ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-8340/19 от 03.12.2019 АС Калужской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А23-8340/2019

03 декабря 2019 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2019 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Балясовой Е.В., после перерыва секретарем судебного заседания Бараненковой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Юхновского района Калужской области (Калужская область, г.Юхнов, ул.Бебеля, д.23а)

к муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства муниципального образования "Городское поселение Город Юхнов" (ОГРН 1024000720700, ИНН 4022000280, Калужская область, г.Юхнов, ул.Урицкого, д.65)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя - представителя Островской М.А., удостоверение,

от лица, привлекаемого к административной ответственности, - представителя Цюцюра Е.Ф. по доверенности от 25.11.2019 №16, паспорт,

после перерыва:

от заявителя - представителя Островской М.А., удостоверение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Юхновского района Калужской области обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства муниципального образования "Городское поселение Город Юхнов" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования, не возражала против снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, вину предприятия признала, указала на устранение выявленных нарушений, просила назначить минимальное административное наказание, представила в материалы дела отзыв и документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение предприятия.

В судебном заседании 27.11.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 03.12.2019, после перерыва судебное заседание объявлено продолженным.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 АПК РФ заявление рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, отсутствия возражений.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии со свидетельством серия 40 №001318458 от 29.06.2009 выдано МИФНС №2 по Калужской области, ОГРН 1024000720700, ИНН 4022000280, КПП 402201001, юридический адрес: 249910, Калужская область, г.Юхнов, ул.Урицкого,
д.65.

Прокуратурой Юхновского района Калужской области, в рамках предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, на основании решения о проведении проверки от 24.09.2019, в связи с поступившим обращением Ферзиковой Н.Г., 24.09.2019 проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МУП КХ МО ГП «Город Юхнов».

С решением о проведении проверки от 24.09.2019 ознакомлен директор предприятия Кортяев А.Д. - 24.09.2019, что подтверждается отметкой на указанном решении.

Прокурорской проверкой установлено, что МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» имеет действующую лицензию серии 040 №00078 от 29.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выданную Управлением Росприроднадзора по Калужской области по виду работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности - сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.

Согласно лицензии местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности являются: 249910, Калужская область, г.Юхнов, ул.Урицкого, д.65.

К проведению проверки прокуратурой района были привлечены: сотрудники ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калужской области лейтенант полиции Здесев Р.В. и старший лейтенант полиции Овчинников Д.В.

Сбор и транспортировка отходов IV класса опасности МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» осуществляется с использованием специализированного автомобиля мусоровоза ГАЗ - КО-440-2 государственный регистрационный знак Е243РЕ40 - договор аренды транспортных средств без экипажа от 28.12.2018 №3/1.

Так, водитель мусоровоза Подвязников С.В., примерно с 08 часов 00 минут 24.09.2019, по указанию генерального директора МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» Кортяева А.Д., с использованием специализированного автомобиля мусоровоза ГАЗ - КО-440-2 государственный регистрационный знак Е243РЕ40 совершал объезд ул.Революции, ул.Бебеля, ул.Строителей, ул.Пролетарский. На данных улицах он осуществлял прием отходов 4 класса опасности в целях их дальнейшего размещения. Сбор, то есть прием отходов заключался в следующем: Подвязников СВ. принимал от граждан и организаций мешки с мусором и грузил их в контейнер (кузов) автомобиля. Около домов, где имелись мусорные контейнеры, при помощи механизмов автомобиля осуществлялась загрузка имеющихся в них отходов в контейнер (кузов) автомобиля.

В мусорных мешках, находились отходы из жилищ, офисных и бытовых помещений несортированный мусор, то есть отходы IV класса опасности, соответствующие кодам 7 3111001724, 7 33 10001724, 7 3339001714 федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», что подтверждается паспортом отходов и объяснениями Подвязникова С.В.

После заполнения отходами контейнера (кузова) специализированного автомобиля мусоровоза ГАЗ - КО-440-2 государственный регистрационный знак Е243РЕ40 Подвязниковым С.В. осуществлялось перемещение данных отходов вне границ земельного участка, то есть места нахождения и места осуществления лицензируемой деятельности к месту их временного размещения (мусороперегрузочная площадка) по адресу: Калужская область, г.Юхнов, ул.Лесная.

