по уходу за ребенком, судом отклоняется. Данным решением в иске отказано по мотивам непредоставления истцом суду доказательств недобросовестности получателя пособия, что не тождественно судебному установлению данного факта. Кроме того, основанием для принятия оспариваемого в настоящем деле решения явилось предоставление фонду недостоверных сведений заявителем (обществом), а не застрахованными лицами – заявителю (обществу).

На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать полностью в удовлетворении заявленного требования.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                                 Д.В. Харчиков