24.09.2019 нарядом ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калужской области в период времени с 08 часов 30 минут до 09 часов 00 минут по ул.Маяковского вблизи дома 2а был остановлен специализированный автомобиль мусоровоз ГАЗ - КО-440-2 государственный регистрационный знак Е243РЕ40 под управлением водителя Подвязникова С.В., осуществляющий транспортирование отходов IV класса опасности.

Согласно трудовому договору от 30.05.2018 №8 Подвязников С.В. является работником МУП КХ МО ГП «Город Юхнов», а именно водителем 4 разряда.

Вместе с тем, работник МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» Подвязникова С.В. не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Таким образом, в нарушение вышеназванных требований действующего законодательства юридическим лицом МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» лицензируемая деятельность - сбор и транспортировка отходов IV класса опасности осуществляется с использованием работника, не имеющего профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

По вышеуказанным фактам составлен акт проверки от 24.09.2019.

Прокурором Юхновского района Калужской области в отношении МУП КХ МО ГП «Город Юхнов», в присутствии директора предприятия Кортяева А.Д., 22.10.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому ответчик нарушил требования подпункта «г» пункта 3 Положенияо лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062,чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокуратуры Юхновского района Калужской области в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Из пункта 30 части 1 статьи 12 названного Закона следует, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункта 1 Положения настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению - сбор отходов IV класса опасности и транспортирование отходов IV класса опасности.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

В силу подпункта «а» пункта 4 Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также: допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Материалами дела установлено, что наличие объективной стороны вмененного предприятию правонарушения подтверждается представленными прокуратурой в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 24.09.2019, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.10.2019.

Судом установлено, что предприятие не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий законодательства, регламентирующих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.

Срок давности привлечения к ответственности, в соответствии с нормативной совокупностью пункта 1 части 1 и пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Между тем, исключительных обстоятельств для целей признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется. По мнению суда, в данном случае существенная угроза охраняемым законом правоотношениям выразилась в пренебрежительном отношении лицензиата, к исполнению обязательных требований, предъявляемых законодателем к осуществлению лицензируемого вида деятельности, и возможным негативным последствиям от их неисполнения. Такое поведение хозяйствующего субъекта является социально опасным и недопустимым.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае суд не находит.

Смягчающих и отягчающих ответственность предприятия обстоятельств судом не установлено.

При определении размера штрафа суд учитывает отсутствие в материалах дела сведений о привлечении МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» к административной ответственности за иные правонарушения, признание вины и устранение выявленных нарушений, а также необходимость реализации установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целей административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Вместе с тем, суд считает необходимым и возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного административной санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, руководствуясь следующим.

В силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определение судом конкретной меры ответственности для нарушителя (в частности размера штрафа) является его правом, реализуемым с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.

В данном случае суд исходит из того, что административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Существенное значение для индивидуализации административной ответственности имеет характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, при учете которых обеспечивается справедливое и соразмерное административное наказание. Для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц минимальный размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи.

В связи с этим суд, учитывая характер и последствия правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также то, что в данном случае минимальный размер штрафа не обеспечивает справедливое и соразмерное административное наказание.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного, суд находит МУП КХ МО ГП «Город Юхнов» подлежащим привлечению к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб., со взысканием в доход соответствующего бюджета по реквизитам:

Получатель УФК по Калужской области (Прокуратура Калужской области),

ИНН 4027020160,

КПП 402701001,

Счет 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга,

БИК 042908001,

ОКАТО 29401000000,

КБК 415 1 16 90010 01 6000 140.

Не позднее 60 дней со дня вступления данного решения в законную силу штраф должен быть уплачен (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ), а документ об уплате (либо его заверенная копия) - представлен в Арбитражный суд Калужской области с указанием номера дела.

В силу положений части 5 данной статьи непоступление в суд в указанный срок такого документа повлечет организацию принудительного исполнения настоящего решения и, при установлении факта неуплаты, - привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства муниципального образования "Городское поселение Город Юхнов" (ОГРН 1024000720700, ИНН 4022000280, Калужская область, г.Юхнов, ул.Урицкого, д.65) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья О.А. Масенкова